Новости – Общество
Общество
«Газпром» может повторить судьбу РАО «ЕЭС России»
Фото: Сергей Портер/Fotoimedia/ТАСС
Для начала чиновники предлагают разделить монополию по видам деятельности
7 октября, 2015 15:30
8 мин
В конце октября состоится заседание президентской комиссии по топливно-энергетическому комплексу, посвященное стратегии газовой отрасли. Проблема заключается в том, что стратегии не существует, а предложения чиновников сводятся к тому, чтобы разделить «Газпром» на добывающее и транспортное направления, что позволит хотя бы определить величину затрат монополии. Правда, произойти это должно лишь… спустя 10 лет. Кстати, ровно столько же длилась печально известная реформа РАО «ЕЭС России», повлекшая гигантский рост тарифов для потребителей и риск распада единой энергосистемы страны.
Делить «Газпром» не запретишь
«Гвоздем программы» предстоящего совещания станет вопрос о выделении из «Газпрома» транспортного подразделения. Де-юре и сегодня у монополии есть дочерние предприятия, которые называются «трансгазы» (их около 50): они занимаются тем, что перекачивают и хранят в подземных хранилищах газ. Однако эти компании все равно подчиняются головной структуре и не могут управлять своими финансами самостоятельно.
В итоге то, что монополия не добирает при добыче или экспорте, она вполне может собирать с частных компаний, которым, например, нужно передать газ по сетям «Газпрома» своим потребителям. Речь идет о государственной «Роснефти» и номинально частном «Новатэке». Эти компании и являются авторами идеи о разделении газового гиганта. Впрочем, формально вопрос на совещании у президента поднимет Федеральная антимонопольная служба.
Первым шагом к разделению «Газпрома» станет принятие правил недискриминационного доступа к его газотранспортной системе. Их ФАС уже разработала и направила в правительство, где они благополучно зависли. В ведомстве надеются, что совещание придаст рассмотрению вопроса должное ускорение.
Но что касается скорости и, самое главное, целесообразности деления газовой монополии по видам деятельности, тут никаким единством мнений даже не пахнет.
Отпевание монополии
Позиции компании слабеют давно. Главе совета директоров «Газпрома» Виктору Зубкову уже 74 года, а председатель правления и по совместительству покровитель российских ипподромов Алексей Миллер все-таки не является полноценным политическим тяжеловесом, таким, например, как президент «Роснефти» Игорь Сечин. Это позволяет другим структурам, в первую очередь той же «Роснефти», пытаться извлечь пользу для себя. Разработанная «Роснефтью» концепция развития внутреннего рынка газа предполагает завершение к 2025 году разделения «Газпрома» на добывающую и транспортную составляющие. Венцом этой конструкции должно стать еще одно акционерное общество, куда войдут активы по транспортировке и хранению газа. Получается своего рода газовый аналог «Транснефти», которую, кстати, тоже никак не могут окончательно реформировать и к тарифам которой у нефтяников регулярно возникают вопросы. В итоге, господа, мы с вами получим две монополии по цене одной, но при этом им придется стать более сговорчивыми в спорах с ФАС и независимыми производителями газа.
Официально это будет называться «прозрачным тарифообразованием на транспортировку газа». Вот только свободные рыночные цены уже нельзя будет ограничить тарифами, и не факт, что в итоге не пострадают потребители.
С другой стороны, наконец-то будет понятно, сколько же эта транспортная компания на самом деле зарабатывает и тратит, а это даст возможность повлиять на цену ее услуг. В конечном счете снижение по любой строке расходов, начиная с добычи и заканчивая хранением и транспортировкой газа, выгодно всем конечным потребителям.
Офисное здание РАО «ЕЭС России»
Офисное здание РАО «ЕЭС России». Фото: fotoimedia/Евгений Стецко/ТАСС
С третьей — новой корпорации непременно потребуется новый шикарный офис в центре Москвы или Петербурга, а также новые высокооплачиваемые топ-менеджеры.
Тем не менее идея сама по себе здравая и полезная: слишком уж непрозрачным стал «Газпром», практически государство в государстве, имеющее даже свою частную армию (службу безопасности с расширенными полномочиями). Но тут возникает вопрос: почему правительство задумалось о проблеме так поздно? В начале 2000-х полностью поменялась управленческая команда «Газпрома», но с тех пор монополия по факту лишь занималась экспортом газа за рубеж, причем не особенно успешно; урегулировала газовые споры с Украиной; и, наконец, потихоньку газифицировала российские регионы (уровень газификации на сегодня составляет всего около 63%). На внутреннем рынке монополия теряет позиции под натиском «Новатэка», «Роснефти» и других предприятий, попросту предлагающих промышленности более выгодные цены. Но за прокачку газа они платят «Газпрому» на 11% больше, чем его дочерние структуры, при этом тариф на прокачку с 2003 года по 2014 год вырос более чем в 5 раз, тогда как инфляция за это время лишь слегка превысила 100%.
Три провальных пятилетки
Получается, что практически за 15 лет команде Миллера не удалось сделать ничего серьезного, кроме, пожалуй, приобретения «Сибнефти» у Романа Абрамовича (сегодня она называется «Газпром нефть») да создания электроэнергетического подразделения — компании «Газпром энергохолдинг», активы для которой, понятное дело, покупались за счет средств от продажи газа, иными словами, благодаря постоянному росту тарифов для нас с вами. Будут ли тарифы расти медленнее от того, что энергетические компании, такие как «Мосэнерго», находятся под контролем газовой монополии? Разумеется, нет. А вот зачем государственная компания «Газпром» приобрела активы у другой госкомпании, которой более не существует — РАО «ЕЭС России», — тайна за семью печатями. Главное, чтобы при разделении «Газпрома» не удалось провернуть аналогичный фокус и газотранспортная компания не была куплена, к примеру, созданным для этих целей совместным предприятием «Роснефти» и «Новатэка».
Бардак в головах, а не в трубах
Решение всех проблем «Газпрома» должно начинаться с полной смены управленческой команды. В конце концов 15 лет — достаточный срок для любого менеджера, чтобы полностью раскрыть свой потенциал.
Алексей Миллер сделал для снижения эффективности и акционерной стоимости газового концерна, пожалуй, больше, чем кто бы то ни было. Достаточно сказать, что на пике цены в 2008 году (когда председатель совета директоров Дмитрий Медведев пошел в президенты, а его место занял Виктор Зубков) акции монополии стоили 350 рублей за штуку, а сегодня чуть более 130, что на фоне обесценения рубля говорит о падении стоимости компании примерно в пять раз за несколько последних лет. Такое вот вольное обращение с «национальным достоянием России».
Рецептом выхода из тупика, в котором сегодня, очевидно, пребывает «Газпром», является не просто снятие Миллера и назначение на его пост другого угодного кому-то во власти госменеджера (читай — чиновника). Добиться улучшения показателей такой сложной структуры, коей является монополия, способен лишь менеджер, сумевший успешно развить собственный бизнес, например, один из руководителей крупных частных холдингов. Действовать такой управленец должен под полным и постоянным контролем различных проверяющих государственных структур, тех же ФАС, Минэнерго, Минэкономразвития, Счетной палаты, ФСБ и пр. Проверки и отчеты перед общественностью должны стать частью повседневной деятельности «Газпрома», отвечающего перед страной не только за надежное снабжение газом, но и за наполнение государственного бюджета. Вы только вдумайтесь: выручка монополии составляет примерно 5,25 трлн рублей, или около трети бюджета России на 2016 год. Никакие полезные и нужные нововведения не заработают в «Газпроме» при нынешней управленческой команде. Кадры по-прежнему решают все.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости