Новости – Люди
Люди
Евразийские деньги
Заседание Евразийского экономического союза. Фото: Дмитрий Астахов/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
В российском парламенте вновь заговорили о целесообразности введения единой валюты стран Таможенного союза
18 апреля, 2016 12:45
4 мин
Член комитета Госдумы по международным делам Роман Худяков направил обращение на имя министра финансов Антона Силуанова с предложением разработать стратегию введения общей для Таможенного союза ЕАЭС валюты. Данный документ, как заметил законодатель, должен завершить долгую эпопею с разговорами о евразийских деньгах и четко определить для всех пяти стран Евразийского экономического союза (России, Киргизии, Белоруссии, Казахстана и Армении), когда эта валюта может появиться и заменить национальные валюты; как в принципе визуально эта валюта может выглядеть и называться; а главное, каким образом будет предусмотрена стабильность этой валюты, которая не должна испытывать таких серьезных проблем с инфляцией и колебаниями курсов, как российский рубль или казахстанский тенге. Экономисты, в свою очередь, дают крайне скептические прогнозы на этот счет.
По словам Худякова, последние трудности с национальными валютами как РФ, так и Белоруссии и Казахстана показывают, что, вероятно, именно отсутствие новой наднациональной денежной единицы не дает полноценно развиваться всем участникам союза. В этих условиях скорейшее появление новых денег, уверен депутат, не только сможет решить проблемы на внутренних финансовых рынках, но и покажет населению, что ТС не чья-то пустая фантазия, а идея общего евразийского дома, и она развивается.
«Мы неоднократно обсуждали идеи ввода единой валюты внутри объединений дружественных нам стран, но все заканчивалось обсуждениями. В ходе прямой линии с президентом России этот вопрос был поднят в очередной раз. Очевидно, что на фоне экономических трудностей, особенно с рублем, этот вопрос волнует многих. Поэтому пора уже уходить от слов и разработать вначале хотя бы стратегию, которая покажет, куда мы движемся, и ориентировочно, когда эти деньги смогут появиться, — сказал Худяков. — Эффективность реализации такой меры многогранна, но в числе главных ее целей хочется отметить то, что введение такой валюты поможет нам тот заработок и отчисления, что сейчас получают американские и европейские партнеры, сделать своим заработком. Проценты от наших сделок будут идти в наши же бюджеты. Это, несомненно, правильно и на сегодняшний день актуально».
В последний раз идея введения наднациональной валюты в странах бывшего СССР обсуждалась на прямой линии с президентом 14 апреля. Тогда, отвечая на вопрос, будет ли она вводиться, глава государства заметил, что это станет возможным на том этапе, когда уровни стран — участниц организации сравняются, а также будут достигнуты соответствующие договоренности с партнерами по сообществу.
До этого вице-премьер Игорь Шувалов тоже заявлял, что введение валюты Евразийского экономического союза является неизбежным, отметив, что на реализацию проекта может потребоваться довольно короткое время.
Также ранее свою поддержку общей евразийской валюте высказывал бессменный руководитель Казахстана Нурсултан Назарбаев. Его такой же бессменный коллега из Белоруссии Александр Лукашенко в одном из интервью даже предлагал перейти на российский рубль для расчетов внутри Таможенного союза.
Но, как мы видим, вся эта разноголосица об общей и сильной валюте никак не находит реализации или какого-либо существенного отражения в международных соглашениях. Эксперты со своей стороны указывают, что до появления общей и стабильной валюты могут пройти десятилетия, а основной проблемой в этом вопросе является одновременно спасение и проклятие России — нефть.
Главный экономист Фонда экономических исследований «Центр развития» Валерий Миронов отметил, что гражданам стран Таможенного союза как минимум не стоит ждать появления общей валюты в ближайшие годы.
«Эта инициатива больше на перспективу, поскольку для ее успешной реализации необходимо диверсифицировать экономики наших стран. В первую очередь, конечно, России и Казахстана, так как больше всего именно их валюты колеблются от цены на нефть. У Белоруссии в этом отношении все чуть более устойчиво. То есть, как только мы сможем снять наши экономики с нефтяной иглы, можно будет подходить к вопросу единой валюты. Стратегия подготовки к данному шагу упирается в неизбежность этой меры», — пояснил Миронов.
Возможно, на фоне всех трудностей Таможенного союза и чтобы не убить в гражданах последние надежды на постсоветскую интеграцию, власти в перспективе пойдут на политическое решение по введению общей валюты. Как минимум это создаст ощущение для жителей пяти государств, что ТС дошел до них, а не существует где-то в отдельных кабинетах чиновников и в международных документах. Одновременно стоит признать, что два крупнейших государства и рынка ТС — Россия и Казахстан — крайне зависимы от углеводородов, и для диверсификации национальных экономик могут потребоваться долгие годы, спустя которые, возможно, уже и не останется желающих подержать в руках общий рубль, или, как предлагали, алтын.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости