Гоголь: рождение мифа
Кадр из фильма «Гоголь. Начало». Фото: продюсерский центр «Среда»

Кадр из фильма «Гоголь. Начало». Фото: продюсерский центр «Среда»

На экраны страны вышел художественный фильм «Гоголь. Начало», в котором классик мировой литературы предстает в необычном образе

Мы являемся очевидцами рождения новой мифологемы. Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь предстает перед зрителем в новом амплуа: медиума и визионера, который свои необычные дарования использует в расследовании серии загадочных преступлений.

На судебного писаря и по совместительству писателя Николая Гоголя (актер Александр Петров) из Петербурга обращает внимание прославленный сыщик Яков Гуро (Олег Меньшиков) и предлагает принять участие в расследовании смерти девушек в далекой Полтавской губернии.

Приехав на Украину, питерские дознаватели попадают в действительность, где не работают законы логики, и чтобы раскрыть преступление, простых человеческих усилий недостаточно. Для решения сверхъестественных задач нужны сверхъестественные способности. Ими как раз и обладает главный герой.

На первый взгляд от Гоголя здесь только нос, роман «Ганс Кюхельгартен» и намек на фобию писателя, оказаться заживо погребенным, но это не совсем так. Гоголь предстает в новом качестве, но это именно Николай Васильевич Гоголь: застенчивый и робкий.

Его физическое общение с женщинами, как и у Гоголя реального, происходит лишь в сонных видениях. Как и подлинный Гоголь, он отмечен необыкновенной печатью причастности к потустороннему миру. Лишь мистически одаренный человек мог создать такие выдающиеся сказочные произведения.

Если бы писатель жил в наше время, он без сомнения стал бы культовым сценаристом или режиссером мистических и хоррор-фильмов. Джорд Ромеро и Фрэнсис Лоуренс снимали бы перед ним шляпу и называли своим учителем. Но Гоголь жил раньше, чем изобрели кинематограф, а потому российские сценаристы ввели Николая Васильевича в привычный для него мир мистики. Он попадает в созданный им мир ведьм, русалок, колдунов и прочей нечисти.

Сюжетная линия первой части картины напоминает «Сонную лощину», но украинский колорит сглаживает это сходство. К тому же от американской киноленты, в которой всего одна загадочная фигура, российскую выгодно отличает наличие большего числа необычных персонажей и красивых обнаженных девушек.

Дикая смесь мистики с детективом дает непредсказуемый результат, не знаешь, какой ход будет следующим, и какое событие происходит наяву, а какое во сне. Может быть, создатели и дали фильму такое название, что отсылает к нолановскому «Началу», в котором сон переплетается с явью?

Гоголь здесь иной, чем в жизни, но это хороший миф, если и наделять историческую личность новыми качествами, то только позитивными. Режиссер фильма Егор Баранов, в отличие от своего коллеги Алексея Учителя пошел по правильному пути.

Одним словом «Гоголь. Начало» довольно зрелищный фильм. Теперь никто не посмеет сказать, что в нашей стране единственный стоящий фильм ужасов – это «Вий» 1967 года.

Во время просмотра вместе с Гоголем хочется воскликнуть: «Соотечественники, страшно!» Эту фразу писатель любил повторять, правда, применительно к несколько к другой ситуации.

С Днём знаний! Далее в рубрике С Днём знаний!Миллионы российских школьников и студентов вновь сели сегодня за парты Читайте в рубрике «Культура» Как жил и умер Дмитрий Хворостовский«Русская Планета» вспоминает о ключевых вехах творчества великого оперного баритона Как жил и умер Дмитрий Хворостовский

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»