Новости – Люди












Люди
Храм в «Торфянке»: противостояние продолжается

Участники митинга в защиту строительства храма в парке «Торфянка». Фото: Елена Горбачева/ «Русская планета»
На северо-востоке Москвы снова обострился конфликт вокруг строительства храма
10 июля, 2015 11:27
8 мин
Храмоборцы в очередной раз вышли на митинг против строительства церкви в парке «Торфянка», несмотря на призыв патриарха соблюдать режим тишины до тех пор, пока точку в этом вопросе не поставит суд.
От храмоборцев ждали провокаций. В социальных сетях раздавались призывы к тому, чтобы штурмовать стройплощадку и свалить поклонный крест, который сейчас там стоит, говорят защитники храма, вышедшие, чтобы встать живой стеной на пути протестующих.
Корреспондент «Русской планеты» наблюдал за новым витком противостояния в «Торфянке».
Держать ряды
— Если начнется атака, встанем, будем держать ряд и не отвечать. Как бы сильно нас не били! — молодой человек в казачьей униформе готовится сдержать натиск храмоборцев.
О том, что со стороны противников строительства возможны провокации, стало известно накануне. В группах в «ВКонтакте» активисты призывали ломать ограду и идти рушить крест на строительной площадке во время разрешенного митинга 9 июля, сказал РП Аркадий Турченко, казачий атаман и начальник департамента по работе с казачеством организации «Русский выбор».
Казаки, которых сейчас на площадке около ста, выстраиваются по периметру. К ним присоединяются молодые люди в спортивных рубашках-поло — активисты православного движения «Сорок сороков», которое, по словам организаторов, играет роль «скорой помощи» и ездит для поддержки.

Участники митинга в защиту строительства храма в парке «Торфянка»
Участники митинга в защиту строительства храма в парке «Торфянка». Фото: Елена Горбачева/ «Русская планета»
Впрочем, местных среди протестующих на поверку оказывается не так много. На храмоборческом протесте, искусственно разжигая страсти среди жителей районов, зарабатывают себе очки политические движения и партии.
— В первую очередь это КПРФ и "Яблоко", — говорит Аркадий Турченко. — У "Яблока" вообще есть конкретная цель — остановить программу "200 храмов", в рамках которой в столице строят церкви шаговой доступности».
— У противников храмов есть мобильные группы, которые ездят по всей Москве и будоражат народ. Получается, что им это можно, а права православных никто не защищает. И как только эту нишу заняло движение «Сорок сороков», как только мы стали появляться на столичных стройплощадках с поддержкой храмов, нас тут же обозвали националистами и фашистами, — говорит Андрей Кормухин, координатор движения «Сорок сороков».
Он добавляет, что активисты движения, среди которых много профессиональных спортсменов, присутствуют на площадках как сдерживающий фактор. Это не дает храмоборцам устроить провокацию.
Сейчас вход на стройплощадку загораживает участник «Сорока сороков» кавказец по имени Коба. «У нас разные люди — грузины, калмыки есть, — отмечает Кормухин. — Но вот они (храмоборцы. — Прим. авт.) слышат акцент Кобы, и тогда мы, кого они совсем недавно называли фашистами, становимся уже чурками».
Символ протеста — собачник
Митинг храмоборцев проходит соседству со стройплощадкой. Организована сцена, на ней выступает молодой человек. Митинг разрешен местными властями. Противники храма решили провести его, несмотря на призыв патриарха Кирилла к обеим сторонам конфликта соблюдать мир до тех пор, пока вопрос о строительстве рассматривает суд.
Многие люди стоят с плакатами. Антирелигиозных лозунгов на них нет, в основном только фразы «За парк!».

Участники митинга в защиту парка «Торфянка»
Участники митинга в защиту парка «Торфянка». Фото: Елена Горбачева/ «Русская Планета»
— Этим людям не парк нужен, а власть! — возмущается защитник храма из числа местных жителей. — Это днем они добрые — на камеры, для журналистов. А ночью маски слетают: бутылки кидают на площадку, про оскорбления уж не говорю.
Прошу его показать паспорт как доказательство, что защитник храма — местный. Паспорта нет, зато он есть у его жены — с пропиской на соседней улице.
— Мы готовы общаться с противниками храма, но их кураторы запрещают им это делать, — говорит Аркадий Турченко. – Но люди все равно подходят к нашему лагерю — в обход, с другой стороны. Мы им объясняем, какого размера будет храм, кому он будет посвящен, что ни одного дерева не вырубим. И они сами оставляют подписи за строительство.
Противники храмов заявляют, что строительство началось незаконно: о начале общественных слушаний, которые должны предварять стройку, они не знали. «В один день повесили на домах объявления, что здесь будет пятикупольный храм, и все!» — рассказывает местная жительница из числа противников стройки.

Митинг с требованием к властям о прекращении строительства в парке храма
Митинг с требованием к властям о прекращении строительства в парке храма. Фото: Елена Горбачева/ «Русская планета»
«О слушаниях было известно давно, — возражает Наталья Семенова, член местной православной общины. — Просто те, кому нужен храм, ходили на них, а остальные не интересовались слушаниями совершенно, знай себе, гуляли с собаками в парке, а теперь спохватились».
Именно с собачников, по словам Семеновой, в «Торфянке» началась волна протеста, к которой вскоре присоединились политические силы и храмоборцы из других районов: «Собачники поняли, что храм "сдвинет" их вглубь парка, а там уже гуляют мамы с детьми, и они их к себе не подпустят. Потому что собак выгуливают без ошейников, за ними не убирают. И вот тут они и подняли крик!»
Конфликт перешел в активную фазу во второй половине июня, когда начали расчищать площадку под строительство. Протестующие разбили рядом палаточный лагерь с целью не допустить на нее строительную технику. В ответ в защиту храма выступили верующие. Начались открытые столкновения, и несколько дней накал страстей в парке сдерживал ОМОН.
Противники храма обратились в Бабушкинский суд, заявив, что строительство незаконно. Суд отказал в рассмотрении дела, и тогда активисты пошли в вышестоящую инстанцию — Мосгорсуд, где решение Бабушкинского суда об отказе в рассмотрении дела было отменено.
25 июня префектура СВАО вынесла решение о заморозке строительных работ в «Торфянке» до решения суда. Однако храмоборцы продолжают проводить митинги протеста.
Провокаторы внутри
Со стороны храмоборцев у сцены собирается около 500 человек. Защитников храма почти вдвое меньше, но их решительный вид, кажется, действительно останавливает протестующих, не давая им пойти на открытый конфликт.
К миролюбию подталкивают также полицейские, наблюдающие за происходящим, и, как ни странно, те из протестующих, которые выступают на сцене: они призывают не сеять рознь, религиозную в том числе.
Перед сценой суетится молодой человек в бежевом костюме со значком КПРФ. Говорит, что ищет «укропских провокаторов»: «Вот ходят среди протестующих женщины, у них значки с цветами Украины на груди». Шаткое единство в лагере храмоборцев, где одни выступают против храма, а другие ищут «укропских провокаторов», еще больше разбавляет начавшийся дождь. Из-за ливня многие сразу же покидают митинг, остается лишь пара десятков человек.
В православном лагере количество людей не уменьшается.
Под струями дождя верующие встают в круг на молитву.

Парк «Торфянка»
Парк «Торфянка». Фото: moskvapark.naidich.ru
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости