Новости – Общество
Общество
Эрмитаж пропишется в Москве
Михаил Пиотровский. Фото: Юрий Белинский / ТАСС
В столице появится спутник главного музея страны
17 марта, 2015 14:23
5 мин
Протокол о намерениях создать в столице музейный центр «Эрмитаж-Москва» подписали в Санкт-Петербурге генеральный директор музея Михаил Пиотровский и председатель совета директоров промышленно-строительной компании «Группа ЛСР» Андрей Молчанов. Сразу же возник вопрос: зачем нужен этот проект? Ведь добраться до берегов Невы и посмотреть коллекции главного музея страны может любой столичный житель, было бы желание. Да и собственных художественных музеев в Москве предостаточно.
Михаил Пиотровский уверен, что Эрмитаж нашел для себя нишу в московской культурной жизни, и суть этой ниши — представление современного искусства в эрмитажном стиле, который всегда лежал в основах музейных выставок нового искусства. Стиль Эрмитажа воплотился в экспозиции французского искусства на третьем этаже Зимнего дворца, где соединились произведения классицизма и импрессионизма. Совсем недавно в Эрмитаже открылась выставка современного искусства «Манифеста» в интерьерах Растрелли и Росси и выставка «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого», где бэконовская фантазия перекликалась с классическим искусством. Новые экспозиции вызвали немало оживленных споров, кто-то посчитал такие эксперименты неприемлемыми. Возможно, в этом сыграл свою роль некий консерватизм, присущий Петербургу. В Москве же, где сложилась динамичная и симпатичная Пиотровскому система старых и новых музеев, галерей, журналов и выставок, есть шанс создать новый культурный продукт, специфический для России и не имеющий аналогов в мире.
«В совершенно новом районе Москвы может возникнуть мост между Петербургом и Москвой — представительство Эрмитажа, — говорит Михаил Пиотровский. — Речь идет не о примитивном составлении реальных или виртуальных выставок, а о слиянии архитектурной и художественной программ с новаторскими экспозициями, выглядящими как акции, пресс-конференциями, исполненными как перформанс, представлениями петербургских художников, похожих на немецких».
Музейный центр разместится на территории бывшего автомобильного Завода им. Лихачева. Сейчас производственные мощности предприятия перемещаются в регионы и в Новую Москву, а освободившиеся площади передаются под различные девелоперские и культурные проекты. Отделение Эрмитажа займет территорию в 80 гектаров. Архитектором здания станет американский зодчий и дизайнер Хани Рашид, с которым Михаил Пиотровский знаком очень давно. Хани Рашид — основатель всемирно известного архитектурного бюро «Асимптот», проектировщик универсального мультимедийного театра в Арусе (Дания), «Виртуального музея Гугенхайма» и
Вид на главный вход ЗиЛа. Фото: Станислав Красильников / ТАСС
«Виртуального торгового зала» для нью-йоркской фондовой биржи, 160-метровой перекрученной башни «Strata Tower» с люксовыми резиденциями в Абу-Даби. Однажды директор Эрмитажа долго беседовал с архитектором в аэропорту Венеции о возможностях совместной работы, и вот она появилась. По словам Пиотровского, здание, проектируемое Хани Рашидом, станет синтезом московской доброжелательности и петербургской холодности, и этим сочетанием понравится посетителю. «Здание сохранит и передаст мистику Петербурга и Эрмитажа, которую и в нашем-то городе не все ощущают», — говорит Михаил Борисович.
Работы по созданию центра-спутника Эрмитажа в столице предварительно оцениваются в 4 млрд рублей. Завершить стройку планируют в 2018 году, но после этого еще два года уйдет на окончательное «обживание» музейных площадей. В новых помещениях представят проекты, которые по техническим или стилистическим соображениям невозможно разместить в Петербурге. «Предстоит интересная и технологичная работа по выращиванию нового музейного пространства, — говорит Пиотровский. — Работа штучная и не терпящая суеты. Те принципы, которые мы постараемся осуществить, кажутся мне важными лекарствами от кризиса, экономического и всякого другого».
У Государственного Эрмитажа уже есть отделения в стране и за рубежом. В 2005 году был открыт центр-спутник музея в Казани, а в 2010-м — в Выборге. В 2016 году планируется открыть отделение музея в Омске к 300-летию города. Есть планы создания эрмитажных экспозиций во Владивостоке, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и, возможно, в Калининграде. Еще в 2000 году «Эрмитажные комнаты» открылись в лондонском «Сомерсет-хаусе», позже — в музее Соломона Гуггенхайма в Лас-Вегасе. Это были временные экспозиции, а в 2004 году появился постоянный центр Эрмитажа в Амстердаме, его еще называют «Эрмитаж на Амстеле». В 2009 году он был значительно расширен. Есть такой центр и в Венеции. Идут переговоры об открытии эрмитажного центра в Барселоне, а вот открывать такой центр в Париже Михаил Пиотровский не хочет — по его словам, там и так не продохнуть. Представительства главного музея России действуют в США, Канаде, Израиле.
Пиотровский принципиально не называет «отпочкования» музея филиалами. «Филиал — это значит, что мы за свои деньги что-то строим, начинаем крутиться, жить. «Центр-спутник» означает, что мы поставляем, условно говоря, контент — выставки, лекции, наши ноу-хау. Местные власти содержат здания, оплачивают привоз выставок, это становится прямой ответственностью губернаторов, и их участие абсолютно необходимо», — подчеркивает генеральный директор Эрмитажа.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости