Гелий Коржев: народный художник СССР — великий художник России
Выставка работ Гелия Коржева в Третьяковской галерее на Крымском валу. Фото: Alexander Zemlianichenko / AP / TAСС

Выставка работ Гелия Коржева в Третьяковской галерее на Крымском валу. Фото: Alexander Zemlianichenko / AP / TAСС

В Третьяковской галерее открылась большая выставка Гелия Коржева

В этом году Государственная Третьяковская галерея  по-настоящему радует зрителя. Выставки этого года стали такими большими культурными и общественными  событиями, о которых мы, честно говоря, стали уже забывать. Выставка к 150-летию Валентина Серова произвела грандиозное впечатление.  Значительный резонанс получила экспозиция  «Писатели глазами скульпторов XX века. К году литературы в России». 27 марта заканчивается чудесная выставка Федора Степановича Рокотова. 

Событием явно станет и открывшаяся 24 марта монографическая выставка Гелия Коржева. В экспозиции представлены произведения, охватывающие весь творческий путь художника — с 1943 по 2011 годы. Такой большой выставки у мастера не было никогда.  Как отмечает критик Константин Агунович, «даже на пике творческой активности, в 1960–1980-е, Коржев обходился двумя-тремя работами на всесоюзных тематических выставках. Немногословность в ту пору охотно читалась как особенная многозначительность; кроме того, на реализацию многотрудных проектов Коржев тратил годы и десятилетия. Больших выставок Коржев избегал, может быть, как окончательного суждения».

Гелий Коржев

Гелий Коржев. Фото: Виктор Великжанин / ТАСС

Более того, эта экспозиция готовилась целых десять лет. В 2007 году, еще при жизни Гелия Коржева,  выставка главного художника «сурового стиля» с огромным успехом прошла в американском Миннеаполисе, где в частном собрании коллекционера находятся около тридцати  полотен мастера. Это событие рассматривалось тогда, как первая часть большого проекта, вторая часть которого должна была завершиться в Третьяковке. Этому замыслу суждено было реализоваться лишь через почти десять лет. Кажется, это объясняется не столько различными организационными проблемами, сколько осмыслением творчества своеобразного, уникального художника, которого называют и последним реалистом, и советским постмодернистом, и недопонятым автором. 

«Я не помню другого проекта, к которому мы бы относились с такой страстью, будучи столь вдохновлены и имея столь разные позиции и интерпретации», — отмечает куратор выставки, директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Она мечтала, что это событие состоится при жизни автора, но этому не суждено было случиться.

В аннотации к выставке авторы  проекта отмечают: «Коржев — последний  великий русский реалист  XX века. Коржев — одна из самых мощных фигур в отечественном искусстве, сложнейшая и противоречивая личность. Представитель послевоенного поколения, он стремительно ворвался на художественную сцену в конце 1950-х годов и стал одним из лидеров легендарных шестидесятников.

Особенности эпохи, своеобразие сильного и независимого характера художника, его добровольное затворничество и уход от всякой публичности в последние десятилетия жизни не позволяли организовать широкий показ его работ. Так сложилось, что, будучи одним из наиболее известных живописцев 1960–1980-х годов и интенсивно работая вплоть до последних дней жизни, Коржев оказался почти неизвестен нескольким поколениям зрителей и профессионалов. Первая масштабная выставка художника станет настоящим прорывом в исследовании его творчества, откроет для наших современников невероятный мир образов в произведениях Коржева и обогатит представления об искусстве второй половины ХХ века».

У Гелия Коржева (7 июля 1925 г.  — 27 августа 2012 г.) интересная судьба. Уже в 1966 году — лауреат Государственной премии РСФСР имени Репина. В 1968–1975 годах занимает пост первого секретаря Союза художников РСФСР. В 1970 становится академиком Академии Художеств СССР.  Дважды, в 1966 и 1987 годах, получает Государственную премию СССР. Он был совершенно официальным художником, задававшим тон в творческом пространстве советских художников. Одной из его основных тем была Великая Отечественная война.  При этом он сам, как говорят в Третьяковке, разрабатывал только те мотивы и решал те художественные задачи, которые ставил перед собой сам, без оглядки на официальную доктрину. Коржев очень точно отразил время, которое проживал и переживал вместе со всей страной.

 «Жизнь вне искусства, вне живописи для меня попросту утрачивает всякий смысл. А в творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода — писать то, что я хочу и так, как чувствую и могу», — говорил о себе великий художник.

Гелий Коржев, пожалуй, последний художник, писавший героев. Его творческое наследие — эпос. На его картинах, как можно было бы ожидать от «начальника» советских художников эпохи официального соцреализма, вы не увидите счастливых доярок и энергичных строителей коммунизма. Это портреты людей,  «на которых оставила отметину их собственная жизнь. Людей увечных, пораженных зримой травмой».

  • Картина  «Беседа». Художник Гелий Коржев
  • Картина «Влюбленные». Художник Гелий Коржев
  • Картина «Заложники. Живой заслон». Художник Гелий Коржев
  • Картина «Лишенные рая». Художник Гелий Коржев
  • Картина «Осень прародителей». Художник Гелий Коржев
  • Картина «Беседа». Художник Гелий Коржев
  • Картина «Влюбленные». Художник Гелий Коржев
  • Картина «Заложники. Живой заслон». Художник Гелий Коржев
  • Картина «Лишенные рая». Художник Гелий Коржев
  • Картина «Осень прародителей». Художник Гелий Коржев
1 / 5
Крупнее
подсказка закрыть листать
Картина  «Беседа». Художник Гелий Коржев
Картина «Беседа». Художник Гелий Коржев
Картина «Влюбленные». Художник Гелий Коржев
Картина «Влюбленные». Художник Гелий Коржев
Картина «Заложники. Живой заслон». Художник Гелий Коржев
Картина «Заложники. Живой заслон». Художник Гелий Коржев
Картина «Лишенные рая». Художник Гелий Коржев
Картина «Лишенные рая». Художник Гелий Коржев
Картина «Осень прародителей». Художник Гелий Коржев
Картина «Осень прародителей». Художник Гелий Коржев
1 / 5

 «Знакомство с произведениями Коржева — сложный, но необходимый опыт разговора на тяжелые, подчас болезненные темы, — продолжают авторы проекта, — трагедия Великой Отечественной войны, тектонические сломы социальной и политической реальности в конце столетия, разочарования и одиночество, драма жизни и неизвестность того, что ждет человека за ее гранью. Искусство Коржева обнажает историю человеческих травм и возрождения, являет примеры удивительной силы духа, воли, желания жить и победить. На выставке Коржев предстанет перед зрителем как художник эпического дарования, который обращался к "вечным" темам и общечеловеческим историям, всегда оставаясь сильным, но одиноким героем, отшельником и пророком, который нес людям свое послание и, возможно, единственный мог говорить этому миру правду».

«Характерные пластические приемы мастера — blow up, укрупненный масштаб, подчеркнутый натурализм, избыточная живописность — обостряют смысловую наполненность и мощь изображаемого. Коржев предложил некую особую версию фигуративного искусства. Характерные для него активная художественная подача, прямое высказывание вызывают сильнейший эмоциональный отклик зрителя», — в этом видят кураторы выставки художественную уникальность Гелия Коржева.

Несмотря на то, что само имя Гелия Коржева до сих пор,  мало что говорит обывателю, почти каждый когда-нибудь видел его картины. Стоит только взглянуть одним глазом на любую работу и каждый поймет — он не только видел картины этого художника, он знает этих героев, потому что они живут рядом, по соседству, конкретно в каждой русской семье. И любой расскажет об их судьбе, потому что все знают судьбу русского народа, — ту, настоящую, непридуманную, трагичную, тяжелую, часто страшную, редко счастливую, иногда святую. 

Портреты  вызывают вначале трепет, даже порой шок, иногда неудобство и нежелание «это видеть». Искалеченные, одноглазые, ущербные, со своеобразным землистым цветом лица люди, особенно в наш век гламура и всеобщего «камеди клаба», оказываются героями полотен Коржева и заставляют, требуют, чтобы на них смотрели. Потом наступает другое чувство — трепета и восхищения, осознания правды. Правды о стране, о себе, об этом мире. И эта правда не ужасает, несмотря на сюжет того или иного произведения — она очищает.

«Коржев выделялся на фоне современников невероятным масштабом и глубиной осмысления того времени, в котором он жил, — говорит директор музея Зельфира Трегулова, — Активно выставляясь в советское время, он в 1980-е годы стал отшельником и еще больше осознал свою роль как пророка и как художника, который ставит перед обществом то зеркало, в котором отражается истина».

Спасти и сохранить Далее в рубрике Спасти и сохранитьКак выживает приход храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в небольшом башкирском селе Андреевка Читайте в рубрике «Культура» Дмитрий Грачев: «Смех действительно продлевает жизнь»Новый герой рубрики «Наши люди» на «Русской Планете» рассказал о «механике» русского юмора Дмитрий Грачев:  «Смех действительно продлевает жизнь»

Комментарии

26 марта 2016, 14:40
Действительно впечатляет творчество великого мастера. В его картины никогда не надо вглядываться. Просто смотришь и понимаешь. трагедию,огромную трагедию человека и целого народа. Раскрывает русскую душу в своих работах, угрюмо и без прикрас.
28 марта 2016, 11:26
Жаль, что сейчас почему-то нет таких мастеров, которые бы отражали действительность с остротой такого пронзительного "сурового реализма", который демонстрировал в своих работах Гелий Коржев. А может их попросту не пускает в творческий мир цензура того постсоветского "либералистического бомонда", который теперь безраздельно диктует тренды на рынке изобразительного искусства....?!
27 марта 2016, 22:36
Сильные картины, непростые, но про простых людей, про народ, соцреализм с суровым лицом
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»