Когда рванет на Украине
Фото: Danil Shamkin / Zuma / TAСС

Фото: Danil Shamkin / Zuma / TAСС

Политические предубеждения мешают странам Европы отказаться от аварийной украинской ГТС

Россия уже много лет является надежным поставщиком газа в Европу — что бы ни происходило в нашей стране, поставки всегда осуществлялись в нужных объемах и в нужные сроки. Но серьезным риском для потребителей в последние годы стала Украина, у которой не было денег ни на закупку газа в необходимом ей объеме, ни на качественное техническое обслуживание своей газотранспортной системы (ГТС), которая то и дело становилась предметом шантажа со стороны нашего соседа в спорах о цене российского газа. Похоже, настало время признать очевидное: украинская ГТС в ее нынешнем виде больше не может гарантировать ни надежность поставок голубого топлива в ЕС, ни безопасность жителей самой Украины.

Степень износа на грани фантастики

По итогам встречи с вице-премьером Словакии по инвестициям Петером Пеллегрини министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев не только заверил, что все действующие соглашения по транзиту будут выполнены, но и предостерег европейских партнеров по поводу технических рисков, связанных с качеством украинской газотранспортной системы. По словам чиновника, глубокое недоинвестирование ГТС Украины повышает риск перебоев поставок и даже техногенных катастроф различного масштаба.

Слова Улюкаева о глубоком недоинвестировании ГТС Украины базируются на реальных фактах. На сегодняшний день эта система характеризуется крайне высоким уровнем износа оборудования и технических средств. Морально устаревшие компрессорные стации отличаются низкой надежностью и неэффективностью. Все это год за годом приводит к необходимости увеличения затрат на ремонт и содержание сетей. Однако в условиях политического и экономического кризиса деньги на это практически не выделяются, что периодически приводит к серьезным последствиям. Так, в начале января 2016 года авария произошла на газопроводе в Закарпатской области, в середине того же месяца — во Львовской области, в феврале — на газохранилище в Черниговской области…

Основные магистрали украинской ГТС — газопроводы «Союз», «Уренгой — Помары — Ужгород», «Прогресс» — почти не реконструировались, в лучшем случае украинцы латали какие-то участки. При этом первому газопроводу уже под 40 лет, второму — 33, а третьему — 30. К 2020 году, когда завершится нынешний транзитный контракт, все три транзитные трубы исчерпают свой ресурс (33 года работы). «Без инвестиций транзит будет находиться под постоянной угрозой технологической аварии, что без строительства новой инфраструктуры ставит под угрозу безопасность газоснабжения целых стран в Юго-Восточной Европе», — подчеркивает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Еще в 2010 году в Минтопэнерго Украины подсчитали, что необходимо привлечь более 6,5 млрд долларов на обновление ГТС, из них только в газопровод «Союз» (построенный в конце 1970-х годов и с тех пор не обновлявшийся) — около 2,5 млрд. Более свежий (1983 года постройки) поток «Уренгой — Помары — Ужгород» уже тогда требовал 1,5 млрд долларов на восстановление полной работоспособности. Денег тогда найти не удалось (Украина полезла в безнадежные распри с Россией из-за вдвое меньшей суммы долга), нет их и сегодня. По оценке доцента кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Ивана Капитонова, с учетом критического износа сегодня на реконструкцию газопроводов требуется уже около 9 млрд долларов…

В ПАО «Укртрансгаз» — операторе ГТС Украины и Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины — запрос «Русской Планеты» оставили без ответа.

Продать любой ценой

Слабой попыткой исправить положение во время правления экс-премьера Украины Арсения Яценюка стала попытка продать долю в ГТС иностранным инвесторам. Далее это предложение трансформировалось в продажу всей ГТС — по-видимому, ожидалась хоть какая-то реакция новых друзей Украины. Но реакции по поводу столь изношенного актива, естественно, не последовало.

В свое время — когда износ не достиг еще критического уровня — интерес к украинской ГТС проявляла Россия. Так, в апреле 2010 года на российско-украинских переговорах тогдашний премьер-министр России Владимир Путин предложил объединить ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины». При этом финансовая нагрузка по восстановлению труб и приведению их к современным стандартам ложилась бы на российскую сторону. Она же в этом случае получала возможность расширения своего присутствия в Европе за счет полного контроля над крупнейшим газопроводом региона. В свою очередь, Европейский союз приобрел бы еще более надежную, современную, эффективную систему снабжения энергоносителями, которая позволила бы обеспечить внутренний спрос на долгие годы.

Но объединения не произошло. Из-за политических и экономических разногласий интересы компаний разошлись, а трубы оказались предоставлены сами себе и неумолимому времени.

К сожалению, даже постоянно возрастающие риски техногенных катастроф не могут подтолкнуть европейских партнеров к проведению более объективной политики в отношении «Северного потока — 2», который позволяет обойти Украину и поставлять топливо по новой, современной ГТС.

Этот проект второго газопровода в Германию поддерживается наиболее экономически развитыми странами западной Европы, в том числе Францией и Италией, но отвергается государствами восточной Европы, прежде всего Польшей, Чехией и Словакией, которые в случае его реализации потеряют доходы от транзита российского газа. Также потеряет транзитный доход и Украина («Нафтогаз» получил по этой статье 2 млрд долларов в 2015 году).

Поэтому группа из 10 стран — членов ЕС пока блокирует продвижение этого проекта. Несмотря на объективно присутствующие угрозы, политика побеждает здравый смысл и экономику. На простых украинских людей, которые пострадают, если в результате утечки и изношенных труб где-то рванет газ, всем, кажется, наплевать.

***

При отсутствии альтернативы транспортной системе Украины рискуют все стороны, и Россия — меньше всех. При этом озабоченность ситуацией выражает именно наша страна. Если «Газпром» вдруг решит вернуться на пять лет назад и удвоить суточные объемы транзита через Украину, то вместе с давлением повысится и количество аварий. Сейчас, сокращая объем транзита через Украину, «Газпром» не только экономит на транзите, но и продлевает оставшийся срок службы украинской ГТС.

Но ее дни все равно сочтены. Продолжать перекачивать по отслужившим свое трубам легковоспламеняющееся горючее — безумие.

Православие в окружении ереси Далее в рубрике Православие в окружении ересиВсемирный совет церквей несет вред православной вере Читайте в рубрике «Экономика» На смерть Гейдара ДжемаляФилософ скончался в ночь на понедельник, оставив после себя неоценимое интеллектуальное наследие На смерть Гейдара Джемаля

Комментарии

30 мая 2016, 10:14
Когда - не столь уж и важно. Важно как раз то, что если Европа и в первую очередь Украина (ЦэЙеуропа) ни чего не предпримут, то это почти наверняка произойдет, и последствия будут весьма и весьма плачевными...!
30 мая 2016, 10:23
А что они могут предпринять? Разве что потребуют от России восстановить всю их ГТС? На большее их руководство на мой взгляд неспособно. Надо увеличивать объемы по Северному потоку - это сейчас единственный выход.
30 мая 2016, 16:38
На фоне явного износа украинской ГТС, возможно стоило бы возобновить переговоры по «Южному Потоку», в качестве альтернативы веткам «Северного», но исключительно на первоначальных условиях, без ущемления российских интересов.
31 мая 2016, 11:20
Украина доживает последние месяцы своего существования. Дальше начнется раскол и новые майданы
30 мая 2016, 10:44
Да ладно! Сколько уже лет оналититики вангуют холодные зимы и исчезновение лесов на Украине в виду отсутствия других энергоносителей. И ничего. никто там пока не замерз.
30 мая 2016, 16:04
На Украине гораздо мягче климат, так что не замерзнут. Тут в другом дело - в изношенности ГТС. Может просто рвануть труба с европейским газом и что тогда?
30 мая 2016, 16:31
Конечно. Пока идет российский газ транзитом - и люди не мёрзнут и украинские чинуши сбе карманы маржой с этого транзита набивают...
Вот только почему-то "забывают" вкладывать в обслуживание. Только хапать халявное бабло горазды, на большее не способны..! ((
31 мая 2016, 11:08
Не знаю сколько конкретно ещё протянет украинская газотранзитная инфраструктура - год-два, может максимум лет пять (если повезёт), но всё идёт к тому, что ей в ближайшее время настанет кердык.
И вот тогда-то как раз и начнется голод и холод, а ход пойдут дрова и коровьи кизяки (при условии, что к этому времени в украинских подворьях ещё коровы останутся)...
Страшная картина, и она вполне реальна.
И уж конечно же в таком виде Украина уже не будет представлять для Европы ни малейшего интереса, разве что в качестве некого полигона для различного рода экспериментов, ну и как площадка для дестабилизации обстановки вблизи российских границ...(((
30 мая 2016, 17:12
Пока серьезной аварии на украинской ГТС не случится, никто в Европе этой проблемой не озаботится, будут обсуждать, но решать ничего не будут
31 мая 2016, 11:13
Я не уверен, что и после этого они что-то станут решать, ведь это огромные финансовые траты. Хотя, определенная логика в этом есть - ведь если Европа вложится в капремонт украинской ГТС, то она наверняка заберет её за долги, лишив Украину транзитных подлинных сборов, и уже Брюссель, а не Киев, будет получать выгоду за беспошлинный транзит российского газа в Европу...!
Сразу двух зайцев одним выстрелом (а то и трёх) - и газопроводы оттяпают, и пошлины отменят, да ещё и наверняка обложат украинцев своими пошлинами за пользование уже европейским газопроводом...!
30 мая 2016, 19:34
Евросоюз политизирован не хуже руководства СССР даже больше, то не проводило коллективизацию в Венгрии и Польше, да и в Афгане с этим не спешило-нужно было не допустить его переход на сторону ситхов, тфу запада, а эти везде суются с политикой а здравый смысл потом.
30 мая 2016, 23:50
Пока гром не грянет, мужик не перекрестится - говорит пословица. А если учесть, что украинский мужик - он почти то же самое, что и русский, получается вдвойне справедливо.
31 мая 2016, 06:35
Рванет. Обязательно. И рванет в самый неожиданный момент. Но обвинят, как всегда, - Россию. Причину найдут, - тут даже "к бабке не ходи"
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»