Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Если бы можно было сказать словами, икона была бы не нужна»

Виталий Борисов в своей мастерской. Фото: Инара Никишина
Корреспондент «Русской планеты» побывал в мастерской иконописца в Ульяновске
Сергей Селеев
25 апреля, 2015 07:00
13 мин
Мастерская Виталия Борисова расположена на территории бывшей школы. Большая синяя дверь, надпись на табличке «Кабинет английского языка». На стенах светлой мастерской висят эскизы, готовые иконы, на полках — небольшие статуэтки, скульптуры, книги.       
На большом фанерном столе, стоящем по центру, лежат две липовые доски — заготовка для будущих икон. На них уже наложена белая волокнистая ткань, и мастер кистью наносит какой-то материал.
– Наклеиваю паволоку, — поясняет Виталий. — Это такой технологический этап — грунтовка доски под икону. Вообще, классический грунт состоит из мела, льняного масла, животного клея и пластификаторов, типа меда или глицерина. Но я сейчас редко такое использую. Перехожу на более современные материалы. Так как то, что использовали средневековые мастера, они сами и готовили. А сейчас клей, иногда один, иногда другой. Это сильно влияет. Основа во всем влияет — какую положишь, такая и будет. Это и в жизни так, не только в живописи. Кстати, как говорил Павел Чистяков, учитель Сурикова и Репина: «Каждый этап работы нужно делать на пять. Как будто ты сделал, умер, а это можно выставить». Поэтому если где-то делаешь плохо, то это все вылезет, никуда не денется.
Он показывает список под названием «Иконы для написания» — четыре или пять листов А4, около сорока названий. Основные заказы сейчас из Алма-Аты — от Казахстанской митрополии РПЦ. Некоторые эскизы уже подготовлены.
– Сейчас на одной будет вот этот, — указывает он на большой карандашный рисунок, висящий на стене. — Сначала рисуется рисунок на бумаге. Он переносится на доску. После кладется золото. После золота начинается письмо. Если излишки золота попадают с фона на образы, то они счищаются. Краска на золото не ляжет и просто отвалится.
Фото: Инара Никишина
Фото: Инара Никишина
Сколько времени занимает написание иконы?
– Я на самом деле медленно пишу, — говорит Виталий, продолжая быстрыми, точными движениями наносить грунт на доску. — Может, от темперамента, может, от подхода. А мой подход формировался не только иконописью. Мне, например, нравится художник Павел Филонов. Он считал главным недостатком современной живописи, что художники пишут большими кистями, а нужно прорабатывать картину до точки. Каждая точка — атом действия. Когда картина проработана до точки — она сделана, превращается в живую материю. Там что-то с ней происходит, и она преображается. Художник им воспринимался как исследователь в области материи, исследователь процессов, происходящих в области бытия. На мой взгляд, это верное наблюдение за жизнью. Например, Бог, когда создавал мир — у него же не было нигде чего-то сделанного небрежно. Любая вещь в мире сотворена очень тщательно. Мы даже не можем увидеть, насколько это правильно.
– В чем отличие художника от иконописца?
– Художнику вообще дано преобразить мир. А если брать иконопись, то тут не просто преображение этого мира, а реальная возможность соприкоснуться с миром личности. Такого ощущения очень мало присутствует в жизни человека, тем более, если он далек от таких духовных вещей. В иконописи же нарушены перспективы, анатомия, — Виталий указывает на иконы, которые стоят в мастерской. — О чем вообще идет тут речь? Тут именно рассказывается о том мире, в котором нет времени. И это ощущение мы не можем никак передать, если пользуемся привычным языком. Для этого просто нет слов. И с течением времени церковь выработала свой язык, который показывает именно этот мир. Это такая тонкая грань, где мир видимый и мир духовный соприкасаются друг с другом. И вот эта тонкая грань как раз в иконописи. Чтобы показать языком цвета, образа тот мир, о котором вообще нет слова здесь. В Средние века иконы были для того, чтобы на них смотреть, а не чтобы о них говорить. Если можно было бы сказать словами, то икона была бы не нужна.
Виталий заканчивает обработку двух досок, откладывает кисть и клей в сторону, продолжая рассказывать про основу, которая на все влияет.
Как вы стали художником?
