Федор Достоевский: «Безобразие есть несчастье временное»
Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. Василий Перов 1872 г.

Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. Василий Перов 1872 г.

Один из крупнейших классиков русской литературы, хорошо известный и зарубежным читателям, побеседовал с «Русской планетой» о деле Васильевой, ситуации на Украине и будущем нашей страны

— Федор Михайлович, как вам современная Россия? Столько лет прошло, а все те же типы, что и полтора века назад. Вот та же Васильева явно продолжает не только традицию русских чиновников-казнокрадов, но и хлестаковых, которым хватает дерзости выдавать себя за важных чиновников, будучи при этом мелкими прохиндеями.

— Хлестаков, по крайней мере, врал-врал у городничего, но все же капельку боялся, что вот его возьмут, да и вытолкают из гостиной. Современные Хлестаковы ничего не боятся и врут с полным спокойствием. Нынче все с полным спокойствием. Спокойны и, может быть, даже счастливы.

— Вам не кажется, что сейчас Россия в гораздо более печальной ситуации, чем в ваше время? Раньше ведь были не только казнокрады — были и те, кто радел за судьбу страны. Сейчас я не вижу таких политиков. Даже если брать просто публичных людей, и среди них почти не видно.

— Чтоб судить о нравственной силе народа и о том, к чему он способен в будущем, надо брать в соображение не ту степень безобразия, до которого он временно и даже хотя бы и в большинстве своем может унизиться, а надо брать в соображение лишь ту высоту духа, на которую он может подняться, когда придет тому срок. Ибо безобразие есть несчастье временное, всегда почти зависящее от обстоятельств, предшествовавших и преходящих, от рабства, от векового гнета, от загрубелости, а дар великодушия есть дар вечный, стихийный дар, родившийся вместе с народом и тем более чтимый, если и в продолжение веков рабства, тяготы и нищеты он все-таки уцелеет неповрежденный, в сердце этого народа.

— Вы считаете, что русский народ еще проявит себя? Или он духовно навеки почил, как предполагал ваш коллега?

— Назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите.

— И чем же Россия так сильно отличается от «прогнившей Европы»?

— Россия несет внутри себя драгоценность, которой нет нигде больше — Православие, что она — хранительница Христовой истины, но уже истинной истины, настоящего Христова образа, затемнившегося во всех других верах и во всех других народах. Может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах человечества и состоит лишь в том, чтобы сохранить у себя этот Божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придет время — явить этот образ миру, потерявшему пути свои.

— Вы говорите, простите, как какой-то западник. Какое нам дело до мира? Мне кажется, что за ХХ век это стремление что-то доказать — Европе, Западу, кому угодно — русским приелось почище, чем коммунизм.

— О, народы Европы и не знают, как они нам дороги! И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и воссоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону! Знаю, слишком знаю, что слова мои могут показаться восторженными, преувеличенными и фантастическими. Пусть, но я не раскаиваюсь, что их высказал.

Фото: Czarek Sokolowski/AP

Фото: Czarek Sokolowski/AP

— Вот вы все про миссию России — но какая миссия, если мы теряем влияние даже на славянские народы? Украина ввергнута в хаос гражданской войны, ее молодежь пишет в интернете: «Никогда мы не будем братьями!». И даже Болгария, разоренная вступлением в Евросоюз, присоединилась к санкциям против нашей страны.

— Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия проглотила бы их тотчас же, имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени.

— Но ведь должно же наступить какое-то отрезвление? Далеко не все украинцы принимают Майдан. И едва ли не большая часть болгар сожалеет, что их страна выпала из орбиты влияния России.

— Может, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее. О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению.

Палаточный лагерь сторонников евроинтеграции Украины на Майдане Незалежности

Палаточный лагерь сторонников евроинтеграции Украины на Майдане Незалежности. Фото: Зураб Джавахадзе/ТАСС

— Да, недавняя череда политических убийств на Украине — лучшее тому доказательство. Любопытно, что украинцы вслед за западным миром считают, что это «Россия больна ненавистью», а на собственные проблемы попросту закрывают глаза.

— Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации. У них, конечно, явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало наконец министерство в (...страну по вкусу...) и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний (...фамилию по вкусу...) согласился наконец принять портфель президента совета министров.

— И что же теперь делать? Попрощаться с нашими братьями, которые в нас-то братьев никак не хотят видеть? Или что-то поменяется со временем — ведь не могут же они не понять в один прекрасный день, что путь, по которому они идут, завел их в тупик?

— Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит — Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство.

— Меня особенно удручает, что ненависть и всякий бред в адрес страны звучат не только в украинских и западных СМИ, но и в российских либеральных изданиях.

— Что же и есть либерализм, если говорить вообще, как не нападение (разумное или ошибочное, это другой вопрос) на существующие порядки вещей? Ведь так? Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм.

— Но ведь не может быть так, чтобы целое направление в общественно-политической мысли, которое не сегодня сложилось и оказало огромное влияние на развитие передовых государств, свелось в конечном счете к ненависти к нашей стране.

— Либерализм не есть грех; это необходимая составная часть всего целого, которое без него распадется или замертвеет; либерализм имеет такое же право существовать, как и самый благонравный консерватизм; но я на русский либерализм нападаю, и опять-таки повторяю, что за то, собственно, и нападаю на него, что русский либерал не есть русский либерал, а есть не русский либерал. Дайте мне русского либерала, и я его сейчас же при вас поцелую.

— Мне тоже кажется, что проблема нынешних российских либералов в том, что они просто не любят страну, в которой живут. Спасибо за интересную беседу! Может быть, вы хотели бы что-то сказать нашим читателям — напомнить, как нам надо жить, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы?

— Жизнь, везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле нас будут люди, и быть человеком между людьми и оставаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастных ситуациях, не уныть, и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее.

Подготовил Илья Носырев

Как сделать историю современной Далее в рубрике Как сделать историю современнойРоссийские музеи ищут новые оригинальные методы привлечения посетителей. Об этих поисках они рассказывают на фестивале «Интермузей-2015»

Комментарии

15 июня 2015, 20:39
Солидарна с автором (и автором статьи, и классиком). Мы все правильно про себя понимали и понимаем...Прорвемся!
16 июня 2015, 23:51
Как то я по другому представлял себе диалог с Достоевским. Мне кажется он не был таким "христолюбивым" как пытается здесь представить его автор материала. Жизнь он знал не по книжкам, нагрешил порядочно
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»