Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Холокост и Ленин как инструменты политики

Фото: Сергей Фадеичев / ИТАР-ТАСС
Исследователи на конференции «Векторы» обсудили формирование ценностей и изобретение традиций на постсоветском пространстве
Сергей Простаков
14 апреля, 2014 09:34
11 мин
11-12 апреля в Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН) – «Шанинка» состоялась XIII Международная научно-практическая конференция молодых ученых, посвященная теме формирования новых идентичностей и ценностей в странах постсоветского пространства. «Русская планета» посетила секцию «Конструирование истории и память о прошлом» и публикует избранные доклады с ее заседания.
Холокост и «каждый третий белорус»
Доклад Андрея Завадского, исследователя из МВШСЭН, был посвящен исторической политике в современной Белоруссии. В качестве предмета исследования Завадский избрал интерпретации Холокоста и Великой Отечественной войны, господствующие сегодня в стране на официальном уровне.
В начале своего доклада исследователь оговорился, что использует термины «Вторая мировая война» и «Великая Отечественная война» как синонимы, хотя это далеко не единственный взгляд на употребление этих слов.
«Когда я учился в белорусской школе, на уроках истории постоянно говорили о том, что во Вторую мировую погиб каждый четвертый белорус», — поделился воспоминаниями Завадский. Историки приписывают эту идею Петру Машерову, который был первым секретарем ЦК коммунистической партии Белоруссии в 1965—1980-х годах. Впервые ее он высказал в год празднования сорокалетия победы в войне. Но с тех пор был сделан пересчет жертв: сегодня на уроках белорусской истории говорят о том, что погиб каждый третий. При этом говорят именно о «белорусах» или «жителях Белоруссии».
С 2002 года в Минске работает музей «Истории и культуры евреев Белоруссии». У этого музея, как указал Завадский, до сих пор нет собственного сайта. Но в небольшой музейной экспозиции нет упоминаний о Холокосте. На сайте белорусского музея «Истории Великой Отечественной войны» в описании экспозиции также ничего не говорится о геноциде евреев. Завадский процитировал фрагмент из этого текста: «В годы фашистской оккупации нацистами было создано огромное количество концлагерей, тюрем, гетто и других мест принудительного содержания. По своему назначению они различались на лагеря для военнопленных и гражданского населения… Бесценными являются реликвии из лагеря смерти Малый Тростенец. По количеству жертв он занимает четвертое место после таких печально известных нацистских лагерей в Европе, как Освенцим, Майданек и Треблинка. Бревно из костра, на котором сжигали тела расстрелянных людей; носилки, на которых носили человеческий пепел из ямы на поля для удобрения; прах последних жертв нацистского террора в Тростенце; личные вещи погибших — вот неполный перечень предметов, собранных сотрудниками музея сразу после освобождения».
Члены Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию преступлений фашистов на территории Белоруссии, обследуют обгоревший труп узника лагеря смерти Малый Тростенец. Репродукция фотографии 1944 года / РИА Новости
Члены Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию преступлений фашистов на территории Белоруссии обследуют обгоревший труп узника лагеря смерти Малый Тростенец. Репродукция фотографии 1944 года / РИА Новости
Далее Завадский упомянул и большой список всех героев Великой Отечественной войны, который расположен в последнем зале, где особо выделяются имена героев-белорусов. «И нигде не встречается упоминания о еврейском населении Белоруссии», — вновь посетовал исследователь.
В 1926 году в Белоруссии проживало 407 тысяч евреев, что составляло около 8% от довоенного населения республики. В следующем, 1927 году в БССР была принята конституция, в которой идиш провозглашался одним из государственных языков. По итогам же переписи населения республики за 1999 год в ней проживало всего 27 тысяч евреев. Через десять лет очередная перепись показала еще меньшую цифру — 12 тысяч человек (0,14% населения современной Белоруссии).
Совокупность приведенных выше фактов и заставила исследователя обратится к проблеме Холокоста в современной белорусской исторической политике.
«Главная черта исторической политики Лукашенко — это переработка советского прошлого, а не его проработка в терминологии Теодора Адорно», — считает Завадский. Пришедшие к власти в Белоруссии после 1991 года политики пытались выстраивать политику идентичности с позиций поддержания белорусского языка. Но избрание Лукашенко на пост президента прервало подобную политику. В свою очередь новый президент занялся адаптацией советских символов и мифов к постсоветской реальности — именно этот процесс и называет исследователь «переработкой».
Озабоченность проблемами выстраивания новой идентичности является общей для властей предержащих на постсоветском пространстве. И Лукашенко, возможно, первый избрал для выстраивания белорусской идентичности «идеи Великой Отечественной войны». Завадский считает, что Лукашенко не просто перерабатывает советское прошлое, а вводит и использует какие-то свои, новые идеи. В этом смысле показателен пример новых акцентов в героизации белорусского народа. Это не только уже упомянутая риторика о каждом теперь уже третьем погибшем белорусе, но и подчеркивание важнейшей роли белорусского партизанского движения в победе над фашистской Германией. Идея советского народа-победителя ушла в прошлое — его место заняли белорусы.
Завадский сослался на исследование белорусского социолога Алексея Ластовского, который показал, что белорусы испытывают стыд и горечь за большинство эпизодов советского прошлого, особенно негативно отзываясь о коллективизации, сталинских репрессиях и аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. При этом по своему авторитету и популярности у победы в Великой Отечественной войне в белорусской истории просто нет конкурентов. Но Завадский обращает внимание, что респонденты-белорусы вообще не вспоминают Холокост на территории республики, несмотря на то что среди погибших жителей республики каждый третий являлся евреем.