– Я с детства хотел им быть. Помню, что в классе шестом, я думал, что хочу быть свободным художником. В условиях Советского Союза же такого не было — все были как-то организованы, формализованы. Потом что-то другое было: я занимался спортом, хотел поступать на юридический, хотел быть моряком. А еще хотел на философский факультет поступать. В итоге я поступил в пединститут на историю. А потом как-то само складывалось. Я был скульптором. Потом стал ходить в церковь, для меня открылась икона. Мне захотелось разобраться, мир показался интересным.
– Какая была первая икона?
– Я занимаюсь иконописью больше 20 лет. Первая? Не помню, правда. Я помню, делал копии на бумаге. У меня был альбом Псковской иконы, я пытался на бумаге акварельными красками, гуашью скопировать. Одной из первых я написал икону Иоанна Кронштадтского. Она до сих пор есть у моего товарища. Я помню, один священник увидел ее, а как раз было 2 января, праздник Иоанна Кронштадтского, сразу положил на аналой во время службы. Все ходили, прикладывались. Вообще, очень хорошо, что возродилась такая вещь, как иконопись. Я не знаю, кто нажал кнопку, почему церковь вернулась. Но это хорошо и говорит о том, что у людей есть чувство самосохранения и осмысленное желание жить нормально.
Фото: Инара Никишина
Фото: Инара Никишина
А у многих есть это понимание?
– Тут ведь миллион факторов. Ты живешь одну свою единственную жизнь и не можешь влезть в шкуру другого человека. Я могу представить только самого себя. Леонардо да Винчи говорил, что художник всегда пишет портрет самого себя. Хочет он или не хочет, но внутреннее состояние выражает. У каждого своя жизнь. Не может быть какой-то другой, только так.
Кто-то из древних святых говорил, что крест вырастает из сердца. То, что человек имеет внутри, у него вырастает снаружи. Суть в том, что у нас нет какой-то другой жизни. Поэтому так глупо выглядит зависть. Как можно завидовать? Ты же не знаешь, откуда это все выросло… Не знаешь человека. Интересно, на самом деле, углубиться в свою жизнь и стать адекватным самому себе. Интересно понять, что ты имеешь, что есть высшее счастье для тебя. Несмотря на это, мы пытаемся жить чьей-то жизнью.
А где своя жизнь?
– Цель в том, чтобы ее найти. Всякий человек призван не бежать от себя, не искать лучшей жизни, а реализовывать то, что он умеет. Начать жить изнутри — наружу. То есть мы чаще всего живем на периферии себя, на уровне кожи, не проникая дальше. Мы даже не знакомы с самими собой. И вот это сейчас усиливается. Если у человека есть деньги, он начинает усиленно путешествовать. Он четыре раза в год куда-то едет: какой-то Таиланд, Египет… Как говорил известный богослов, «молитва — это интересное путешествие в духовную страну». Мы просто этого совсем не знаем. Кажется, что общие слова. И никто не задумывается, что это настоящая реальность, что есть не только мир внешний, но и внутренний. И хоть чуть-чуть сдвинуться дальше кожи, и начинается покой. Ты понимаешь, что большинство из того, что происходит — рябь. А ты проживешь всю свою жизнь и так с собой и не встретишься.
Раздается робкий стук в дверь. «Это сын пришел из школы», — говорит Виталий. Федор, так зовут сына, стесняясь, входит в класс-мастерскую. Виталий включает ему фильм, и мы продолжаем беседу.
Собственные выставки у вас были?
– Нет. Выставка все-таки для светских художников. А церковное творчество иное. Я делаю вещи, которые будут находиться на определенном месте. Можно сказать, что мои выставки — это те иконостасы, которые я сделал. Выставка — это немножко симуляция. Это искусственно созданное пространство, куда люди приходят посмотреть. Это же избыточная деятельность. Человек в церковь приходит помолиться Богу. Это существенная потребность. В принципе, на выставки можно не ходить и ничего не изменится. Естественно, многие и в храм не ходят и тоже живут себе вполне. Но тут другое — храм был синтезом искусств, созданным для прославления Бога. И в храме они обретают свой смысл, не нужно было еще что-то доказывать. Искусство светское постоянно нуждается в обосновании — вот затем-то, затем-то. Поэтому выставка похожа на фитнес, на джоггинг — это не естественная физическая нагрузка, как у крестьянина, который пашет. Я общаюсь с художниками, сейчас была выставка «Левого берега» (творческое объединение — Примеч. авт.) — это сильное воспоминание о тех временах. Я понимаю, что туда не вернусь. В то состояние светского творчества.
Фото: Инара Никишина
Фото: Инара Никишина
– Что-то вам пригодилось в иконописи из опыта светского художника?
– Как апостол Павел говорил, я прошлое забываю, в будущее простираюсь. Само собой, что-то помнишь, но интересен процесс. Как у джазовых музыкантов —можно записать, но вещь уже неповторима. То есть, ты каждый раз поставлен в такие условия, что начинаешь вновь. Мне так интересно жить. У Декарта есть такая мысль, что Бог не предшествует мне по времени: творение началось вместе со мной. Причем, каждый раз начинается. Вот я начинаю сейчас что-то новое, и это все с чистого листа.
Бог так устроил здорово, что у меня нет начальства, нет какого-то нормированного рабочего дня. У меня есть заказчик, который хочет получить икону к какому-то времени, и есть семья, которую надо кормить. Вот это два внешних фактора, заставляющих меня что-то делать. Все остальное в моей власти. Главное, чтобы я удовлетворил два этих фактора. Я могу заниматься вообще чем-то другим, если заказчики довольны, семья сыта: писать публицистику, читать книги.
Как этого достичь? Многие выбирают стабильность.
– Самое главное, кажется, что если я покину сейчас это привычное, то мир рухнет. На самом деле, стабильность во мне. Если она есть внутри, то и снаружи будет. Дух творит себе форму. То есть если внутри у меня сложилось, то снаружи оно само по себе сложится. Взять вот эту мастерскую. Складывалось так, что мне от бабушки досталась однокомнатная квартира, мы с женой там жили. Маленькая квартирка — МЖК, кажется, гостиничного типа. Она была нормальная, но если детей заводить, то мало места. И вот увидели объявление, что обменивают на трехкомнатную «сталинку» в этом районе. Дети тут родились. И все вот так складывается, хотя никакой стабильности-то нет. Постоянно двигаешься. Пенсии у меня не будет, потому что трудовая книжка лежит дома лет двадцать пять. Но опять же, все из жизни познается. Никаких парадигм нет. Вот как есть, так и должно быть. Как один афонский монах говорил: «Вот у меня стоит на столе миска с бобами, я говорю: хочу бобов».
Фото: Инара Никишина
Фото: Инара Никишина
– А вам не хотелось зарабатывать больше, иметь что-то лучшее, ценное?
– Одно время я думал, что чем быстрее я буду делать иконы, тем больше сделаю, больше заработаю. И вот я чего-то себя накручивал, чего-то неспокойно было. Но сколько бы я ни делал, все равно это было недостижимо. И вот однажды, когда я заканчивал икону и покрывал заднюю стенку и торцы акриловой краской для консервации, я поймал своеобразное ощущение. Вроде бы, какая разница, что там, на задней стенке — она в киот вставляется, и никто ее никогда не увидит. Вот я крашу и ощущаю такое блаженство от того, что я делаю свою работу тщательно, не спеша, «как надо». Не знаю, что за ощущение было у меня. Я почувствовал, как кисть потихоньку закрашивает поверхность. Как поверхность становится приятной на ощупь. Если когда-нибудь, через пару сотен лет, распакуют этот киот, достанут, там будет покрашенная поверхность… Это несказанное ощущение! На старых иконах это очень заметно. Икона находится на каком-то ярусе иконостаса, ее никто никогда не увидит, только какие-то очертания. Так она вся написана! Видно, что человек делал это для Бога, для Вечности, чтобы эта вещь жила. А что еще надо? Самое главное, становишься каким-то, не то что недоступным для этой переменчивости, а приходишь к настоящему существованию. И чувствуешь его.
– Есть у вас ученики и потребность научить, передать опыт?
– Нет. Да и не знаю, я опять же, как дерево, которое не засохло. Я не чувствую себя состоявшимся. Начиная каждую икону, я боюсь. Как будто первый раз это делаю, хотя 20 лет уже прошло. Поэтому не то, что кого-то учить, я сам не знаю, сам делаю все наощупь. Научить этой ощупи… не знаю. Единственное, чем я могу поделиться — опытом ученичества, опытом пути, искания. Научить учиться — вот задача. Это мало востребовано. Этим бы я мог заняться, но это никому не надо. Надо, чтобы сразу зарабатывать деньги. А так, чтобы следовать — «Кому это надо?»
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