Как Facebook правит миром
Фото: mkhmarketing, Flickr / startbloggingonline.com

Фото: mkhmarketing, Flickr / startbloggingonline.com

Интернет-технологии подменили собой пропаганду

В последнее время социальная сеть Facebook все чаще попадает в ленты новостей. Свежий скандал связан с удалением поста официального представителя МИД Марии Захаровой, в котором была размещена фотография убитого в Турции посла России Андрея Карлова. Аккаунт Захаровой, по ее словам, был при этом заблокирован на несколько минут, а после пост с фотографией был удален администрацией – с пометкой «из-за нарушения этических норм». Захарова назвала инцидент не цензурой, но актом информационной диверсии, а также высказала предположение, что администраторы Facebook, возможно, ИГИЛовцы (сторонники запрещенной в РФ террористической организации).

«Компания Фейсбук принесла извинения и восстановила в моем аккаунте фотографию убитого в результате теракта Посла России в Турции А. Карлова. Друзья, спасибо вам за поддержку!» — написала позже Захарова на своей странице.

О том, что Facebook в наше время обладает огромным влиянием на формирование общественного мнения, никто не сомневается. Более того – именно эту социальную сеть считают главным фактором победы Дональда Трампа на выборах. Кандидат в президенты, на столе которого, по словам его секретарши, нет даже компьютера, победил на выборах именно благодаря с Facebook. Такие выводы сделали журналисты швейцарского издания Das Magazin, проведя собственное расследование. Если верить статье, понимание роли так называемых «Big Data» - «больших данных» - позволило команде Трампа добиться победы своего кандидата, причем с куда меньшими затратами на кампанию, чем у Хиллари Клинтон.

Если вкратце, то анализ «больших данных» позволил сперва составить портрет типичного американского избирателя, а затем манипулировать общественным мнением, используя психологические особенности людей. Для этих целей Трамп нанял сотрудников частной фирмы по анализу таких данных и поручил ей вести предвыборную кампанию в социальных сетях, используя таргетированную рекламу на основе психологического портрета избирателя.

Михаил Козинский, главный герой публикации – специалист по Big Data, а также ведущий эксперт по психометрии – составлении психологического портрета на основе анализа большого массива данных. Big Data называют все, что пользователь делает в интернете: учитывается каждый лайк, каждый переход по ссылке, сколько времени пользователь провел на том или ином сайте, что и где купил, и так далее. Раньше эти данные интересовали разве что рекламщиков, чтобы предлагать персонализированную рекламу на основе запросов. Но, как оказалось, всем этим огромным массивам информации может быть и иное применение.

Изучением Big Data Козинский вместе с коллегами занимался на протяжении нескольких лет. Он убедительно доказал, что достаточно проанализировать всего 68 лайков в Facebook, чтобы определить с высокой долей вероятности, за какую партию голосует пользователь и какой он ориентации. Созданная Козинским модель анализа позволяла узнать больше, буквально всю жизнь пользователя: курит ли он, в разводе ли его родители, и так далее. И, что самое интересное, на основе анализа можно было не только описать прошлое и настоящее, но и спрогнозировать поведение пользователя в будущем.

Козинский понимал, что это исследование может обернуться как большим благом, так и огромной катастрофой – в зависимости от того, кто эту технологию использует. В 2014 году к нему обратилась международная компания «Лаборатория стратегических коммуникаций» с предложением о сотрудничестве. А затем ученый обнаружил, что его методы используются в больших политических играх: так был организован британский Brexit, а затем – и победа Трампа на выборах в США, вопреки всем прогнозам.

Несмотря на то, что, по оценке экспертов, выводы, сделанные в статье, несколько притянуты за уши, журналистское медиа-сообщество уже назвало материал «статьей года». Ведь ни для кого не секрет, насколько влиятельными стали в последние годы соцсети. Акции в США OccupyWalstreet, цепь революций на Ближнем Востоке, Евромайдан, Brexit, а теперь и победа Трампа на выборах – все это случилось во многом благодаря Facebook.

Совпадение или нет, но на волне разговоров о победе Трампа именно благодаря социальным сетям, основатель Facebook Марк Цукерберг опубликовал на своей странице пост, в котором анонсировал запуск проверки новостей на достоверность.

«Мы упрощаем систему подачи жалоб на недостоверные новости, и, если пользователи отправят жалобы на одну и ту же запись, независимые организации займутся проверкой ее достоверности. Если третья сторона подтвердит, что новость является выдуманной, над записью появится соответствующий значок и она будет реже появляться в новостной ленте. Пользователи все еще смогут читать и пересылать подобную запись, но будут также осведомлены о ее достоверности», - сообщил Цукерберг.

Решать, что фейк, а что нет, будет искусственный интеллект. Помимо этого, компания заключила договоры с четырьмя компаниями, занимающихся фактчекингом - Snopes, Politifact, ABC News и FactCheck.org. Также в планах Facebook бороться с несоответствием заголовка и содержания статьи: этой уловкой часто пользуются, чтобы собирать трафик.

Подобные нововведения вызвали разные оценки со стороны экспертов. Часть считает, что контент можно и нужно модерировать, другие полагают, что введение подобных мер не поможет, и компании придется создавать некое подобие комиссии по фейкам – а так и до цензуры недалеко. До сих пор политика Facebook в плане безопасности информации вызывала множество критики в свой адрес. Достаточно заглянуть в русскоязычный сегмент социальной сети: практически каждый мало-мальски известный человек – публицист, журналист, общественный деятель – успел побывать в бане за посты. Много шума наделала история, когда Facebook всех подряд банил (и банит до сих пор) за слово «хохол», обходя своим вниманием не менее обидные ругательства – «русня», «рашка» и так далее.

Постоянной критике подвергается сеть и за выборочное предоставление новостей в ленту читателя, составленное, как многие ранее думали, вовсе не на запросах пользователя, а подобранные небольшой группой редакторов. Весной этого года сайт Gizmodo провел расследование и привел интервью бывших сотрудников социальной сети, которые подробно рассказали о том, как производятся манипуляции контентом. Перчинку в скандал добавил тот факт, что, по признанию анонимного бывшего сотрудница Facebook, соцсеть намеренно игнорировала новости, касающиеся кандидатов от республиканцев и лично Дональда Трампа. Разумеется, топ-менеджеры Facebook поспешили выступить с опровержением - дескать, к отбору новостей причастен лишь робот, а редакторы лишь проверяют контент на предмет недопущения повторов, но осадочек-то остался.

Страшно даже не то, что Facebook формирует картинку зрения для каждого отдельно взятого пользователя. Соцсеть окружает вас коконом, через который благодаря хитроумным алгоритмам и кропотливой работе редакторов все труднее пробиться самым разным новостям и противоположным точкам зрения. Контент в вашем личном пузыре становится дистиллятом из однородных лайков и оценок. Современный читатель наиболее комфортно чувствует себя в знакомой идеологической среде, выбирает СМИ под свои запросы, и совершенно не желает знать, что происходит по другую сторону баррикад. Люди больше не хотят знать правду – они хотят потреблять контент, который устраивал бы их с идеологической точки зрения. А чаще Facebook и вовсе заменяет собой СМИ, являясь, по сути, самым крупным средством массовой информации на планете с миллиардной аудиторией.

К чему удивляться, что инцидент с артобстрелом администрации Луганска был полностью проигнорирован нашей активно мыслящей и галдящей в соцсети общественности? Нет, они вовсе не «нелюди»: просто в их картине мира, заботливо составленной сетью, жертвам авианалета не нашлось места. Именно так мы перестаем слышать друг друга. А когда разные слои общества друг друга не слышат и не понимают – значит, жди гражданских конфликтов. Нежелание слышать и видеть другую, неудобную для собственных установок часть правды – отличительная черта освещения новостей и событий последнего времени, будь то война в Сирии или события в Донбассе. Отныне каждый живет в своей параллельной реальности. И спасибо за это нужно говорить вовсе не официальным рупорам пропаганды – телевидению и проправительственным газетам – а самой что ни на есть «демократичной» и «продвинутой» социальной сети в мире под названием Facebook и лично Марку Цукербергу. Учитывая все растущий объем претензий к соцсети, ей недолго осталось править миром.

Разборки в Грозном Далее в рубрике Разборки в ГрозномНа проспекте Путина боевики ИГ устроили перестрелку

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»