90 лет одиночества
Храм святителя Николая Чудотворца в Красноярском крае. Фото: Е.З. Гевель/russian-church.ru

Храм святителя Николая Чудотворца в Красноярском крае. Фото: Е.З. Гевель/russian-church.ru

Почему жители села под Красноярском верят, что восстановление храма — единственный путь к возрождению

Под сводами полуразрушенного храма святителя Николая Чудотворца в селе Большой Кемчуг Козульского района Красноярского края впервые за последние 90 лет снова прозвучали слова молитвы. В воскресенье, 22 мая, по благословению митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеймона состоялся Водосвятный молебен в день перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.

— Богослужение провел иерей Александр Смирнов, священник Иоанно-Предтеченского храма города Красноярска, — сообщили корреспонденту РП в пресс-службе Красноярской епархии. — На молебне присутствовали не только жители села, но и паломники из краевого центра, а также участники православного молодежного братства имени апостола Фомы, организованного при Иоанно-Предтеченском приходе.

Для жителей Большого Кемчуга этот молебен стал символом надежды на то, что единственный в селе храм все-таки будет восстановлен. Ведь других церквей в округе нет, и верующим приходится уезжать за десятки километров, чтобы помолиться.

Но дело даже не в том, что далеко не у всех есть для этого силы и деньги. Намного важнее, что храм Николая Чудотворца всегда был духовным центром сибирского села, и жители мечтают, что он снова им станет, даст умирающей сегодня деревне новую жизнь.

«Русская Планета» узнала, как был построен храм в Большом Кемчуге, какую роль он играл в духовной и светской жизни этих мест и почему его до сих пор не удается восстановить.

Храм строили всем миром

В декабре 1836 года жители нескольких деревень Чернореченской волости Ачинской округи Енисейской губернии подали прошение епископу Томскому и Енисейскому Агапиту. Они попросили дозволения создать новый приход и построить в Больше-Кемчугском селении каменный храм во имя святителя и чудотворца Николая «собственным коштом», то есть за счет собранных всем миром средств.

— Чтобы скопить необходимые для строительства деньги, сельчане решили передать в пользу церкви приносивший неплохой доход перевоз через реку Кемчуг, протекающую через село, — рассказывает корреспонденту РП историк, краевед Сергей Липатьев. — Они обязались выделить из собственных владений под строительство будущего храма лучший участок земли, «сколько возможно ближайшей к самому селению». А также изъявили желание построить для священнослужителей два жилых дома со всеми необходимыми надворными постройками и одной баней. Чтобы будущий причт храма (священники и церковнослужители. — РП) не бедствовал во время частых в этой местности неурожаев, сельчане предложили выплачивать ему ругу — содержание, не зерном или другими продуктами, а деньгами.

Решение о строительстве каменного храма с одновременным образованием нового прихода в селе Большой Кемчуг было принято в 1838 году.

— Разработка проекта церкви была поручена помощнику енисейского губернского архитектора Петру Шарову — ученику прославленного зодчего Андрея Воронихина, создавшего Казанский собор в Санкт-Петербурге, — рассказывает РП архитектор Олег Михалев. — Перед началом строительства Шаров обследовал участок, на котором предстояло возвести храм, и пришел к следующему выводу: «Место для постройки каменной церкви... есть самое благонадежнейшее, от наводнений временно случающихся в оном селении безопасное».

Шаров создал проект храма с одним куполом и двухъярусной колокольней в стиле позднего классицизма, характерного для русской провинции. Свобода творчества зодчих в тот период была ограничена изданным в 1824 году по высочайшему повелению императора Александра I альбомом «Собрание планов, фасадов и профилей для строения церковных зданий». В этом издании содержались образцовые проекты, разработанные архитекторами Людвигом Шарлеманем и Андреем Михайловым. Но Петр Шаров взял на себя смелость существенно переработать типовой проект. Несмотря на это, в 1842 году замысел был утвержден резолюцией епископа Томского и Енисейского Агапита с незначительными замечаниями.

Храм святителя Николая Чудотворца в Красноярском крае

Храм святителя Николая Чудотворца в Красноярском крае. Фото: Е.З. Гевель/russian-church.ru

Кладка на куриных яйцах

Каменный храм по проекту Петра Шарова был заложен 1 октября 1842 года. Вероятнее всего, строительство велось под наблюдением самого архитектора.

— Моя прапрабабушка рассказывала моей бабушке, а она — мне, что храм строили всем миром, — говорит «Русской Планете» уроженка села Большой Кемчуг Светлана Ивина. — Со всех дворов приносили куриные яйца — их добавляли в раствор, чтобы кирпичная кладка получилась прочной.

Строительство было завершено в 1848-м. Однако двери храма распахнулись для прихожан лишь в следующем году, когда был официально открыт Больше-Кемчугский Николаевский приход. В его состав вошли село Большой Кемчуг и деревни Малиновка, Антоновка, Шарловка и Дубровка.

— В фондах красноярского краевого архива сохранилась опись имущества храма святителя Николая Чудотворца, датированная 1851 годом, — рассказывает Сергей Липатьев. — Из этого документа мы можем узнать, каким был его изначальный архитектурный облик и внутреннее оформление. В нем говорится: «Церковь каменная с таковою же колокольнею построена… иждивением прихожан и боголюбивых дателей длиною десять, а шириною седьм сажен с одним приделом во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского». Дальше дается подробное описание, из чего изготовлены, как окрашены и отделаны двери, полы, окна, сколько их и где. Из этого описания становится понятно, что приоритетом при строительстве был не внешний эффект, а прочность и долговечность конструкции и отделки. Богатством декора отличался лишь высокий предалтарный иконостас — резной, покрытый золотом. Отдельно упоминается, что в нем были «две иконы малого размера в серебряных под золотом ризах, весу в них до десяти золотников, подвешены на ангелах».

Всего через 13 лет после начала строительства, 27 октября 1861 года, храм был закрыт: было «воспрещено отправлять всякие богослужения по случаю полных повреждений».

— Достоверно неизвестна причина, по которой было принято такое решение. Есть предположение, что из-за допущенных при строительстве просчетов стало вызывать опасение состояние несущих конструкций, — уточняет Олег Михалев. — Но мне такая версия кажется сомнительной, поскольку если бы они изначально были спроектированы и построены неверно, то храму вряд ли удалось бы выдержать все испытания, которые выпали на его долю в XX веке. И если бы в здании проводилась серьезная реконструкция, то ее следы легко можно было бы обнаружить, а они отсутствуют. Поэтому вероятнее всего, решение о закрытии было принято из-за кирпичной двухъярусной колокольни церкви. Возможно, пришлось разобрать верхние ее ярусы, поскольку она не имеет характерного завершения из нескольких убывающих по размеру ярусов и шпиля, как у других храмов, построенных по проектам Петра Шарова в Красноярском крае.

Репрессированный причт

В 1883 году после проведенных ремонтных работ богослужения в храме Святителя Николая были возобновлены. С 1852 года в храме велась церковная летопись, поэтому сохранились имена всех священнослужителей, причастных к его жизни.

— В 1916 году в Красноярске была издана книга «Краткое описание приходов Енисейской Епархии», — рассказывает Сергей Липатьев. — В ней упоминается, что при храме святителя и чудотворца Николая была создана довольно большая библиотека, работала церковная школа на 40 учеников.

В 30-е годы прошлого века небогатый храм в Большом Кемчуге постигла та же судьба, что и большинство русских православных церквей: он был закрыт во время борьбы с «опиумом для народа».

— Последним в сохранившемся списке священников храма Николая Чудотворца значится Елисей Стрельников, — рассказывает Сергей Липатьев. — В апреле 1933 года он, как и еще 63 человека, был арестован по так называемому «делу Дружинина» и обвинен в участии в контрреволюционной организации, а также в подготовке террористических актов. Всего через месяц после ареста Елисей Стрельников был осужден особой тройкой ОГПУ на 10 лет концлагерей, где и пропал без вести. В 1958 году был посмертно реабилитирован Красноярским краевым судом.

Имущество храма было разграблено, и вскоре церковное здание осталось не только без внутренней отделки, но даже без окон и дверей.

Все необходимые для исторически достоверной реконструкции храма документы сохранены в архивах. Но из-за нехватки средств работы не начаты до сих пор.

— Восстановление храма для нас — единственная надежда, что Большой Кемчуг будет жить, — признается Светлана Ивина. — Ведь когда-то в нашем селе было несколько тысяч человек, а сегодня и сотня едва набирается. Будет храм — и люди снова потянутся в эти места.

Шаг к миру – договор ОСВ-1 Далее в рубрике Шаг к миру – договор ОСВ-1В 1972 году в Москве подписан советско-американский договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), который стал важным шагом на пути разрядки и спасения мира от угрозы ядерной войны

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»