Новости – Общество
Общество
Не заблудимся во тьме и другие хорошие новости
Посетитель рассматривает тепловизор на международной мультимедийной выставке «Научный туннель Макса Планка». Фото: Елена Пальм /Интерпресс/ ТАСС
Новые технологии в России внедряются повсюду — без лишней помпы, поскольку одним из заказчиков обычно выступает Минобороны
1 августа, 2016 18:15
8 мин
Россия стала четвертой страной в мире после США, Франции и Китая, где стартует производство полностью собственных тепловизоров как для военных, так и для гражданских нужд.
Видеть противника в абсолютной тьме
Центральный научно-исследовательский институт «Циклон» и научно-производственное предприятие «Исток» приступают в ближайшее время к производству неохлаждаемых матричных микроболометрических приемников. Эти приемники составляют базовый элемент тепловизоров, которые позволяют боевым машинам обнаруживать противника ночью и днем, в условиях плохой видимости, в густом тумане, в дыму, а также при искусственно создаваемых помехах. Аналогичные тепловизоры могут быть использованы и в гражданских целях, в частности, на транспорте, в автомобилестроении, в медицинских приборах, дистанционной диагностике и дефектоскопии.
Новейшие российские приборы будут поставлены на новые российские танки «Армата», БТР «Курганец», бронеавтомобили системы «Тайфун». Они будут применяться и в прицелах — как для зенитно-ракетных комплексов «Игла» и «Верба», так и для стрелкового оружия.
Понятно, что тепловизор как таковой включает в себя не только матрицу, но еще оптическую технику и программное обеспечение. До сих пор мы закупали французские матрицы Thales Catherine-FC и Sagem Matiz, на основе которых были созданы тепловизионные прицельные комплексы «Плисса» для Т-80 и «Эсса» Т-90. Благодаря давним традициям российской военной оптики и более совершенному программному обеспечению отечественные системы все равно оказывались как минимум не хуже, а то и лучше иностранных аналогов. Та же «Эсса» распознает цели на расстоянии до 4 км, на ее подготовку уходит меньше пяти минут, и она может работать в течение шести часов в 105-градусном диапазоне температур — от минус 50 до плюс 55 по Цельсию. Аналогичные установки, построенные на полностью российских элементах, будут еще совершеннее.
История вопроса проста. До событий 2014 года закупать французское оборудование казалось проще и выгоднее, чем финансировать собственные разработки. С введением антироссийских санкций ситуация кардинальным образом изменилась. Теперь старт производства отечественных матричных приемников получает большое значение как для обеспечения государственной безопасности, так и для нужд гражданской промышленности.
Линии будут рассчитаны на выпуск 10 тыс. матриц в год.
Словом и делом
Боевая экипировка «Ратник» в ближайшее время будет управляться речью. Новую технологию разработало ЗАО «Титан — информационный сервис». Она будет установлена на переносной компьютер с полным речевым распознаванием. Аналогичную технологию в США представляет система Siri от Apple, но, по словам генерального директора «Титана» Константина Ламина, мы пока немного впереди в этой непрекращающейся гонке. У американцев система речевого управления стоит только в планах, а у нас она уже сейчас готова к внедрению и будет поставляться в комплексе с «Ратником» к 2020 году.
Боевая экипировка «Ратник» была разработана в Центральном институте точного машиностроения (ЦНИИТОЧМАШ). Это не просто обмундирование, а интегрированная система «солдата будущего». Она включает в себя все, что необходимо ратнику в бою: оружие, средства наведения, навигацию, средства связи, лекарства и медикаменты. С 2011 года все это контролируется при помощи входящего в состав экипировки компьютера «Стрелец», разработанного ОАО «Радиоавионика». Однако сейчас система, которая позволяет общаться в голосовом, текстовом и графическом режимах, управляется с помощью специальной клавиатуры. И это несколько устарело, так как отвлекает бойца и тормозит его реакцию. Понятно, что как минимум руки солдата во время боя должны быть свободны. Эту задачу и призван решить уникальный сервис ЗАО «Титан», способный обеспечить полноценное речевое общение.
Внедрение новейших технологий усложняется особенным консерватизмом военного дела, поэтому и поставлен срок до 2020 года. Цена ошибки тут может быть слишком высока. Но это же обстоятельство обеспечивает значение военных разработок как для военных, так и для гражданских нужд. Решения, примененные здесь, отрабатываются и верифицируются до полного автоматизма.
Трактор на газу
В конце июля на сибирской агротехнической выставке-ярмарке «АгроОмск 2016» омский концерн «Тракторные заводы» представил универсальный колесный газовый трактор «Агромаш 85ТК Метан», который может использоваться как в сельском, так и в городском хозяйстве. Новая машина не уступает по мощности своим дизельным аналогам и значительно дешевле в эксплуатации. Переход тракторов на газ позволяет значительно снизить стоимость выполняемых работ.
Агромаш 85ТК Метан
Агромаш 85ТК Метан. Фото: agromh.com
Одновременно «Газпром» строит в Омске и его окрестностях три новые газозаправочные станции.
О высокой цене на топливо для аграриев говорят уже не первое десятилетие. При этом газ в полтора-два раза дешевле привычной солярки. И до конца непонятно, почему в стране торжествующего «Газпрома» перевод сельхозтехники на газ — при наличии развернутой инфраструктуры и автотранспорта, работающего на «голубом топливе» (на газ давно уже перешли как минимум городские маршрутки по всей России), — производится только сейчас и настолько точечно. Однако сам по себе этот факт нельзя не приветствовать. Лучше поздно, чем никогда.
«Химкомпозит»: авиационные двигатели и чистая вода
Один из ведущих производителей композитных материалов в стране московский холдинг «РТ-Химкомпозит», входящий в корпорацию «Ростех», начинает серийное производство самых современных звукопоглощающих конструкций (ЗПК) для российско-французских авиационных двигателей SaM146, которые выпускает компания PowerJet.
Эти двигатели в настоящее время устанавливаются на самолеты Sukhoi SuperJet 100. Как заявляют на предприятии, в ближайшее время существует потребность приблизительно в сотне таких ЗПК. Первые пять комплектов будут отгружены заказчикам уже в октябре.
Для нового производства на предприятии была проведена модернизация, найдены новые технологические решения, которые будут использоваться и в других авиационных проектах. В частности, они будут применяться и для двигателя ПД-14, предназначенного МС-21.
Одновременно на том же «Химкомпозите» разработана новая мобильная станция по очистке воды ДХ100МС. Она являет собой обычный модульный контейнер, который можно поместить как в постоянные, так и в мобильные водоочистные системы. Внутри контейнера расположена установка ДХ100, которая максимально надежно очищает воду, производя диоксид хлора и хлор. Ее производительность может достигать 50 тыс. кубометров воды в сутки.
Такая станция будет функционировать в военных городках и обычных населенных пунктах, а также в чистом поле — в стационарных экспедициях и т.д. Она не только значительно экономит бюджетные средства, так как не требует никаких строительных и проектировочных работ, но и способна автоматически выключаться, гарантируя тем самым безопасность окружающей среды.
Новый мост в Нижнем
В Нижнем Новгороде заканчивается строительство нового автомобильного моста через Волгу, который свяжет центр с городом-спутником Бор. Мост этот имеет важнейшее значение не только для города и региона, но и для всей страны. Через него пойдет часть потока на восток — на Киров и далее на Пермь и Екатеринбург, и таким образом может быть разгружена чрезвычайно напряженная челябинская трасса, ведущая через Самарскую область и Башкирию.
В настоящее время дорога на Киров идет через старый двухполосный Волжский (Борский) мост — единственный в городе через Волгу, со сложным перекрестком на повороте к тому же Бору и очень плохим асфальтовым покрытием. У этого моста постоянно скапливаются многочасовые пробки.
Новый мост длиной почти полтора километра будет пропускать до 3 тыс. автомобилей в час.
Первоначально ввод нового моста в эксплуатацию планировался на 2017 год, но губернатору области Валерию Шанцеву удалось ускорить осуществление проекта за счет софинансирования со стороны правительства РФ. Центральные власти дают на мост 3,6 млрд руб., общая стоимость проекта — более 13 млрд.
Получив финансирование, Шанцев требует скорейшего завершения работ. В конце июля на совещании непосредственно на стройплощадке он заявил, что уже в сентябре первый автомобиль должен пройти от первой до последней опоры: деньги выплачены, стройматериалы и договоренности с поставщиками обеспечены, и никаких отсрочек он не потерпит.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости