«Главная угроза для России — вступить на путь Аргентины»
Константин Сонин во время чтения лекции в Гарвардском университете. Фото: Владимир Машатин / ТАСС

Константин Сонин во время чтения лекции в Гарвардском университете. Фото: Владимир Машатин / ТАСС

Экономист Константин Сонин рассказал, почему российская экономика входит в штопор

За последние полвека мир столкнулся с десятками экономических кризисов в разных странах. Что говорит их опыт о перспективах России в 2015 году? Основная угроза не в том, что случится мгновенная катастрофа, а в том, что страна медленно, но неуклонно скатится в «третий мир». Об этом 17 февраля рассказывал профессор Высшей школы экономики Константин Сонин на лекции, организованной лекторием Политехнического музея в культурном центре ЗИЛ. «Русская планета» публикует выступление в сокращенном и обработанном виде.

Шесть лет назад, когда случился предыдущий кризис и меня первый раз позвали выступать, я придумал такую метафору, чтобы избежать обвинений в том, что экономисты такие умные и так много зарабатывают, но промышленное производство при этом падает.

Вот эта метафора. Нет сомнения, что медицина за последнюю сотню лет сильно продвинулась, и врачи сейчас могут лечить такие болезни, которые раньше не могли лечить и диагностировать. Но люди все еще болеют и умирают.

Мою лекцию не надо рассматривать, как источник первичных данных. Я, как и другие экономисты, беру первичные данные у Всемирного банка (ВБ), Международного валютного фонда, Росстата и других подобных организаций.

Вообще, экономисты берут данные из двух типов источников.

Первый аналогичен описанию клинических случаев в медицине — это экономические кейсы. Мы смотрим, что в аналогичной ситуации когда-то находилась экономика США или Венесуэлы или какая-то другая, проводим параллели и пытаемся извлекать какие-то уроки из них.

Стандартное возражение состоит в том, что Венесуэла, Россия, США и другие страны — это совершенно разные вещи. Но, с другой стороны, с той же проблемой сталкивается лечащий врач — больные тоже все разные, но какие–то уроки можно извлекать из похожих историй болезни. Понятно, что при таком анализе навыки экономиста — как и навыки врача — очень важны.

Второй тип — систематические данные. Берем какой-нибудь показатель за 20 лет по всем странам, смотрим среднее и так далее.

Кажется, что у такого типа данных есть преимущество. Но профессиональный экономист понимает: чтобы начать анализировать данные, их сначала придется сильно упростить — в значительной степени устранить содержательные различия между странами, привести их к гомогенному виду.

Это похоже на то, как врач смотрит, что такое же лекарство давали определенному количеству больных. Но как данное лекарство повлияет на его нынешнего больного? Из систематических данных сложно извлечь что-то ценное. Хотя хороший экономист — как и хороший врач — сможет извлечь.

Кризис большой и кризис маленький

Итак, нынешний экономический кризис это наложение двух кризисов. Первый — большой, вялотекущий и представляющий для нас угрозу. Второй — временный, который нам угрозы не несет, но поскольку с ним связан обменный курс, то ему уделяется много внимания.

Обратимся к главному экономическому показателю — валовому внутреннему продукту страны. Если мы посмотрим на график темпов роста российского ВВП за последние четыре года, то увидим, что они падают каждый квартал и по большому счету наша экономика уже с 2012 года находится в стагнации.

Темпы роста экономики, %

Рост ВВП (%) к предыдущему кварталу с исключением сезонного фактора

Источник: Росстат

Источник: Росстат

Измерение ВВП имеет определенную погрешность, поэтому разумно говорить, что темпы роста +0,3% или -0,3% на самом деле не отличаются от нуля. Это значит, что стагнация нашей экономики, о которой заговорили сравнительно недавно, длится уже как минимум три года.

Если мы посмотрим на больший срок — шесть лет, то с 2008-го по 2014 год средние темпы роста составляют около 1% в год, то есть экономика стагнирует уже с 2008 года.

Но эта стагнация не такого же типа, какого была у нас в 70-е годы. Тогда темпы роста советской экономики были все время положительными, а застоем тот период назвали уже потом — из-за того, что мы хоть и росли, но при этом отставали от развитого мира.

Острый кризис в 2014 году в России был вызван санкциями, последовавшими после украинских событий, а потом и падением цен на нефть. Но и без этого мы столкнулись бы со стагнацией. Почему? Чтобы разобраться в этом, вспомним, что Россия — это развивающаяся страна, которая отстает от развитых стран Европы в 1,5-2 раза по многим показателям.

Развивающаяся страна должна расти быстрее развитых — существует такая теория, которая подтверждается практикой. Но мы не растем быстрее. Значит, в нашем случае быстрому росту есть препятствия. Разберемся, какие именно.

Долгосрочное экономическое развитие — жестокая вещь

Следующий слайд о том, какая это жестокая вещь — долгосрочное экономическое развитие.

ВВП на душу населения, $ 1990 года

Источник: Константин Сонин

Источник: Константин Сонин

Я выбрал две страны (Швецию и Аргентину), у которых в начале XX века уровень ВВП на душу населения был одинаковым. Кроме того, у них обеих XX век не был слишком бурным. Так, Аргентина вступила во Вторую мировую войну, но не успела в ней поучаствовать, а Швеция была нейтральной.

В начале XX века люди эмигрировали в Аргентину, что отражено в литературе того времени, а Буэнос-Айрес конкурировал с Парижем в плане культуры.

Но затем весь XX век экономика Аргентины росла темпами около 1% в год в среднем, а Швеция — 2%. Казалось бы, различие между 1% и 2% очень маленькое, но оно привело к тому, что через 100 лет эти страны оказались в двух разных мирах. Аргентина — третий мир, Швеция — первый.

Надо понимать, что если у тебя подушевой ВВП в три раза больше, то это значит не только то, что ты в три раза больше ешь, но и то, что дороги в три раза шире, кожа лучше, здоровье лучше, ты меньше работаешь, и так далее.

При этом нельзя сказать, что в культурном или политическом плане в стране ничего не происходило — была эпоха переворотов, родилась и стала известной в мире великая аргентинская литература, два раза выиграли чемпионат мира по футболу... Поэтому опасность текущего кризиса для России состоит не в том, что у нас будет голод и трупы лошадей на улицах, а в том, что мы пойдем по аргентинскому пути.

Давайте посмотрим на аналогичный график для России.

Реальный национальный доход на душу населения в России и СССР, % (1913 = 100%)

Источник: Great War, Civil War, and Recovery: Russia’s National Income, 1913 to 1928

Источник: Great War, Civil War, and Recovery: Russia’s National Income, 1913 to 1928

Я обычно спрашиваю у своих студентов: как вы думаете, на фоне других стран Россия в XX веке — если оставить за скобками всю политику — в экономическом развитии отстала, продвинулась вперед или не изменила своего положения?

На самом деле мы остались там же — как были 30% от США по ВВП на душу населения от США, так и остались. Были на пятом месте по ВВП среди стран мира — а теперь на шестом месте, то есть почти не изменили своего положения.

Были страны, которые отстали, как Аргентина. Были страны, которые совершили сильный скачок вперед, как Япония. Казалось бы, в России в XX веке столько событий произошло, однако с точки зрения экономики ничего не изменилось. Поэтому я и говорю, что долгосрочный экономический рост — жестокая вещь.

На графике видно, что экономика в целом — несмотря на провалы в Гражданскую и Великую отечественную войны, а также в 90-е годы — росла по линии тренда. Если продолжить этот график за пределы 2005 года, то мы дорастем до линии тренда в 2008 году, но не перевалим за нее, потому что в этот момент начнется кризис. Как будто она заколдована, и расти выше этой линии тренда не получится.

Ограничения на Россию — станки и прогресс

Этот тренд берется из двух вещей — накопления капитала и технического прогресса. Что такое накопление капитала? Если у нас есть избыточная рабочая сила, то мы можем ставить дополнительные станки, и в результате производство будет увеличиваться, но в какой-то момент человек уже не сможет работать одновременно на двух станках или на двух тракторах.

С этого момента накопление капитала перестает влиять на экономический рост, и в дело вступит технический прогресс — можно будет улучшать станки, учить человека работать на двух станках одновременно и так далее.

Россия может расти быстрее Европы, потому что у нас производительность труда ниже, то есть, условно говоря, потому что у нас меньше станков на человека, чем в Европе. Мы можем просто ставить дополнительные станки, что даст прирост экономике.

Еще мы можем расти быстрее, потому что можем заимствовать технологии, а не изобретать их. Изобретательство — затратная деятельность.

Например, в Америке постоянно появляются разные сети кофеен. Неудачные разоряются, а удачные побеждают. В итоге после пятнадцати лет конкуренции остается, допустим, один Starbucks. Теперь Россия можно не создавать разные сети кофеен, а просто взять за образец Starbucks и, немного адаптировав под наши особенности, сделать «КофеХауз» и «Шоколадницу». Таким образом, затраты на сети, которые не прижились и разорились в Америке, у нас не понесены. В этом экономия и поэтому Россия может расти быстрее.

Однако развивающиеся страны могут расти и медленнее развитых, как Аргентина или нынешняя Россия.

Почему? Из-за плохих общественных институтов. Звучит академически, но на самом деле это очень практическая вещь.

Институты — это то, что защищает от понижения отдачи на капитал. Например, гарантирует, что у тебя не отберут твою фирму или другую собственность.

В СССР в 70-е годы уже были полностью исчерпаны механизмы роста за счет накопления капитала, но при этом не было стимулов для приложения собственных усилий, а также не было механизмов заимствования технологий. Кто молод и не помнит того времени — просто поверьте. А те, кто помнит, знают, какое количество денег тратилось в 80-х годах на закупку станков, как они ставились на предприятия и потом не работали.

Что пошло не так с приватизацией?

В 90-е годы поняли, что нужны хорошие законы и что эти законы должны защищаться правоохранительными органами. Но тогда же встал вопрос: откуда взять хорошие институты (то есть хорошие законы, некоррумпированные суды)?

Идея появилась такая: провести приватизацию, чтобы создать на эти институты какой-то политический спрос. Важно: не было мысли, чтобы стало справедливо. Была другая мысль: если мы раздадим частную собственность, то те, кому мы ее раздадим, станут заинтересованными в том, чтоб их у нее не отняли, а, значит, станут лоббировать свои интересы, поддерживать политиков, которые выступают против коррупции и так далее.

В каком-то смысле эта мысль подтвердилась. Как показывают некоторые исследования, у приватизации оказались положительные экономические следствия — приватизированные предприятия стали работать лучше, хотя улучшение растянулось на десять лет.

Сложность таких исследований вот в чем. Чтобы получить результаты, нужно не только проанализировать данные по 10 тысячам предприятий, но и — что самое трудное — исключить возможность того, что приватизированные предприятия экономически эффективнее не перешедших в частную собственность потому, что изначально приватизировали только самые хорошие предприятия.

Кроме приватизации в 90-е появились выборы, хорошие законы и губернаторы, которые защищали права собственности. Но тогда же развитие остановилось.

Почему? Возможное объяснение состоит в том, что богатые люди защищают свои права, инвестируя в частную защиту прав собственности — нанимая вооруженную охрану, подкупая чиновников, коррумпируя судей. Когда права собственности защищены индивидуально, им не нужны хорошие институты. Тем более если те же самые средства защиты можно использовать для перераспределения собственности. Если политическая система перекошена в пользу богатых, то плохо защищенные права собственности могут стать долгосрочным равновесием (другими словами, если при этом богатые контролируют политику, то плохо защищенные собственность в стране — это надолго. — РП).

Догнать Южную Корею

В результате, за последние 15 лет — с 1996 года — качество российских институтов, измеряемое Всемирным банком — не улучшилось. В работе, опубликованной в 2010 году, экономисты Сергей Гуриев и Екатерина Журавская наложили друг на друга графики экономического развития Южной Кореи и России. Правда, данные по Корее сдвинуты на 11 лет вперед. Поскольку Корея экономически более развита, чем Россия, то она опережает нас.

Подушевой ВВП с учетом паритета покупательной способности, $

Источник: Why Russia is Not South Korea

Источник: Why Russia is Not South Korea

Перегиб, который мы видим на графике: для Кореи — это азиатский кризис 1997 года, а для нас — кризис 2008—2009 годов. Данные для Кореи с 2011 года были, естественно, известны, а для России — предположены.

Статья, напомню, опубликованная в 2010 году, заканчивалась вопросом — сможет ли Россия дальше развиваться такими же темпами, как Южная Корея? В 2010 году качество институтов в России (по данным Всемирного банка) было хуже, чем в Южной Корее одиннадцатью годами ранее. Поэтому прогноз авторов статьи — нет, Россия не сможет. Так и оказалось. Красные точки на графике — это фактические данные по России за 2010—2014 годы.

Откуда берутся хорошие институты?

Они могут быть следствием устойчивой демократии, но это не единственная возможность. Они могут появиться как результат длительного руководства институционализированной партии. Это подтверждает пример Мексики, где одна партия правила в 1930-2000 годах, и Китая с его «коммунистической партией 2.0», но, с другой стороны, правление коммунистов в Советском Союзе и странах Восточной Европе ни к чему хорошему не привело.

«Персоналистские» режимы точно не создадут хорошие институты. Примеры современных России, Казахстана, Белоруссии и Узбекистана это подтверждают.

Кризис, нефть и геополитика

В 2008 году, согласно опросу ВБ, из-за кризиса 40% россиян сократили потребление базовых товаров. Подчеркну, что 40% отказались от базовых товаров (в Европе — 10%), а не еще от одной поездки в Лондон. Поэтому представление о кризисе, как о малозначительном — не верно. Он сильно ударил по населению. В 2008 году в России выросло потребление только одного базового товара. Угадайте какого.

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Так почему же кризис 2008 года завершился для нас не катастрофой, а только стагнацией? Причина в том, что цены на нефть выросли. Я мужественно не включил ни одного графика с ценами на нефть в свою презентацию, хотя сейчас о них все говорят. Конечно, нефтяные цены играют очень важную роль, но нужно понимать, что кризис у нас долгосрочный, он начался не из-за удешевления нефти и угрожает аргентинским сценарием развития.

После падения в 2008 году нефть снова стала дорожать, но высокие сырьевые цены в России транслировались не в рост экономики, а в рост долгов госбанков и госкомпаний. Так что ни решение украинской проблемы, ни подорожание нефти не повлияют на течение долгосрочного кризиса.

В 2014 году неожиданно выяснилось, что российская экономика очень устойчива к внешним воздействиям. Если в 2008 году кризис привел к большому падению экономики, то теперь такого нет — только стагнация. Но остается риск того, что мы пойдем по аргентинскому пути.

«Неопределенность раскручивает инфляцию» Далее в рубрике «Неопределенность раскручивает инфляцию»Гречка подорожала за прошлый год почти вдвое, а овощи — на треть за последний месяц. Есть ли предел росту цен? Читайте в рубрике «Общество» Не тем вы, женщины, СМС шлетеЖительницу города Сочи осудили за разглашение гостайны Не тем вы, женщины, СМС шлете

Комментарии

20 февраля 2015, 15:03
,
20 февраля 2015, 15:41
Теория красивая, но с каким-то изъяном. Цифры цифрами, а не учтены локальные особенности. Более того, они не могут быть учтены, т.к не поддаются никакому выражению в абсолютных показателях. Мне кажется, что теория, продвигаемая в свое время "товарищем" Гайдаром, а ныне ВШЭ, разработана и внедрена недругами из-за рубежа. У России, как у Китая должна быть своя теория, основанная на реалиях. Китай, допустим, не заморачивается на ВВП и растет по своим законам.
20 февраля 2015, 17:24
Да-да, по своим, и поэтому Госттат Китая регулярно публикует ВВП.
21 февраля 2015, 19:16
Сравнивать Швецию и Аргентину - тупою. Швеция сказочно обогатилась во время 2-й мировой войны, поставляя Гитлеру редкие металлы для производства легированных сталей. Отсюда и 2%...
02 марта 2015, 21:53
и количественно население отличается, и территориально, и стабильность в Швеции уже лет 250
20 февраля 2015, 15:45
Константин Исаакович умный человек, много размышляет, но не нужно забывать, что не все в нашем мире идет так, как нам кажется, или как нам хотелось бы. Ибо еще в Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 30 и Евангелие от Марка, гл. 10, ст. 31) сказано: «Многие же будут первые последними, и последние первыми».
20 февраля 2015, 17:04
Бред ВШЭ - жалко мне нас. Только Путин все съедает
20 февраля 2015, 17:10
Используя терминолгию автора использовать медицинские термины и понятия от Лукавого, можно добавить...общество заражено новой не ясной политикой государства в девяностые, таки откуда у заражённого общества передовая технология, и передовой анализ ситуации у подобных экономистов, они экономисты то-же заражены бациллой "бабло-бабло" извергая гриппозные речи забывая в своих сравнениях, что СССРовская экономика была эффективней кратно капиталистической. Как пример сегодня правительство снизошло до того, что вводит дотации сельхозу...не мешало бы посмотреть, что дотации сельхозу предоставлялись, СССРовской экономикой по предьявлению результата. До получения результата гарантировался только тариф проживания по всем направлениям социалки.
Кредиты в банках брали в расчёте на дотацию, по запланированному результату труда, примерные обьёмы дотаций были известны. Плановые показатели были плюс-минус всегда стабильно одинаковы. Банки не банкротились.
20 февраля 2015, 17:25
MNOGO BLA BLA ...ARGENTINA??? KAK VAM NE STYDNO.....ESLI VY NE BUDETE RAZVIVAT TEXNOLOGIU BYTOVUYU TO VY OKAJETES NA UROVEN BEDNIX STRAN EVROPY.....GREZIA, PORTUGALIA, BENGRIA, RUMENIA, IRLANDA, ITD...KOTORIE POLUCHAYUT POSOBIA OT BOGATIX RODSTVENNIKOV ( 9 STRAN)....STRANA TRETEGO MIRA I V EVROPY XVATAYUT! NAZVANIE ODNO....SHVETZIA PRODAET VYSOKOKACHESTVENNI USLUGI I TEXNOLOGIU A ROSSIA??? TOLKO ORUJIE??? ))) OCHEN KRASIVYU STATIU NAPIZALI....VY SICHAS HUJE ARGENTINY!!!
20 февраля 2015, 17:38
Да плевать на эти нынешние зыбкие и необъективные показатели. Прежде всего нужно понимать, что они во-многом обусловлены санкциями и теми условиями, которые искусственно созданы против нас.
Необходимо сейчас невзирая на все эти глупые цифры идти вперед, не стоять на месте, не ждать с моря погоды, двигаться навстречу развития и посильно вкладывать в это развитие имеющиеся на данный момент резервы, которых у нас более чем достаточно!!!
Вот тогда Россия и воспрянет во всем своем великолепии и могуществе, всем врагам назло!
20 марта 2015, 10:08
а до санкций якобы было лучше? почему раньше не развивались? Стерх сказал--2года подождём, а потом отскок в плюс, вот и курс президента на развитие экономики России на ближайшее время--Ждать у моря погоды и цен на нефть, а развивать экономику выходит не обязательно. и плакатные речи надоели.
20 февраля 2015, 17:42
Сонину в отличие от наймита Алексашенко верю)
20 февраля 2015, 19:48
Как только экономисты начинают рулить,то сразу появляются "другие" пути экономики.....Это как программисты которых ненавижу,они чтобы пропихнуть свой товар вносят якобы "улучшения",а оно мне надо?Я покупатель,что хочу,то и беру и все стандарты Майкрософт для меня фиолетовы....Кому нравится,берите,я ж не возражаю.....а я вот привык на Винде 7 работать и меня устраивает.....Вот экономисты такие же....До них рулили не так,вот если они зарулят,то всё станет краще как в Украине....))))
20 февраля 2015, 21:12
Я вообще уважаю ХР-шку, а так же обычные кнопочные Nokia, которых теперь не выпускают, и крайне разочарован всеми этими навязанными извне нововведениями.
Не знаю насколько все это относится к сути рассматриваемого экономического вопроса, но лично я считаю, что для нас сейчас необходимо прежде всего наладить нормальное функционирование наиболее важных её направлений, а не разбрасываться вслепую своими потенциалами, в погоне за какими-то глупыми новомодными тенденциями.
Прежде всего необходимо навести порядок в сельском хозяйстве, машиностроении и приборостроении. Это наиглавнейшие отрасли. Все остальное приложится и будет развиваться попутно.
20 февраля 2015, 21:22
Статья поверхностная. Много резонерства. Главные причины отставания России в ней не указаны. Вместо них расплывчатая формулировка: "плохие институты". То есть, чиновники виноваты, а мы все - хорошие и пушистые.
На самом деле , реформы, начатые Горбачевым в 90егг. , были полностью остановлены уже в 1993г. именно из-за нежелания населения их продолжать. Сегодня никто и не заикается о реституции, то есть возвращения украденной у населения собственности после большевистского переворота 1917г. Хотя в других постсоветских странах она , хотя и болезненно, была проведена. Всем нам выгодно жить на ворованном. Чего же тут удивляться коррумпированности судов?
Второй момент: приватизация по Чубайсу. Всем тогда раздали ваучеры, а себе забрали все остальное. Сейчас нам запрещают даже поднимать тему о пересмотре ее итогов: это воровская "священная корова". Поэтому воры всех мастей чувствуют себя безнаказанно.
Третий момент: земля, прежде всего в городах. Прекрасный закон о том, что земля под многоквартирными домами принадлежит коллективам жильцов , не действует и никогда не действовал. Когда начальство хочет, оно ломает дом и просто выпихивает жителей в долевые коммуналки. ЕСПЧ уже давно отказался рассматривать жалобы россиян.Защиты от судебно-муниципального произвола нет. До тех пор пока не будет в городах земли в частной собственности, не будет и капитализма. Именно этот путь прошла Япония после войны. От тотального коллективизма и запретов - к свободному рынку земли в городах.
21 февраля 2015, 01:17
Всецело соглашусь, пожалуй, лишь в одном - "парадокс Чубайса" в современной России необъясним с точки зрения официальной позиции власти. Эта тема тотально замалчивается, а любые попытки поднять вопрос пересмотра итогов приватизации растворяются как в каком-то туманном покрывале, просто мистика какая-то.... Но если поразмышлять немного над тем как именно это можно осуществить, и какие побочные последствия при этом будут наблюдаться, то начинаешь понимать, что рубить с плеча все же нельзя, как мы привыкли это делать.
Этот процесс национализации должен идти постепенно и затрагивать лишь наиболее важные отрасли экономики...
Кто бы что ни говорил, а лично я уверен, что в итоге все это будет реализовано, а наша страна плавно перейдет от капитализма к социализму (а вернее "относительно плавно", так сказать, но при этом наверняка "вежливо" и без лишнего шума...!)))
21 февраля 2015, 00:34
21 февраля 2015, 00:43
Стоит помимо всего прочего отметить, что Аргентина стала такой какая она есть не только за счет внутренних процессов, но и под влиянием внешних факторов, при чем даже в большей степени из-за них. То же недавнее противостояние геополитическим амбициям Британии оставило существенный отпечаток на нынешнем облике Аргентины. Потом были десятилетия "американообработки", до тех пор пока в Аргентину не приехал Путин. Уверен, что теперь все постепенно будет меняться в лучшую сторону. Как для них так и для нас!
21 февраля 2015, 11:24
Съездил путин в Аргентину - путину гармошку подарили. А в помощи ОТКАЗАЛИ. (Это, если вы вдруг "не в курсе".)
21 февраля 2015, 15:24
О какой помощи шла речь?
24 февраля 2015, 13:33
Как покупали аргентинскую говядину так и покупаем!!
21 февраля 2015, 13:24
Кто-нибудь обратил внимание, что после слов "Давайте посмотрим на аналогичный график для России" идет предыдущий график Швеция-Аргентина?

Или тут спор чисто принципиальный?
21 февраля 2015, 21:00
Обратили. Это техническая ошибка. Исправим. Извините.
21 февраля 2015, 16:30
Не нужно сравнивать Россию вообще ни с чем. В Европе уровень жизни и ВВП запредельный, а что лежит в основе этого благосостояния? Кто-то может внятно сказать не мусоля туманные понятия вроде "удачной диверсификации экономики и выгодной капитализации чего-то во что-то другое". В Европе подавляющее большинство населения задействовано в сфере услуг. Какие сверхприбыли может принести взаимное обслуживание? Никакие. Все это ещё в большей мере относится к США. Я считаю что запредельный ВВП и уровень жизни это следствие того что в Европе и США находятся мировые финансовые институты, которые пишут законы мирового перераспределения финансовых потоков. Разумеется понятно где эти потоки концентрируются. И все. Играя по их законам ты никогда не выиграешь, ты можешь привязаться к этим потокам на их условиях и кормить их экономики, это самое большое на что ты можешь рассчитывать. Чтобы выиграть нужно создавать свои условия, свои законы, только тогда и только так экономика станет независимой и конкурентоспособной. Сейчас можно поднять ВВП и уровень жизни в России, но его тут же уронят ценами на углеводороды и санкциями по вымышленному поводу, побогатевшее, а следом обнищавшее население "пойдет на майдан" власть менять. Для того чтобы страна качественно разбогатела необходимо сейчас умело распределять энергетические потоки, создавая долгосрочные партнерства и инструменты политического влияния. На этом фоне необходимо создавать то единственное, что есть сейчас на Западе и нет в России, и это технологии. Свои собственные технологии помогут 1) вывести имеющуюся промышленность на новый технологический уровень 2) создать новые наукоемкие отрасли. Технологическая независимость создаст новые условия взаимоотношений со странами Запада исключительно как с равноправными ТОРГОВЫМИ партнерами. И последнее по списку но не по значимости это современная технологичная армия (потому что согласно негласному международному кодексу без сильной армии ты злодей и диктатор которого необходимо уничтожить). После этого на Западе могут публиковать любые рейтинги, прогнозировать что угодно и саботировать любые сектора экономики - уровень жизни и ВВП будет неумолимо расти. Ни Аргентине, ни Швеции в самых смелых сексуальных фантазиях такое и не снилось.
21 февраля 2015, 22:16
То, что Вы описали, уже было в нашей стране. Это называлось СССР. Спрашивается, почему тогда не удалось "создать новые наукоемкие отрасли" (цитирую Вас же), а сейчас вот теми же методами получится.
24 февраля 2015, 13:48
СССР в годы своего расцвета по наукоемким отраслям был впереди планеты всей. И это несмотря на все послевоенные тяготы. И начало космической эры началось именно 4 октября 1957-го года, когда первый советский искусственный спутник Земли вышел на околоземную орбиту.
24 февраля 2015, 14:41
Думаю, тут многие жили при СССР и помнят, по каким отраслям мы были впереди планеты, а по каким - позади.
25 февраля 2015, 11:06
Смотря какой период рассматривать. Последние годы Союза были весьма печальными, сказалось гниение рыбы с головы.
24 февраля 2015, 08:53
Поэтому нужно развивать производство, и в первую очередь ВПК. А те, кто кричит о сокращении вложений в оборонку - всего лишь пытаются ослабить нашу экономику. Именно на ВПК мы можем сейчас выехать, так как ни у кого нет такого оружия, как у нас, и в ближайшее время не будет. И наши технологии не стоят на месте. Только оружие, только хардкор!
24 февраля 2015, 14:45
Согласен. Образование, индустрия, банки, потом уже все остальное.
26 февраля 2015, 12:26
В оборонку вложись. Военных содержи. Сам сдохни. А когда вояки облажаются - спасай Россию и восстанавливай то что поломали. Уже это проходили во вторую мировую и после.
26 февраля 2015, 13:51
Считаешь, что во вторую мировую вояки облажались? Обоснуй свой ответ.
28 февраля 2015, 13:59
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
28 февраля 2015, 14:34
Вопрос оказался несколько провокационным, поскольку при попытке ответить, видимо нарушает правила комментирования. Так что без комментариев.
21 февраля 2015, 23:23
В ОАЭ только песок и нефть. Кто там был. видел, что арабы сделали со своими эмиратами всего с 1975 года, а до этого времени просто вымирали. А теперь весь мир на них работает. Почему у нас нет всего передового, а у них уже есть- ответ лежит на поверхности.И не причем тут никакие экономические анализы. Одна психология в основе поведения властьпридержащих.
26 февраля 2015, 21:07
Ну вы сравнили. Площадь территории ОАЭ - 83600 кв.км - это чуть меньше, чем Ленинградская область. Представляете, как можно было бы отстроить и нафаршировать Ленинградскую область, если бы все нефтедоходы наши пустить на ее развитие? Соображайте.
27 февраля 2015, 03:41
А почему всю страну не развивать ?
27 февраля 2015, 16:27
Я лишь проводил параллели между развитием ОАЭ и России. Просто сравнивать их совершенно некорректно. Гораздо проще навести порядок в одной маленькой комнатке, чем в огромном дворце. Но и в России все развивается, пусть не быстро, но прогресс все-таки есть. Заводы строятся, торгуем, ВВП растет, в космос летаем.
21 февраля 2015, 23:28
Особый путь,что мы рыжые? Законы развития у всех одни.А причины топтания на месте давноизвестны. Это богатые,не желающие рисковать своими деньгами в России, взяточничество и бюрократия,убивающее любую инициативу и неправильный курс в экономике. Развиваем сырьевую экономику,а остальное губим,закупая на нефтяные деньги дешевые фантики.
24 февраля 2015, 08:55
Вы оперируете устаревшими понятиями. К вашему сведению, Россия в последнее время очень активно избавляется от западных ГКО. Как, впрочем и остальные крупные игроки. И скупает золото
26 февраля 2015, 13:52
Основная часть доходов российского бюджета вовсе не сырьевая, а промышленная.
22 февраля 2015, 19:31
Цена "стабильности"? Только цифры.
Падение покупательной способности национальной валюты == инфляция. Инфляция в Аргентине составляет до 8% годовых. Много. Но! В россии же с момента девальвации (помните: "убираем три нуля") покупательная способность рубля упала в 10! раз (только за 2014 год рубль полегчал вдвое). Если кто далёк от математики, 1 раз - это 100%. Таким образом - инфляция меньше, чем за 20 лет составила в России 1000%.
24 февраля 2015, 09:00
Давайте тогда и данные о том, как изменились доходы россиян. Я не совсем уверен, что покупательская способность снизилась. Я вот например, могу позволить себе гораздо больше, чем 10-15 лет назад.
24 февраля 2015, 13:33
Как и 90 процентов россиян, Василий, могу вас уверить!!!
24 февраля 2015, 12:09
Почему-то все эти "экономисты из ВШЭ" забывают упомянуть про долги "частных компаний" западным банкам, за которые должны теперь отвечать сограждане. А кто и куда вывозит сотни мрд опять же в западные банки. Без ответа на эти вопросы аналогом нашей экономики оказывается дырявое решето!
24 февраля 2015, 13:51
Все эти "экономисты из ВШЭ" мечтают лишь об одном - что бы их похвалили на Западе их коллеги. Те, перед кем они так усердно и усиленно стараются, продвигая свои прозападные модели.
24 февраля 2015, 16:24
"Moody`s считают, что отток капитала в 2015 году составит $272 млрд..." Какая поразительная точность расчётов! Или это - указание "экономистам из ВШЭ" на вывоз половины валютных резервов?
24 февраля 2015, 17:32
Либо ни знают то, что остальные не знают либо ни пытаются убедить в этом всех.
26 февраля 2015, 13:55
В понятии "отток капитала" может содержаться несколько составляющих. Это и возврат долгов в иностранной валюте, и скупка населением валюты, и оффшорные махинации. Всего и не предугадаешь.
25 февраля 2015, 17:07
Только китайский метод введении экономических а также юридических помогут .6
25 февраля 2015, 17:08
За воровство казнокрадство ввести Растрелы .
02 марта 2015, 21:54
это не решение, это популизм, будут перегибы на местах
25 февраля 2015, 22:29
Паниковать?
Не паниковать?
Делать - то что ?
Один известный фантаст написал когда-то , что самый великий обман в истории человечества - ДЕНЬГИ !
Мне , обычному человеку, совершенно не экономисту понятно только , что чем больше нас будут подсаживать на свои предложения, создавая искусственный спрос , тем больше мы будем кормить паразитов, живущих(причём ШИКАРНО !!! ) за счёт других !
Зачем на кого-то оглядываться ?
У нас свой менталитет ! Ну , был когда-то... пока не развелось паразитов, которые всем рассказывают , как хорошо жить в "шоколаде "...
Но, ведь что-то же ещё осталось ?
Что может быть дороже семьи ? Благодарности и уважения родителям?
Любовь и почитание детьми - самое дорогое для всех !
Воспитание?
Культура общества ?
Надо с этого начинать!
А то совсем извращенцы разные распоясались !
Эконо-оооооооомика !
Какая может быть экономика , когда готов душу ПРОДАТЬ , и не важно за что !
Стабильность - это не просто здоровое потомство , но ещё и духовно сильное потомство !
Вот .
Прям полегчало...
Кто не понял , о чём я , пусть считают , что я не к месту всё это вЫложил!
всем привет!
26 февраля 2015, 14:00
Что бы вырастить потомство, которое тебя любит и уважает, нужно дать этому потомству что-то, что послужит основой для того самого уважения и самоуважения. Мы все живем в обществе потребления. И без атрибутов того самого потребления вы сами, как и ваше потомство, рискуете оказаться изгоем. Так что жить нужно по правилам общества.
26 февраля 2015, 11:08
Уважаемый Сергей ! Подпишусь под каждым твоим словом ! Во первых,конечно,не паниковать.Решения принимать по стране,по экономике экономистам,специалистам.А нам, простым людям,хотябы постараться жить по заповедям,да вырастить достойных детей.Ведь мы все знаем,что семья-ячейка государства.Так что какая ячейка - такое и государство!
26 февраля 2015, 12:06
Каждый раз экономические кризисы происходят под звук лопающегося финансового пузыря. Каждый раз, так сказать экономисты, обосновывают все преимущества вновь растущего дутого финансового образования, слабости экономики, низкого курса национальной валюты и надежных вложений в экономику других стран под низкий процент и заем фактически своих денег в этих странах под значительно более высокий процент. Когда происходит очередной "плюх", эти же экономисты объясняют, что всё закономерно и только они знают как из этого выбраться. Дальше всё происходит по спирали. Ну какая экономика может быть в стане, где её даже не пытаются построить и развить, а только "обдаивают" и "обсасывают" на уровне гос.политики. Ежели чего хорошего происходит, то только не благодаря, а вопреки. Какая экономика и финансовая политика может быть в стране, где ЦБ управляется жуликами из другого и весьма недружественного государства?! Своего жулья тоже хватает. В основном это жульё с экономическим образованием. Оно в очередной раз лихо всё обоснует с графиками и (хотел написать формулами, но это выше их интеллекта) опять же графиками , что хорошо бы России не вступить на путь Аргентины или индейских резерваций. Символ Российской экономики - бублик. Сам бублик - гос.структуры, ресурсодобывающие монополии, ВПК. Остальная Россия живёт в дырке от бублика.
26 февраля 2015, 14:04
Кстати, может быть вы не знаете, но ЦБ практически всех стран не управляются правительствами этих стран. Это одна большая и относительно независимая система распределения средств. И управляется она одним органом. ФРС. И вообще мировую политику следует рассматривать через призму интересов главных акционеров Федеральной Резервной Системы.
27 февраля 2015, 02:55
Хорошо бы поправить ситуацию с ЦБ, а то Россия соблюдает чёрте чьи интересы, кроме своих. За державу обидно.
27 февраля 2015, 09:33
Сейчас Бастрыкин внес на рассмотрение Президента здравую мысль об изменении Конституции в пользу национальных интересов, ввести приоритет национального права над международным. Если внесут поправки, то регулятору придется подчиняться.
27 февраля 2015, 14:32
Вряд ли такие изменения примут. Это вопрос имиджа. Правовая изоляция в России сейчас была бы не к месту.
26 февраля 2015, 13:10
Как уже надоели эти гайдаровцы их ВШЭ, ОНИ ЗНАЮТ, ЧТО ВСЕ НЕ ТАК, НО У НИХ ДАЖЕ НЕТ МЫСЛЕЙ О ТОМ, ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ БЫЛО ТАК, ОБЫКНОВЕННЫЕ ПУСТОЦВЕТЫ.
25 марта 2015, 15:50
Там еще Маша подрастает.. Новая волна гайдаровщины...
26 февраля 2015, 13:40
умный один был!!до такой степени умный что попив чая сделал дефолт и гос-во ограбило население!!надеюсь в гробу вертится данный чаевод
почему вы умные и светлые головы не озвучиваете такую вещь как грабёж страны чиновниками....посчитайте примерно сколько это...несомненно это и есть ВВП страны..если Чубайсы натянули страну на ваучер..Прохоровы просто захватили предприятия..и дожоды идут не в гос-во а в карманы этих ган-ову нас же власти плевать на народ!!власть превратилась в бизнес....и прикрываясь пушечным мясом можно строить патриотов из себя получая огромные оклады!
26 февраля 2015, 21:09
Это темное время было. Наша задача - не допустить больше такого. А вот та же Украина на чужих ошибках не учится.
27 февраля 2015, 03:10
Ох не учится... Да и некогда учиться. Только шайку очередных воров прогнали, так сразу внутренняя война. Война - это испытание для экономики на прочность, а испытывать там нечего - одни долги и скоропостижно выбранное правительство у которого нет иного пути как ещё долгов наделать. США им помогут, США им подскажут. Результаты такой "помощи" по всему миру. В России так же проходит испытание на прочность то чего нет (успели наладить только коррупционную вертикаль власти, до реальной экономики не дошли, занимались переделом, выстраиванием, олимпиадами и пр.), и то же благодаря США. Может сейчас придёт понимание и всё пойдёт путём? Хорошо, что Россия не повелась и президент не дал втянуть страну в открытый вооруженный конфликт.
27 февраля 2015, 09:31
Поправлю - ПОКА не дал. Оглянитесь вокруг - все только начинается. Пока, конечно, в Европе еще сильны антивоенные настроения, но контора пашет, и война витает в воздухе.
27 февраля 2015, 14:12
Только вот те, кто "прогнал воров", на поверку оказались встократ хуже прежних! :{
26 февраля 2015, 14:42
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
27 февраля 2015, 14:07
Не знаю как вы, а я бы у такого "врача" не стал бы лечиться...
10 марта 2015, 12:51
Жаль, что продажи алкоголя растут, а вообще спасибо всем тем, кто старается на благо нашей страны, не дает ей свалиться в яму затяжного кризиса.
21 апреля 2015, 17:12
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»