Топор для образования
Фото: Андрей Пронин / ТАСС

Фото: Андрей Пронин / ТАСС

Не желая повышать стипендии для студентов дневных отделений, правительство готовится запретить заочное обучение в гуманитарных вузах

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов объявил о готовящемся запрете заочного и дистанционного образования в вузах по ряду гуманитарных специальностей. Ограничение планируется ввести уже с 1 сентября текущего года. Оно коснется таких популярных направлений, как юриспруденция, экономика, госуправление и муниципальное управление.

Сергей Кравцов сообщил, что первое высшее образование должно быть очным, и ограничение возможностей для получения заочного или дистанционного образования повысит качество высшего образования в стране. Инициатива Рособрнадзора получила поддержку со стороны министра образования и науки Дмитрия Ливанова, по мнению которого дисциплины общепрофессионального цикла, специальные дисциплины и практическая часть обучения не могут быть обеспечены в заочном режиме.

Планы по тотальному запрету заочного гуманитарного образования являются попыткой контролирующих ведомств продолжить при помощи новых методов кампанию по отсеиванию так называемых «шарашкиных контор» — вузов, осуществляющих сугубо формальное обучение студентов, а на деле являющихся «магазинами» по продаже дипломов. Видимо, позитивный отчет министра Ливанова об искоренении подобной практики не вполне соответствует реальному положению в сфере образования. Сомнительно, что запрет заочного обучения поможет решить проблему низкого уровня высшей школы в России, зато лишит возможности получить высшее образование многих молодых людей из малообеспеченных семей и отдаленных регионов.

Улучшение через сокращение

Впервые о планах по запрету заочного образования для юристов и экономистов в Министерстве образования заговорили в марте 2016 года, с такой инициативой выступили представители учебно-методических объединений в области менеджмента, экономики и права. За отмену заочного и дистанционного обучения выступил, в частности, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, по его мнению, до 60% всех студентов-заочников готовятся стать юристами и экономистами.

Представители профессионального сообщества, в свою очередь, осудили данный замысел, с критическим отзывом выступила Федеральная палата адвокатов. По мнению вице-президента ФПА Светланы Володиной, выпускники-заочники не только не уступают своим «очным» коллегам, но даже напротив, зачастую овладевают профессией с куда большей мотивацией, совмещая учебу с работой по специальности. Наличие на юридическом рынке труда плохих специалистов с заочным обучением никак не связано — часто это выпускники как раз очных отделений. Есть примеры юристов, получивших образование заочно, но достигших больших высот в профессии — это, в частности, председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, завкафедрой МГЮА имени О.Е. Кутафина Анатолий Кучерена и полпред правительства РФ в высших судах Михаил Барщевский.

Недоумение инициатива Минобразования вызвала и в Госдуме: первый зампред думского комитета по образованию Олег Смолин заявил, что не видит никакого смысла в запрете заочного и дистанционного обучения гуманитарным специальностям. «Надо идти путем оценки качества подготовки. При аттестации студентов приглашайте представителей работодателей, Рособрнадзора, проверяйте качество образования на выходе, не перекрывайте людям искусственно возможность получения образования на входе», — отметил депутат.

По мнению экспертов, среди выпускников очных отделений процент специалистов с низким уровнем профессиональной подготовки ничуть не ниже, чем среди выпускников-заочников: в условиях общего снижения качества образования на первый план выходит личная мотивация студентов. Люди, четко осознающие цель получения диплома о высшем образовании и стремящиеся добиться успеха в выбранной профессии, учатся лучше, чем студенты, поступившие из страха перед срочной службой в армии или просто ради «корочки» — эта закономерность справедлива для любых форм обучения.

Если запрет на заочное и очно-заочное обучение такой специальности, как фармацевт-провизор, еще можно объяснить необходимостью участия студентов в практических занятиях (соответствующее ограничение обсуждается начиная с 2013 года), то подобные ограничения по отношению к гуманитарным профилям выглядят нелогично.

Сторонники простых решений

Проблема снижения качества высшего образования в России действительно существует — большим достижением считается попадание 13 российских вузов в топ-700 мировых университетов, еще недавно Россия была представлена в международных рейтингах всего пятью учебными заведениями. И это при том, что советское образование по инженерно-техническим специальностям считалось одним из лучших в мире, и «прогрессивные» западные государства немало у нее переняли.

Тем не менее вряд ли носящая комплексный характер проблема может быть решена при помощи неконструктивных мер точечного характера.

К сожалению, решение о закрытии заочного и дистанционного обучения по ряду специальностей нанесет серьезный удар по социальным лифтам, еще сохранившимся в России: при том что максимальная студенческая стипендия составляет сегодня около шести тысяч рублей, далеко не все молодые люди могут позволить себе учиться на очном отделении. Для многих дистанционное или заочное обучение остается единственным доступным способом повысить свою ценность на рынке труда и перейти на новую ступень социальной лестницы. Конечно, можно возразить, что очники тоже подрабатывают по вечерам, чтобы не быть обузой для семьи, однако финансовая самостоятельность студента, совмещающего учебу на дневном отделении и работу, это, скорее, исключение. Кроме того, не во всех городах существует широкий рынок труда для студентов, возможность такой подработки есть разве что в наиболее крупных административных центрах вроде Москвы и Санкт-Петербурга. Помимо этого, многие юристы, получив среднее специальное образование, идут работать по профессии, продолжая при этом заочное обучение в вузе — для чего лишать людей возможности карьерного роста?

Ограничивая заочное обучение, кабмин вовсе не спешит повышать стипендии для учащихся дневных отделений. В прошлом году правительство отклонило законопроект, согласно которому предлагалось поднять размер выплат до уровня прожиточного минимума, согласившись лишь проиндексировать их на 4%. В настоящее время государство рассматривает студенческие стипендии не как способ поддержать учащихся во время получения ими профессии, а как «стимулирующую выплату», размер которой может быть сколь угодно низким.

