Электронное ОСАГО станет обязательным
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

ЦБ поинтересовался у страховщиков, почему они массово саботируют электронную продажу полисов

Российский мегарегулятор уведомил Российский союз автостраховщиков (РСА) о необходимости поэтапного перевода услуги по заключению договора ОСАГО в электронный формат. Как следует из письма ЦБ, начиная с 5 марта все компании, входящие в РСА, должны представить сведения об оказании этой услуги онлайн, а также о мерах, направленных на ускорение ее внедрения. Саботаж и откровенное мошенничество страховых компаний с полисами автогражданки, похоже, все-таки приобрели такие масштабы, что даже Центробанк с его политикой минимального вмешательства в дела рынка не смог остаться в стороне.

Проблемы за счет клиентов

Продажа электронного ОСАГО была легализована в июле 2015-го. До этого несколько лет государство относилось к подобной практике негативно. Страховые компании же, напротив, воспринимали Сеть как возможность добраться до вожделенных клиентов, а потому изобретали способы обойти формальные запреты на заключение электронных сделок.

В результате была придумана онлайн-продажа полисов с доставкой на дом. И автовладельцам, и страховщикам от этой идеи настали сплошное удобство и польза: одни без особого труда увеличивали клиентскую базу, другие страховались, не покидая квартир и офисов. Да и государство не сказать чтобы сильно возражало.

Однако по мере того, как автоюристы навострились отстаивать интересы автовладельцев, а подскочившие курс доллара и стоимость ремонта иномарок существенно увеличили расходы страховщиков, позитивное отношение к онлайн-продажам полисов начало угасать. Внезапно обнаружилось, что при оформлении электронного полиса ОСАГО онлайн (при условии, что все делается по-честному) доходы страховой компании заметно съеживаются по сравнению с доходами от той же сделки, заключаемой при личной встрече агента с автомобилистом.

Например, навязать так называемые дополнительные страховые услуги, которые в изобилии и, разумеется, на добровольной основе предоставляются доверчивым клиентам после личного общения, в режиме онлайн почти невозможно. А уж шантажировать клиента через стандартную интернет-анкету, да еще и отчитываться об этом в Центробанк, — дело и подавно гиблое. Естественно, на этом фоне страховщики радикально пересмотрели свое отношение к продажам полисов онлайн. Для них миллионы автовладельцев, страхующих машины без всяких «допов», не что иное, как масло, снятое с хлеба.

Ошибка ввода

Под шквалом жалоб со стороны автомобилистов на навязывание услуг правительство все-таки приняло пакет поправок к закону об ОСАГО, узаконивший онлайн-продажи. Сторонники новшества не скрывали, что хотят помешать страховщикам втюхивать ненужные дополнения, по сути, увеличивающие стоимость обычного полиса.

Однако стремление страховщиков к обогащению явно недооценили. С июля 2015-го по январь текущего года воспользоваться услугами онлайн-страхования смогли только 37 тысяч автовладельцев. Это при том, что полисы ОСАГО ежегодно покупают 42 млн россиян. Сами страховщики констатируют, что в онлайн-формате сейчас приобретаются всего 2% полисов.

Секрет такой «непопулярности» страховых интернет-сервисов очень прост. Из более чем 80 компаний, продающих полисы обязательного автострахования в России, сервисы онлайн-продаж запустили только 14. Да и те, если судить по многочисленным отзывам автовладельцев, в большинстве своем не работают адекватно.

По свидетельству пользователей, одним из самых частых «обломов» при попытке оформить онлайн-полис является срыв процесса под самый конец процедуры. То сайт не может сверить данные, то выпадающий перечень регионов в специальной строке оказывается представлен только Москвой и Московской областью — наиболее дорогими для страхования субъектами РФ. А временами при нажатии кнопки «оформить страховку» вообще происходит «неизвестная ошибка» со сбросом всей введенной информации.

Техподдержка разных контор при обращениях заявляет примерно одно и то же: сайт работает нормально, проблем нет. Или же есть, но ведется техобслуживание. Нужно просто немного подождать. Сколько продлится это «немного», остается только гадать.

Не дать заиграться

Господам страховщикам стоило бы знать, что попытки играть с государством в саботаж рано или поздно оборачиваются репрессивными мерами в отношении саботажников. Лучше других об этом знают представители банковского сектора: уже несколько лет любая попытка обналичить левые средства и даже намеки на подобные финты оборачиваются отзывом лицензий у кредитно-финансовых учреждений. Отбирать лицензии — одна из немногих вещей, которые наш Центробанк научился делать быстро и хорошо.

