Новости – Люди
Люди
Фонтан, солитер и тет-а-тет
Фото: Репортеръ
Какими были самовары в золотой век русской чайной культуры
23 февраля, 2016 15:00
8 мин
В Кирове в Приказной избе открылась выставка самоваров. Посетителям представят уникальные экземпляры конца XVIII — начала XIX века, в том числе и один угольный прибор, сделанный по рисункам братьев Васнецовых. «Русская планета» решила рассказать о том, откуда пришли в Россию самовары, как они стали одним из главных атрибутов русской культуры и какими разными были.
Англичанин, римлянин или китаец
Самый «темный» вопрос в истории русского самовара — это его происхождение. Одни исследователи говорят, что похожие конструкции использовались еще в древнем Риме и приводят в пример сосуды аутепса и каэда. Другие — что самовар попал к нам из Персии, где до сих пор в ходу схожее по звучанию слово «семизар». Третьи полагают, что мы позаимствовали его из Китая, где существует имеющий трубу и поддувало огненный котел хо-го. Четвертые напоминают, что первые самовары отечественного производства были подозрительно похожи на чайные урны, распространенные в обиходе англичан в XVIII веке. Но мировую славу самовар приобрел лишь после того, как стал главным атрибутом русского чаепития.
%FOTO%
— Первые исторически достоверные упоминания о самоварах в России относятся к концу XVII века. А к середине XVIII века его конструкция окончательно оформилась и перестала быть похожей на какие-либо другие, что окончательно сделало самовар исключительно русским брендом, — рассказывает корреспонденту РП Алексей Матвейчук, историк, исследователь русской бытовой культуры. — Тогда же на вершине самовара появилась конфорка — подставка для заварочного чайника, в котором чай экстрагировался лучше всего, поскольку вода в нем не доходила до кипения. Традиции готовить заварку отдельно, после разбавляя ее кипятком, не было ни в одной из других чайных стран — ни в Китае, ни в Англии, ни в Японии.
Оригинальную отечественную конструкцию иностранцы стали называть «русской чайной машиной», а потом позаимствовали и само слово «самовар». Оно вошло во многие языки мира, как позже «спутник» и «перестройка».
В последующие века конструкция самоваров оставалась практически неизменной. Менялся исключительно декор и размеры, а внутренняя начинка была традиционной.
Фото: Репортеръ
Петух, поросенок и русский терем
К XIX веку самовар стал характерной чертой русского быта. Самовара на столе нельзя было увидеть лишь в самых бедных семьях.
— Широкий спрос породил предложение: самовары стали изготавливать на все вкусы и кошельки, — рассказывает корреспонденту РП знаток истории русского чаепития Владимир Незнамов. — Парадные модели делали из золота и серебра, никелировали, декорировали самоцветами, покрывали эмалью и отдавали расписывать известным художникам. Старались сразить покупателя оригинальным дизайном.
В начале XIX века самыми популярными были самовары в форме бочонка и терема. Во время Отечественной войны 1812 года русские офицеры-победители привезли такие самовары с собой в Париж и поразили французов. Именно тогда европейцы оценили простоту конструкции и удобство использования русского самовара, и он начал свой победный марш по европейским странам.
Самовары, в том числе и на экспорт, как правило, изготавливали вместе с подносом — он защищал стол от кипятка. В самоварный комплект входила также полоскательница — особая чашка, в которую сливали остаток воды из нижней части самовара и недопитый чай из чашек. Дорогие модели продавались со специальными сервизами, выполненными из того же металла и в том же стиле, что и сам самовар. В них, помимо подноса и полоскательницы, входили заварочный чайник, сливочник, сахарница, щипцы для сахара и чайные ложки, ситечко для чая.
— Самыми изысканными и ценными с художественной точки зрения самоварами были те, что заказывали в единственном экземпляре, чтобы преподнести в подарок знатному лицу. Так, в Музее московского Кремля хранится самовар, изготовленный на фабрике братьев Черниковых для императора Александра I, — говорит Алексей Матвейчук. — Он сделан из тампака — сплава меди и цинка, по цвету напоминающего золото. На его корпусе множество накладных позолоченных элементов — львиные головы, доспехи и лавровые венки, которые должны были напомнить о победе в войне 1812 года. Ножки самовара выполнены в форме львиных лап, кран — в виде головы хищной птицы, а колпачок-заглушка — это фигурка ангела, играющего на лютне.
На эксклюзивные модели, которые изготавливались в единичном экземпляре, сразу же возникал высокий спрос — все хотели такой же самовар, как у самого государя императора. Поэтому, выждав из приличия некоторое время, фабрики запускали их в массовое производство — разумеется, упростив материал, отделку и дизайн.
— Случалось, что эскизы для эксклюзивных моделей соглашались выполнить известные художники. Так, эскиз самовара «Петух» для Всемирной промышленной выставки, проходившей в Вене в 1873 году, создал Виктор Васнецов. Этот самовар получился похожим на сказочного петушка с растопыренными крыльями и удостоился золотой медали выставки, — дополняет Алексей Матвейчук.
Самовары для царских детей
Размеры самоваров, как и дизайн, также разнились — в одни вмещался всего один стакан, а в другие — десятки литров воды.
— Самыми большими были «монастырские» — в них входило до 10 ведер. Следующими по размеру считались самовары трактирные — они обычно были рассчитаны на 27, 45 и даже 70 л, — рассказывает Владимир Незнамов. — Небольшие самовары для одиноких людей называли «солитерами», для интимного чаепития пары — «тет-а-тет». Для детей из состоятельных семей делали специальные «детские» самовары на 1–2 чашки. По сути, они были дорогими игрушками — малыши могли самостоятельно растапливать их лучинками или шишечками. Так, у каждого из детей Николая II был свой собственный самовар. У великой княжны Ольги — в форме вазы, украшенной листьями. У Татьяны — в виде тонкой и стройной рюмки. У Марии — напоминающий античный сосуд с вогнутым медальоном-зеркалом на корпусе. Младшей из княжон, Анастасии, принадлежал самовар-шар на трех витых ножках. А для царевича Алексея был изготовлен экземпляр в виде греческой амфоры, конфорка на котором напоминала корону.
Фото: Репортеръ
Отдельно производились дорожные самовары или так называемые «походники», которые делали разборными и часто в форме четырехугольной коробки для удобства перевозки. К «солдатским» самоварам приделывали ремень, чтобы их можно было носить за плечом. Ремень часто крепили и к самоварам-сбитенникам — их носили с собой уличные торговцы сбитнем, популярным в те годы напитком на меду и травах. Чтобы продавцам было удобнее их носить, сбитенники зачастую делали овальными.
В самоварах-кофейниках было предусмотрено специальное устройство для молотых зерен кофе, а подогревались они спиртовой горелкой. Ею снабжали и самовары-бульотки, в которые наливали уже готовый кипяток и использовали в светских салонах, чтобы он не остывал, пока идет беседа. Чтобы поразить гостей, бульотки иногда делали в форме женской головы или в виде фигурки льва — все зависело от вкусов и фантазии хозяйки.
В самоварах-фонтанах можно было охлаждать вино или более крепкие напитки, опуская в центральную трубу лед. Фонтаны можно было встретить в домах знати на парадных приемах.
Если семья разорялась, самовар продавали в последнюю очередь. Продать самовар означало то же самое, что лишиться дома, домашнего очага.
— Конец золотой эпохе русского самовара пожила Октябрьская революция, — резюмирует Владимир Незнамов. — Место изысканных самоваров заняли примитивные кубы и чайники, а сами они были объявлены символом мещанства. И все же сумели пережить и гражданскую войну, и разруху, да и весь советский строй. Сейчас традиция русского чаепития с самоваром в центре стола снова возрождается.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости