Храм над водой
Храм Покрова на Нерли. Фото: М. Юрченко / РИА Новости

Храм Покрова на Нерли. Фото: М. Юрченко / РИА Новости

Церкви Покрова на Нерли — 850 лет

850-летие храма Покрова на Нерли отметят масштабным фестивалем исторической реконструкции, сообщает «Интерфакс». Эту хрупкую церковь строили все вместе — итальянцы, поляки и русские, а князя, который начал строительство, причислили к лику святых.

«Русская планета» вспоминает, как появился на свет храм Покрова на Нерли, один из самых узнаваемых в мире образов православия

Красота на ровном месте

«Возвели ее в одно лето, а на строительстве работали из всех земель мастера», — говорит летописный текст о строительстве церкви .

Разноликую строительную артель, в которой, по словам историка Татищева, были, кроме русских, и немцы, и итальянцы, и венгры, собрал князь Андрей Боголюбский. Против воли отца Юрия Долгорукого ушел он княжить из Вышгорода (что близ Киева) во Владимир-на-Клязьме. И задумал князь ни много ни мало: сделать из Владимира такой город, чтобы был не хуже Киева. Так и собралась под его началом артель.

Потекли во Владимир обозы с материалом, застучали инструменты. За семь лет — с 1158-го по 1165-й — поднялись церкви одна другой краше: встали Золотые Ворота — по примеру киевских, встала церковь Спасова, под Владимиром строился храм Рождества Богородицы, и венцом этого обширного строительства должна была стать церковь Покрова на Нерли.

Место для храма выбирал сам князь — посреди зеленого луга, у слияния Нерли и Клязьмы, по которым шли во Владимирскую землю суда. Андрею хотелось, чтоб вокруг было красиво: строительство во Владимире, с энтузиазмом начатое князем, к моменту закладки храма Покрова на Нерли приобрело скорбный повод — в год 1165-й, во время похода на волжских булгар скончался от ран старший сын Андрея Изяслав. Новую церковь князь посвящал ему.

По легенде даже камень для строительства церкви привезли из Волжской Булгарии, чтобы помнили стены, чьей кровью они омыты. Впрочем, позже красивую легенду, источником которой стало житие князя Андрея, опровергли ученые. Они выяснили, что известняк, или «белый камень», бывший основным стройматериалом во Владимиро-Суздальской Руси, добывали в Подмосковье.

Общими усилиями церковь возвели за несколько месяцев. При ней князь распорядился создать монашескую обитель.

Богородица и князь

Житие князя Андрея сообщает: около 1130 года прибыла в Киев из Константинополя чудотворная икона Богородицы, написанная, как считали, самим евангелистом Лукой. Из Киева икону, почитавшуюся как чудотворную, отправили в Вышгород — туда, где некогда проживала святая княгиня Ольга.

Образ Богоматери настолько впечатлил молодого князя, что он проводил перед иконой много времени. И когда позже Андрей уезжал из Киева, то взял икону с собой во Владимир: из-за этого ее и стали называть «Владимирской».  Предание рассказывает, что и сама икона будто бы хотела покинуть пределы Киевской земли: «Металась по воздуху в храме, словно было ей тесно». Жители Вышгорода были бы против того, чтобы их святыню увезли, и тогда Андрей подговорил священника и тайно забрал икону из храма ночью.

То же предание говорит, что князь уговаривал ехать с ним на север и своего отца. Насмотревшись на междоусобные распри, он говорил: «Едем, батюшка, нечего нам здесь делать. Уй­дем-ка от­сю­да (из Киева. — РП) за­теп­ло». Север виделся благочестивому Андрею оплотом единой православной веры. И этот оплот он намеревался создать во славу Богородицы, своей охранительницы и заступницы.

Видение Пресвятой Богородицы князю Андрею, на которое ссылается житие, произошло в десяти верстах к востоку от Владимира в 1157 году. По преданию княжеские лошади в этом месте вдруг встали и ни в какую не захотели идти дальше. Видя это, князь приказал свите готовить ночлег. Ночью случилось ему видение: будто бы Богородица сошла к нему и повелела устроить на этом месте монастырь и церковь «во имя Рождества моего». Так появилась новая обитель — князь назвал ее Боголюбимой. Вокруг обители выросло поселение, и его назвали Боголюбово. Самого же Андрея с тех пор стали звать Боголюбским — спустя почти шесть веков его прославят как святого.

Явление Пресвятой Богородицы благоверному князю Андрею Боголюбскому

Явление Пресвятой Богородицы благоверному князю Андрею Боголюбскому. Изображение: PravChelny.ru

Церковь Покрова на Нерли тоже посвятили Богородице. История с Покровом Божией Матери относится к житию царьградского святого Андрея Юродивого (историки полагают, что он мог жить либо в V, либо в X веке). В один из вечеров, молясь в храме, святой увидел, как к людям спускается Богородица и затем накрывает молящихся своим покрывалом (покровом).

В современной Православной церкви Покров относят к великим праздникам (14 октября), однако его происхождение вызывает споры. Некоторые историки полагают, что праздник пришел на Русь из Константинополя. В то же время есть версии, что празднование Покрова установил на Руси сам Андрей Боголюбский в память о том покровительстве, которое оказывала ему Богородица. Так или иначе, храм Покрова на Нерли остается самой древней на Руси Покровской церковью.

Изменить облик

Археологические исследования показали: возвышение-холм, на котором стоит храм Покрова на Нерли, создан человеческими руками. Его возвели, чтобы защитить хрупкую церковь от паводков. Мастера-архитекторы сначала заложили фундамент из булыжника, на котором возвели каменные стены высотой около четырех метров, затем эти стены присыпали и утрамбовали грунтом. Так получилось возвышение для храма.

Еще одно исследование, проведенное в советское время, говорит, что в древности храм со всех сторон окружали открытые галереи — по углам церкви обнаружены остатки их фундамента и белокаменные плиты с барельефами.

Эти находки дали возможность ученым сделать вывод, что в первые века своего существования храм выглядел иначе: его окружало несколько ярусов — белокаменные стены фундамента, затем галереи, и уже за ними, венчая композицию, возвышался сам храм.

Хрупкая церковь пережила много потрясений. Ее разорили во время татаро-монгольского нашествия, а позже едва не разобрали на части для строительства новых ворот в соседнем Боголюбском монастыре. Сегодня строение, которое реставратор Игорь Грабарь называл «самым совершенным храмом Руси», находится под защитой ЮНЕСКО.

«К японцам мы в баню ходили» Далее в рубрике «К японцам мы в баню ходили»Ветеран советско-японской войны — о вежливых красноармейцах и о том, почему в войне нет ничего интересного

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»