В ситуации со страховыми компаниями очевиден серьезный конфликт интересов. Страховщики хотят оставить себе максимум средств, и с их точки зрения было бы прекрасно, если бы граждане поголовно страховались от попадания в голову метеоритов и аналогичных «вероятных» угроз, а страховки можно было бы не выплачивать. Именно этим объясняется их нытье о неодинаковой доступности интернета в регионах РФ, невозможности синхронизировать электронную базу Союза автостраховщиков с базой ГИБДД и прочие отговорки, всплывшие в ответ на письмо Центробанка.

Но государство — точно так же, как и общество, интересы которого оно представляет, — низкие доходы страховых компаний, мягко говоря, волновать не должны. Более того, чем больше страховщики отдают, тем лучше. Деньги, с которыми они расстанутся, отправятся в авторемонтные мастерские, на закупку деталей, в ритейл, отчасти в российский автопром. Это, конечно, не производство атомных реакторов и биомедицинского оборудования, но все-таки рабочие места, налоги и работа реальных предприятий.

Поэтому государству стоило бы пойти дальше и самому начать продажу полисов, бланки которых печатаются на Гознаке. Ведь всего один работающий сайт может заменить 80 плохо работающих контор, а вся маржа, которую сейчас снимают страховщики, отправилась бы прямиком в бюджет.

Но для этого ЦБ, к сожалению, не созрел.

«Югоосетинский спецназ» будет не хуже «кадыровского» Далее в рубрике «Югоосетинский спецназ» будет не хуже «кадыровского»Армия Южной Осетии достойно защитит рубежи России

Комментарии

25 февраля 2016, 15:15
Государство чистоплюйское у нас. Любимое дело властей - умывать руки. Сложили с себя все обязательства, отдали денежные потоки в частные сомнительные руки, а теперь сидят и думают, где же им денег взять на дыры в бюджете? А ведь все можно было держать под контролем - и ритейл, и страхование, и медицину, и социалку и пенсии. А у частников одна забота - навар. И навар превыше всего.
25 февраля 2016, 19:42
Сами же страховщики всю эту панику и подняли, сами же раздули проблему на ровном месте. Это фактически откровенный сабботаж в государственных масштабах! За такое по-хорошему надо всё руководство РСА и крупнейших страховых компаний отдавать под суд, и не "для проформы", а для реального наказания, для того, чтобы подобное больше не повторялось!!!
28 февраля 2016, 14:22
Да-да, причём одни одно говорят, другие другое, а третьи говорят, что и те и другие говорят не то что надо.
Бардак страшный. Стыдно за такую систему. Реально цыганский табор какой-то, а не государство.
25 февраля 2016, 23:02
От бумажных полисов не скоро откажутся. Гайцы на дорогах работают по старинке - требуют официальный полис на гербовой бумаге. Им попробуй расскажи про он-лайн полисы, будешь потом сидеть и ждать, пока они с отделом свяжутся и по базам пробьют тебя. Техническое оснащение остается желать лучшего.
25 февраля 2016, 23:08
это да пока планшетами гайцов с подключенной базой не снабдят, ничего не поменяется. а пока у наших погранцов на границе с Белоруссией, на посту даже компьютера нет
26 февраля 2016, 11:19
В 2015 году грозили, что с января 2016-го все дорожные камеры будут пробивать наличие страховки по номеру авто и рассылать штрафы за ее отсутствие. И что в итоге? Оказалось все не так просто?
26 февраля 2016, 21:03
Все придет. Через несколько лет и такой ресурс будет, где страховщики будут бороться за место. Просто они не смерились еще с тем, что надо работать честно и позабыли о самом главном - клиенте, теряя его направо и налево своим поведением.
27 февраля 2016, 07:13
Каждый раз, как приходится оформлять ОСАГО, испытываю проблемы. То нет бланков, то дикие очереди. Хамство страхователей. Ещё ни разу ко мне не были применены понижающие коэффициенты, только повышающие и практически в 100% страховых компаний их стараются не писать и упоминать, так, в скользь. Гос-во навязало эти нам и самоустранилось. Каждый раз испытываю чувство безысходности от этой процедуры. Самое обидное, что машиной пользуюсь не сильно часто.
27 февраля 2016, 13:37
Последний раз оформлял ОСАГО пред новым годом, все без проблем и страхований жизни. Заплатил только порядка 600 рублей за какие-то информационные услуги. Так же тысячу за талон ТО, который тут же прислали на электронную почту. Быстро, удобно, за пол-часа все было готово.
28 февраля 2016, 14:26
Последняя информация вроде как была не об обязательном "электронном ОСАГО" (по-моему это чьи-то инновационно-бюрократические фантазии), а о том, чтобы заменить бланки страховых полисов на новые, с усиленной защитой от подделок. Вот только без единой, чёткой электронной базы все это, на мой взгляд, бессмысленно...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»