Новости – Общество
Общество
Гастарбайтеры едут домой
Фото: Михаил Почуев / ТАСС
Трудовые мигранты покидают Россию. Кто займет их места?
24 марта, 2015 09:48
7 мин
Из российских регионов уезжают трудовые мигранты. Начинается строительный сезон, туристический период, посевная — и во всех этих сферах уже не хватает рабочих рук. Причины — иностранные рабочие не справляются с экзаменами по русскому языку и истории, у многих из них не хватает денег на сбор необходимых документов. С другой стороны, те же украинцы, успешно сдающие этот экзамен, обходятся дороже, и не выгодны работодателям.
Уловки лоббистов
В 2015 году российские власти продолжили ужесточение миграционного законодательства, усиливая наказание за незаконный въезд в Россию. Гражданам большинства стран СНГ въезд в Россию теперь разрешен только по заграничным паспортам, пошлины за оформление документов в ФМС также выросли.
Для устройства на работу нужно сдавать специальные экзамены по русскому языку и истории. Экзамен стоит примерно 5400 рублей, в случае неудачи тест можно пересдать, доплатив около двух тысяч рублей. Бывает и так, что претенденту на работу в России приходится сдавать экзамен по третьему разу.
Мигранты с большим трудом сдают экзамен по русскому языку, например, чтобы продолжить фразу «Сегодня на улице холодно», далеко не все могут выбрать подходящий вариант: «Не забудь свой паспорт», «Одевайся теплее», «Купи, пожалуйста, продукты». Для гастарбайтера все варианты фразы могут казаться приемлемыми.
Кроме сдачи экзамена, иностранный рабочий должен сам получить полис ДМС, оформление которого требует времени, а также оплатить патент на работу.
Ограничения вызывают опасения у бизнесменов и законодателей ряда регионов. Власти в регионах пытаются решить локальные проблемы, лоббируя свои интересы на федеральном уровне. Например, депутаты Заксобрания Забайкальского края в конце февраля внесли в Госдуму законопроект об отмене экзаменов для китайских трудовых мигрантов, приезжающих организованными группами. Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, опасаясь оттока дешевой рабочей силы, предлагает если не отменить, то хотя бы отложить на год тестирование для гастарбайтеров из КНР и других стран.
Электронное тестирование иностранных граждан на знание русского языка в миграционном центре, Московская область
Электронное тестирование иностранных граждан на знание русского языка в миграционном центре, Московская область. Фото: Артем Коротаев / ТАСС
Крым, Рим и медные трубы
Количество азиатских мигрантов с прошлого года в Россию уменьшается, поток «рабочих рук» с Украины нарастает. Это и вынужденные переселенцы с юго-востока, и трудящиеся из других регионов.
Часть освободившихся мест занимают выходцы с Украины, тем более что, как правило, им легко даются экзамены. Статус беженца оформляется долго, без полного пакета документов работодатели отказываются официально нанимать сотрудника. Чаще всего переселенцы хотят работать не один сезон, а постоянно, но для этого нужна временная либо постоянная регистрация по месту жительства в России. Поэтому пока украинцы находят по большей части нелегальную работу.
Наталья работала в Донецке в городской администрации, у Игоря был свой строительный бизнес. Сейчас они — беженцы, живут в Крыму. Снимать свое жилье у них пока возможности нет, работа непостоянная и не приносит стабильного дохода. Но не только их, а и высококвалифицированных инженеров пока не торопятся брать на работу. Например, на симферопольском заводе «Фиолент» говорят, что штатное расписание не подразумевает иностранцев. А юридический отдел предприятия пока не разобрался, по каким документам их оформлять.
«Беженцы из Донбасса в Крыму в основном ищут работу по найму, где есть гарантированные деньги, и занимаются тем, что умеют — в основном, в сфере обслуживания и строительстве. То есть там, где официальное трудоустройство не обязательно», — рассказывают Наталья и Игорь. В итоге молодые люди стали заниматься по найму высотными работами: утеплением фасадов и прочим. Записались на апрель сдавать экзамен по русскому языку.
Глава крестьянско-фермерского хозяйства из Волгоградской области Алексей Давыдов подал заявку в УФМС на привлечение 40 трудовых мигрантов на период сезонных работ на полях. «Документы были оформлены еще до Нового года, а ответ я получил буквально на днях. Из 40 человек ко мне на работу приедут только двое. Им удалось собрать нужную сумму, чтобы приобрести патент, сдать экзамены, получить полис. Но в такой компании начинать сев просто нереально. У меня порядка 90 гектаров земли, которые я могу использовать по назначению. Наемных рабочих из Таджикистана и Узбекистана привлекал постоянно. Теперь я вынужден сокращать посевные площади, рассчитывая на те силы, которые удастся привлечь», — говорит Давыдов, растроенный слишком высокими запросами выходцев с Украины.
Сбор овощей в Волгоградской области
Сбор овощей в Волгоградской области. Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС
И все-таки давай, до свидания
Требования к мигрантам в России жесткие и направлены на сокращение иностранной рабочей силы. К примеру, уже в ближайшие месяцы власти Челябинской области намерены увольнять иностранных водителей маршруток и автобусов, соответствующее распоряжение подписал и.о. губернатора Евгений Редин.
Инициатива замещения иностранного труда российским заманчива в условиях сокращения предприятий. Губернатор Забайкальского края Константин Ильковский заявил в январе 2015 года, что надо запретить мигрантам работать на стройках, финансируемых за счет бюджета края, и поручил правительству разработать такое постановление.
Происходящее можно назвать тенденцией. Трудовые возможности россиян недооценены. «Там, где липчанин будет готов работать за 800 рублей в день, узбек запросит тысячу, а то и полторы, — говорит руководитель строительной компании из Липецка Руслан, узбек по национальности, попросивший не называть его фамилию. — Узбеки зачастую менее квалифицированные, чем местные рабочие, но у них больше запросов и с ними больше проблем. Для того же узбекского строителя я должен найти место жительства, сделать медицинскую страховку, сейчас еще необходимо подготовить его к тестированию. Проще нанять местных ребят, для меня это будет дешевле». Руслан уже отладил работу с россиянами и знает «цену» вопроса.
Приоритет российской рабочей силы, к которому стремятся губернаторы Забайкалья и Челябинской области, уже работает в Екатеринбурге. В Свердловской области квоты на труд иностранцев сократились в четыре раза за последние семь лет. И даже в пределах квоты получить работу мигранты могут лишь в том случае, если от нее отказались уральцы.
«Согласно действующему законодательству, предпочтение при приеме на работу должно отдаваться жителям региона, имеющим постоянную регистрацию на его территории, — пояснила пресс-секретарь Департамента по труду и занятости населения Свердловской области Ольга Рулева. — Это приобретает особое значение в сегодняшней непростой экономической ситуации. Поэтому свердловские работодатели обязаны разместить вакансию, и если никто из уральцев не откликнулся на нее в срок от двух недель до месяца, то лишь тогда появляется право принять в штат иностранного работника».
Некоторые работодатели в отдельных отраслях, где труд нужен не на сезон, а долгосрочно, считают — сейчас из-за отъезда приезжих будет кризис рабочей силы, но если его пережить, то откроются новые возможности. Крупные предприятия сокращают работников, и некоторым из них некуда будет деваться, кроме как занимать места мигрантов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости