Год лошади
Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Электрички отменяются: местные власти не могут расплатиться за пригородные перевозки с дочерними компаниями РЖД; за январь 2014 года закрыты 150 маршрутов

За первый месяц  2014 года в России было отменено движение поездов примерно на 150 пригородных маршрутах. Об этом 2 февраля сообщил в эфире ОТР вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков; ответственность за паралич пригородного сообщения он возложил на региональные власти.

«Сокращение электричек началось не сегодня и не вчера, а еще три года назад, когда пригородные компании согласовали новую форму расчета за пассажирские перевозки. Принцип функционирования пригородных перевозок в настоящее время следующий: регионы на те деньги, которые у них есть, заказывают у пригородных компаний маршруты и частоту движения пригородных электропоездов. То есть, по законодательству РФ за организацию пригородного движения в регионе отвечают региональные власти», – сказал Мещеряков.

Между тем, отмена электричек уже вызывает массовое недовольство в российских регионах.

В деревнях Новгородской области начался сбор подписей под обращением к президенту с требованием вернуть отмененные электрички, в Псковской люди вынуждены останавливать проходящие поезда, чтобы добраться до города, в Челябинской, Липецкой и Владимирской жители выходят или готовятся выйти на акции протеста.

2 февраля на станции Волосатая во Владимирской области местные жители устроили народный сход: из десяти поездов там отменили пять.

Теперь им приходится добираться до города на коммерческом автобусе, тратя на дорогу по 6 тысяч рублей в месяц; для многих это – непосильные расходы.

С 14 января в Новгородской области отменили больше двадцати электричек. Еще в ноябре 2013 года генеральный директор ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» Антон Оленцевич во время брифинга для региональных СМИ назвал Новгородскую область наиболее проблемным регионом в СЗФО. За 5 лет убытки компании от перевозок здесь составили 1,5 млрд рублей, а компенсация от местных властей — около 40 млн. Он объяснил что такие убытки связаны с незначительным пассажиропотоком в пригородных поездах области.

На заседании правительства Новгородской области, которое состоялось 23 января, о причинах отмены многих пригородных поездов в регионе говорилось подробнее.

«Три года назад Новгородская область платила "Северо-Западной пригородной пассажирской компании" 8 млн рублей выпадающих доходов. В прошлом году мы заплатили 86 млн рублей, в 11 раз больше. В этом году нам пришел счет на 581 млн рублей. Пользуется пригородными поездами 2,5 тысячи жителей Новгородской области. В вагонах вместимостью 64 и 90 человек максимум ездит по 8 человек. Нужно понимать, что мы не в состоянии платить такие средства. В последующие годы цифра будет еще больше, — цитирует губернатора Новгородской области Сергея Митина портал Novgorod.Ru.

Об убыточности пригородных перевозок говорят по всему Поволжью; здесь планируется сократить количество электричек на 16%.

Местные власти пытаются наладить связь сел с «большой землей» доступными средствами: например, в деревне Чадково Любытинского района администрация подарила многодетной семье лошадь.

Семья Виктора Теплякова очень рада подарку,  до райцентра Любытино – почти 25 километров; там расположен ближайший продуктовый магазин и школа, в которой учатся дети Теплякова.  

В деревню Татино Новгородского района теперь ходит гусеничный транспортер-тягач: автодорог здесь нет. Жители делают водителю вездехода заказы, а он привозит им продукты

и другие товары первой необходимости по списку.

Жители Липецкой области начали собирать подписи под обращением к губернатору региона Олегу Королеву, требуя вернуть в районы пригородные поезда. Петиция под названием «Прекратить сокращение пригородных поездов на участке Усмань - Воронеж, вернуть ранее отмененные поезда» недавно появилась на сайте onlinepetition.ru.

«Я живу в городе Усмани Липецкой области. Городок у нас небольшой, и большая часть населения работает в Воронеже, а теперь у нас отменили электрички, мы теперь не можем добраться до работы и уехать назад. Как нам быть? Мы остаемся без работы. Как прокормить свои семьи? Также много студентов учатся в Воронеже, о них никто не подумал, как быть им? Как добираться до школы детям, которые учатся в близлежащих селах?», –  задается вопросом жительница Усмани Наталья Мустаева.

Акции протеста в Кургане и Челябинске заставили правительство Курганской области, руководство ЮУЖД – регионального филиала ОАО «РЖД» – и ОАО «Свердловская пригородная компания» с 7 февраля возобновить перевозки на направлении Курган-Челябинск.

Вездеход в Новгородской области. Фото: Владислав Двоеглазов / газета «Невское время»

Вездеход в Новгородской области. Фото: Владислав Двоеглазов / газета «Невское время»

Жителям деревни Должицы Псковской области пришлось остановить поезд, перегородив железнодорожные пути, чтобы отправить в районную больницу женщину, которая почувствовала себя плохо. Добраться на автомобиле до Должиц невозможно, а электрички – отменены. Однако эта акция прямого действия в масштабах области результатов не принесла. Жители других  деревень Дновского района – Леменка, Старое село, Любонег, Замошки, Селище, Полонка, Филиппково – готовы выставить живую баррикаду на железнодорожных путях, если не будут пущены электрички, связывающие их населенные пункты с райцентром.

Администратор сообщества «Пригородный поезд» в социальной сети «ВКонтакте», специалист по железнодорожным перевозкам Антон Паскевич считает, что отмена электричек – следствие  «астрономических счетов», которые выставляют пригородные пассажирские компании (ППК) региональным администрациям. Компания ОАО «РЖД», 100% акций которой принадлежит государству, владеет всей инфраструктурой железных дорог. Однако сама компания организацией перевозок напрямую не занимается; это сфера ответственности дочерних предприятий монополиста – грузовых и пригородных пассажирских компаний. Те арендуют у РЖД инфраструктуру, подвижной состав и организуют перевозки. Местные власти в этой схеме выступают заказчиками ППК, оплачивая из средств регионального бюджета движение пригородных электропоездов по тем или иным маршрутам с той или иной частотой. По данным Паскевича, недобросовестных перевозчиков среди ППК – большинство.

«Пока не проведут тотальную детальную проверку возможных утаённых доходов всех ППК и нецелевого расходования средств, ситуация вряд ли изменится. Пока же дело ограничивается только судами. С некоторых ППК уже взыскивали десятки, а то и сотни миллионов рублей, которые шли не по назначению. Но от этого ввода в график отменённых поездов мы пока не дождались. Возможен и иной выход – разрешить проезд гражданам в рабочих поездах, о чём заикались ещё в прошлом году, когда поняли, что перевод состава в рабочий убытки фактически не снижает, но пока дело не продвинулось», – рассказал «Русской планете» Паскевич. 

 Пригородное движение в новгородский области по состоянию на февраль 2014 года. Источник: mikhail.krivyy.com

Пригородное движение в Hовгородский области по состоянию на февраль 2014 года. Источник: mikhail.krivyy.com

Существует также вариант, когда пригородные поезда оплачивает предприятие, а не региональный бюджет – но такая схема возможна только там, где есть крупные производства, на которых занято население прилегающих городов и сел. Именно такая ситуация сейчас сложилась на Братском узле, привел пример Паскевич: семь пар поездов, курсирующих между промышленным центром и его сателлитом – Новобратском – оплачивает алюминиевый гигант «РУСАЛ», а не администрация Иркутской области.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по транспорту Михаил Брячак считает, что отмена электричек приведет к депопуляции российских регионов.

«Если прекращается сообщение по какому-либо маршруту, можно с высокой долей вероятности утверждать, что населенные пункты по направлению этого маршрута в самое ближайшее время прекратят свое существование.

Это один из основных факторов вымирания населения на территории РФ», – говорил Брячак 30 января во время круглого стола, посвященного проблемам пригородного транспорта.

Свой тезис депутат проиллюстрировал примером той же Псковской области, где в год исчезают с карты сотни населенных пунктов.

«Кто-то говорит, что возить семь человек – это преступление (с экономической точки зрения – РП). Я с этим не соглашусь, потому что преступление – не возить эти семь человек. Если их мало, и мы перестали их возить, то их никогда не станет больше, и получается, что населенные пункты и целые районы вымирают», – полагает Брячак.

Специалист по эксплуатации железных дорог Александр Максимов в разговоре с РП предположил , что необходимый минимум пригородных перевозок может быть обеспечен только мерами государственного регулирования.

«Но региональные власти к этому не стремятся, потому что нынешняя система этому не способствует, а ведет к потере крупных денежных средств из бюджетов регионов. В этом можно понять региональные власти: если все деньги будут потрачены на железнодорожный транспорт  на что тогда содержать школы, больницы? С другой стороны, можно понять и пригородные компании: они не станут никого возить себе в убыток. За каждый участок и поезд они платят аренду РЖД, если убыточные перевозки не будут компенсированы – то компания обанкротится. При такой схеме работы экономически будут оправданы только те электрички, где есть перегрузки, например, на Московском узле», – объяснил Максимов.

Последнее слово «болотного дела» Далее в рубрике Последнее слово «болотного дела»В Замоскворецком суде Москвы завершился процесс по делу восьмерых обвиняемых в массовых беспорядках на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 года

Комментарии

06 февраля 2014, 18:30
Мда, в России без пригородного ЖД транспорта никуда, надо брать примеры с высокотехнологичных стран, вбухивающих значительные суммы бюджета в развитие железнодорожной сети
07 февраля 2014, 13:17
Ну начнем с того, что высокотехнологичные страны по площади равны какой-нибудь российской области, которых у нас больше 80, в России несколько другие стандарты и реалии и сравнивать нас с какой-нибудь крошечной Голландией просто нет смысла
07 февраля 2014, 00:34
Такие слабые с точки зрения окупаемости маршруты, государство обязано датировать, по-другому никак, оттуда и так народ бежит на всех порах, а государство получается еще и помогает в этом, и почему молчит директор шубохранилища?
07 февраля 2014, 08:20
Вся беда в том, что РЖД - это монстр, который насоздавал "дочек", которые по сути сами у себя арендуют и сами себе платят за инфраструктуру, подвижной состав и т.д.
Посмотрите на офисы РЖД и "дочек" - вот куда уходят деньги.
Посмотрите на зарплаты этих "руководителей" - вот где деньги.
Посмотрите на саму структуру РЖД - вот где клад денег.
При такой системе перевозки всегда будут УБЫТОЧНЫМИ.
07 февраля 2014, 13:14
Ага, у сыновей Якунина бизнес напрямую связан с железными дорогами и их инфраструктурой. Навальный целую схему якунинских махинаций в свое время начертил в своем Фонде, можно у него в блоге найти.
07 февраля 2014, 08:22
Пора уже РЖД серьезно реформировать, распродавать в частные руки, видимо. Тогда может и наметятся сдвиги в лучшую сторону.. А то так и будет как бездонная бочка, сколько не закачай, все мало.
07 февраля 2014, 08:23
Видео сильное,больно так стало за Родину...
07 февраля 2014, 09:31
Позорище! Руководство РЖД у нас - это уже просто какой-то мафиозный клан, терроризирующмй общество и государство!!!
07 февраля 2014, 13:13
Как государственная компания, РЖД просто не имеет права так поступать. Если не хватает денег, то пусть вписывают очередную расходную статью в бюджет. Люди не должны страдать из-за чьей-то криворукости и жадности.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»