Не умея навести порядок в системе высшего образования (в конце концов, аккредитацию так называемым «шарашкиным конторам» ранее выдал сам Рособрнадзор), не желая поддерживать талантливую молодежь материально, чиновники предпочитают прибегать к бездумным запретам, полагая, что они произведут положительный эффект.

Cобор информационной тишины Далее в рубрике Cобор информационной тишиныЖурналистам отказали в доступе к сессиям Всеправославного собора

Комментарии

20 июня 2016, 20:28
просто есть порочная практика, которая якобы доказывает или показывает ложную успешность юристов и всяких экономистов. Мне вот в 90-е родители говорили - иди учись на бухгалтера, хоть с начислением зарплаты проблем не будет. Это сказывалась нужда. Сейчас ситуация другая. на самом деле хороший технарь будет зарабатывать намного больше, чем рядовой юрист или экономист. Именно потому, что у него руки растут откуда нужно.
21 июня 2016, 15:12
Давно пора закрыть половину заочки. Студенту из малообеспеченной семьи врятли стоит идти в экономисты или юристы. Таких специалистов действительно пруд пруди и с "дневными" дипломами. Он просто не найдёт себе работу. Пусть лучше получает техническое образование, если действительно хочет зарабатывать. Можно оставить процентов 10 бюджетных заочных мест для особо способных или например для уже работающих в данной отрасли.а остальных давно пора разогнать.
21 июня 2016, 19:18
Что значит, вряд ли стоит? А если душа к этому лежит? В нашей стране студенту вообще непросто, особенно если родители небогатые. А у нас сейчас половина населения практически на краю бедности находится. А детей учить надо. Вот и крутятся, получают образование, кто как может. А вы говорите - закрыть.
25 июня 2016, 08:43
В ЮРИСТАХ И ЭКОНОМИСТАХ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ СЕЙЧАС!!!! Как вы это понять не можете??? Рособрнадзор пытается хоть как-то упорядочить сферу образования - закрывает шаражные вузы, которые готовят невостребованных обществу специалистов, вот сейчас подумали и решили наконец-то упразднить заочную форму обучению по ряду специальностей - абсолютно правильная идея. А то, что душа к этому лежит - это заблуждается человек просто, плохая профориентация всё ещё у нас в стране, выпускник видит, что многие идут в юристы и экономисты и ему тоже туда хочется
06 июля 2016, 15:01
Вы немного нереально мыслите. Потребность есть всегда. Я закончил колледж, очень хотел учится и учился. На 2 курсе меня взяли в банк на работу, прямо с практики. Сейчас я собираюсь поступать, естественно, на заочное отделение, платное. Работаю по специальности уже год, никаких проблем с обучением нет, узнаю все быстрее своих однокурсников и знаю в 10 раз больше точно. Отмена заочного образования никак не связана с повышением качества ,это подмена понятий в чистом виде. Если решение будет принято, а тем более в этом году, когда открылись приемные комиссии , выйдем на улицу значит. Это не профессионально принимать такие законы в этот период, когда люди продумывают свое будущее заранее. Я решал куда пойду дальше еще в том году. Это решение говорит о плохой компетентности нашей власти и о плохом образовании, ими полученными. Принимать на себя риск изменения формы получения образования я не собираюсь. С чего ради? Имею полное право учиться и работать, и поверьте буду не хуже знать, чем остальные "очники".
21 июня 2016, 15:44
Есть примеры юристов, получивших образование заочно, но достигших больших высот в профессии — это, в частности, председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, завкафедрой МГЮА имени О.Е. Кутафина Анатолий Кучерена и полпред правительства РФ в высших судах Михаил Барщевский.
Стоит добавить, что министр образования Ливанов стал магистром юриспруденции тоже заочно...
25 июня 2016, 08:44
про закрытие заочной магистратуры речь не идёт
25 июня 2016, 08:46
Абсолютно правильная идея - закрыть заочное образование на невостребованные на рынке труда специальности!!! на 100% поддерживаю и считаю, что такое решение должно быть принято в кратчайшие сроки
06 июля 2016, 15:04
Запрет на заочное образование ничем не обоснован и вызывает у поступающих полное непонимание. Для принятия такого решения необходимо продумать последствия для многих категорий поступающих. Молодой человек, окончивший например среднее профессиональное образование ( например, экономическое) , на 3 курсе обучения устроился на работу, после производственной практике ( что вполне реально) и начал свою трудовую деятельность. Поступать ему только на заочное отделение, у него уже есть опыт работы, рабочее место, перспективы и компания в нем заинтересована. Ему хочется дальше учится, самостоятельно, есть цели в жизни. Но такую возможность отбирают. Что делать? Минобрнауки утверждает что, после обучения на заочном отделение и опыта работы в своей сфере 3 года, этот специалист будет менее квалифицированным, чем студент очного отделения Вуза , без опыта работы с одними теоретическими знаниями? Это же чепуха. Это освещение возможной проблемы только с одной стороны. Более того, на фоне демографического спада (сейчас поступают молодые люди 1997-1999 годов рождения) 90-х годов запрет на заочное образование сокращает количество трудоспособных специалистов в разных секторах экономики. То есть с одной стороны государство говорит, что пенсии поднять не можем, так как трудоспособное население сокращается, с другой стороны делает все чтобы его сократить, какими-то необоснованными мерами. Я уверен, если такого рода решение будет принято многие студенты выйдут на улицу. Лишать человека возможности получать образование,вопреки установленной конституционной норме, просто подтолкнет на этот шаг. Этот запрет перечеркнет многие успешные карьеры в нашей стране.

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»