До распада Советского Союза тема геноцида евреев на территории республики для публичных дискуссий и научных исследований была закрыта. После 1991 года ситуация начала меняться, в прессе появились большие публикации на эту тему. В 1993 году белорусские власти приняли участие в создании мест памяти о Холокосте на территории страны. Но после прихода к власти Лукашенко ситуация начала вновь стремительно меняться. Все чаще стали официально звучать высказывания в том духе, что аморально считать по национальностям количество жертв.
Завадский делит политику Лукашенко в отношении Холокоста на два этапа. Первый начался сразу после избрания и продолжился до начала 2000-х годов. Как уже говорилось, новый президент стал выстраивать свою политику идентичности на культе Великой Отечественной войны. Отдельное упоминание Холокоста могло поставить под сомнение важнейший тезис этой политики о каждом «четвертом или третьем погибшем белорусе». Из 13 бытовавших на тот момент учебников белорусской истории только в одном отдельно оговаривается геноцид евреев на территории республики. В начале 2000-х годов ситуация начала меняться. За нулевые в Белоруссии открылось 45 новых памятников Холокосту. В 2008 году состоялись памятные торжества, посвященные 65-й годовщине ликвидации минского гетто. Лукашенко впервые принял участие в подобных мероприятиях. Многие наблюдатели посчитали, что такие перемены в исторической политике белорусского руководства связаны с их желанием наладить отношения с Западом. Тем не менее, несмотря на то что в учебниках по истории о геноциде евреев уже говорится, риторика о каждом третьем белорусе в них и в официальных речах политиков остается.
Свое выступление Завадский закончил вопросом: «Станет ли Белоруссия «юденфрай»: свободной от евреев и памяти об их роли в белорусской истории?».
Мавзолей Ленина и городское пространство
Сотрудник Института социологии РАН Ирина Ксенофонтова исследовала значение Мавзолея Ленина для современного городского пространства Москвы.
Ключевой вопрос касается не самого здания, а тела Ленина и необходимости придания его земле. Мавзолей Ленина, по мнению ученого, служит хорошим примером политики истории в России. Он был создан еще в 1920-е годы, но благополучно пережил 1990-е, когда ситуация для выноса тела Ленина была наиболее благоприятной. Для сравнения Ксенофонтова привела пример Мавзолея Димитрова в Болгарии. Уже в 1991 году тело Димитрова было захоронено, а в 1999 году здание мавзолея было взорвано как символ прошлого. Мавзолей Ленина подобные процессы обошли стороной, что и делает его интересным объектом для исследования в рамках политики памяти и функционирования публичного городского пространства. «Мавзолей Ленина, кроме того, является и интересным объектом для изучения процессов поиска обществом новой российской идентичности», — подчеркнула исследовательница.
Тело Владимира Ленина в Мавзолее, 1993 год. Фото: Александр Чумичев и Александр Сенцов / ИТАР-ТАСС
Тело Владимира Ленина в Мавзолее, 1993 год. Фото: Александр Чумичев и Александр Сенцов / ИТАР-ТАСС
Первоначальной идеей создания Мавзолея Ленина была попытка руководства большевистской партии дать возможность попрощаться с Лениным как можно большему количеству людей. Существует версия, что Крупская настаивала на захоронении Ленина, но ЦИК партии настоял на бальзамировании и бессрочном сохранении тела. В результате в конце 1920-х годов на Красной площади появляется современное здание усыпальницы Ленина, построенной по проекту архитектора Алексея Щусева. Теперь у этого решения партийного руководства была и политическая цель: большевики создавали новую религию и нуждались в новых религиозных символах. Тело Ленина неофициально получило наименование «коммунистических святых мощей», а здание усыпальницы до сих пор сравнивают с вавилонским зиккуратом.
Мавзолей Ленина становится символическим центром некрополя, который образовался у кремлевской стены еще в 1917 году, когда там похоронили бойцов Красной гвардии, погибших в борьбе за установление советской власти в Москве. Теперь территория вокруг Кремля связывается и с Могилой неизвестного солдата в Александровском саду, образовав единое символическое пространство поминовения вокруг Кремля.
В начале 1990-х, — указывает Ксенофонтова, — началась борьба с памятью о Ленине и сакрализацией его образа как основы советской идентичности, но Мавзолей при этом уцелел, хотя пост № 1 от него убирают.
В 1992 году впервые по телевидению проходит информация о том, что тело Ленина будет вынесено и захоронено. В ответ на это коммунистически настроенные граждане выходят на Красную площадь и становятся вокруг Мавзолея, чтобы не позволить вынести тело вождя. С тех пор разговоры о захоронении Ленина стали постоянным медийным сюжетом.
Государственная политика в отношении Мавзолея также претерпела перемены. В начале 1990-х Ельцин был настроен решительно за вынос тела Ленина. Но в 1995 году Ельцин принимал парад Победы на Красной площади со здания Мавзолея, хотя имя Ленина тогда было прикрыто. Это был последний случай в истории — с тех пор парады принимаются со специально возводимых постаментов
Пришедший на смену первому президенту Владимир Путин еще в начале своего первого срока заявил, что сносить Мавзолей он не станет, так как Ленин — это тоже часть истории, и пока живы те, для кого это является значительной частью жизни, о выносе тела речи идти не может. Недавно вновь активизировались разговоры о выносе тела Ленина в связи с ремонтом фундамента здания усыпальницы. По мнению Ксенофонтовой, вряд ли бы государство стало вкладывать деньги в ремонт, если бы захоронение Ленина планировалось в ближайшее время. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