Новости – Общество
Общество
Электропередел
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Очередной подход к реформаторским граблям
14 октября, 2015 16:47
9 мин
Спрос на электроэнергию в России 2015 года не оправдал ожиданий инвесторов, которые покупали активы в ходе реформы электроэнергетики, надеясь заработать на увеличении потребления и росте стоимости компаний. В процессе приватизации инвесторам и потребителям энергии пришлось подписать договоры поставки мощности (ДПМ), в соответствии с которыми первые обязались построить энергоблоки, а вторые — купить вырабатываемую на них электроэнергию по фиксированной цене выше рыночной. Как оказалось, бóльшая часть этих мощностей никому не нужна: получается, что и в продаже активов РАО «ЕЭС России» не было никакого смысла. Однако «успешно» опробованная модель может повториться и в других отраслях.
За что боролись…
О том, что спрос на электроэнергию растет, мягко говоря, не сильно, было известно еще до последних экономических трудностей. Соответственно, все более понятным становилось и то, что ДПМ нуждаются в отмене или в серьезном пересмотре. Но проблема в том, что изменение этого инструмента де-факто означает признание бессмысленности всей реформы российской электроэнергетики, в результате которой:
- были разрушены технологические цепочки по выработке, передаче и сбыту электроэнергии, в результате чего появилось много компаний, которые работают как в регулируемом, так и в конкурентном секторах рынка; найти взаимопонимание эти компании, как правило, не могут;
- составляющая передачи электроэнергии в тарифе выросла до 50%, а сам общий тариф вырос в несколько раз как для бытовых, так и для промышленных потребителей;
- крупные промышленные предприятия, столкнувшись с необоснованным ростом цен на электроэнергию, в том числе по причине навязанных им сверху ДПМ, стали переходить на собственную электрогенерацию; передача крупных объемов электроэнергии одному потребителю в силу меньших потерь всегда обходится дешевле, чем распределение небольших объемов между большим количеством мелких покупателей, таких как мы с вами;
- дисбалансы тарифного регулирования в сочетании с ускоренным ростом стоимости электроэнергии для промышленности привели к росту перекрестного субсидирования — когда в стоимость для крупных потребителей закладываются дополнительные расходы на энергоснабжение всех остальных; уход крупных потребителей приводит к росту нагрузки как на мелких потребителей, так и на средние промышленные производства, у которых попросту нет денег на то, чтобы, к примеру, построить собственную котельную.
- де-факто было признано, что отечественную энергосистему можно модернизировать лишь на западном оборудовании, что, по сути, стало тяжелейшим ударом по российским предприятиям, потенциально способным производить конкурентоспособные газовые турбины.
- Либерализация цен на электроэнергию происходила в условиях опережающего роста тарифов на газ для всей промышленности в целом, что, с одной стороны, привело к снижению потребления, а с другой — к падению физической способности предприятий оплачивать возрастающие год от года аппетиты монополий, помноженные на необходимость отбивать инвестиции, которые частные инвесторы сделали в приобретение активов и в исполнение тех же ДПМ.
- Модернизация энергосистемы страны стала зависеть от текущего баланса спроса и предложения, а не от реальных потребностей экономики, как это было при СССР.
На основе всего вышеизложенного можно сделать неутешительный вывод о том, что доверить модернизацию энергосистемы РФ частным инвесторам, притом как зарубежным, так и российским, было стратегической ошибкой главного реформатора всея Руси Анатолия Чубайса. Впрочем, у него уже был опыт самого масштабного разграбления госсобственности в истории человечества — ваучерной приватизации 1992 года.
Фото: Геннадий Сафонов / Интерпресс / ТАСС
Проблема в том, что электроэнергетика, около половины которой попало в руки частных инвесторов, является фактически кровеносной системой страны и всегда должна развиваться с опережением потребностей промышленности. Проще говоря, любая страна, претендующая на серьезное развитие и долю на экспортных рынках высокотехнологичной продукции, должна планировать развитие производства на годы вперед. Для этого, в частности, нужны и свободные энергетические мощности, за которые в данный момент должен кто-то платить.
Частные инвесторы подписывали навязанные им обязательства в ожидании роста стоимости купленных, как им казалось, недорого компаний. Но компании подешевели, спрос на электричество упал. Теперь, с точки зрения капиталистического здравого смысла, пришло время отказаться от подписанных обязательств. Что инвесторы и пытаются сделать.
Время платить штрафы
Что примечательно, отказаться от примерно половины незаконченных строек — более 3,7 ГВт (хватит для энергоснабжения довольно крупного города) — хотят как российские компании, в числе которых входящая в «Газпром энергохолдинг» ОГК-2 и «Квадра», так и немецкая «Э.ОН Россия» и финский «Фортум». Сейчас они пытаются протолкнуть через оператора оптового и розничных рынков электроэнергии «Совет рынка» (подчиняется Министерству энергетики) идею отмены или как минимум переноса без штрафов завершения строек на более поздний срок. Для окончательного пересмотра планов потребуется постановление правительства, которому, впрочем, не привыкать отменять собственные решения.
Если же кабинет министров включит здравый смысл и решит не идти на поводу у инвесторов, то последним грозят штрафы в размере до 25% ожидаемой платы за мощность. В настоящее время за неисполнение договоров ДПМ уже взыскано 3,5 млрд руб., а перспективе штрафы могут достигнуть почти 12 млрд руб. Для некоторых инвесторов в нынешних условиях выгоднее заплатить штраф, чем строить экономически неэффективные мощности: ведь оборудование для наших станций заказывается из-за рубежа, и за последний год в рублевом исчислении оно подорожало вдвое. В этих условиях было бы логично переориентироваться на производства внутри страны, но поскольку в последние годы на них никто особо не рассчитывал, для того чтобы разработать современные газовые турбины, сопоставимые с зарубежными, уйдут годы, которых, кажется, теперь у нас нет — кто будет затевать дорогостоящую модернизацию ради продажи невостребованного товара?
Может быть, имеет смысл спокойно взыскать эти штрафы и направить на поддержку отечественных производителей оборудования для энергетики? Таким образом, деньги пойдут на пользу отрасли, как и было задумано изначально.
Жилец у счетчика учета электроэнергии. Фото: Донат Сорокин / ТАСС
Разделение и размножение сущностей
Мы писали о том, что сейчас активно обсуждается и даже будет рассмотрена в конце октября идея разделения крупнейшей российской естественной монополии — «Газпрома», которая, если верить ее дорогостоящей рекламе на федеральных телеканалах, является национальным достоянием, а по факту демонстрирует неэффективность и признаки коррупции. Риски такого разделения могут быть аналогичными тем, что были при реорганизации РАО ЕЭС: разделение добычи газа (производства электроэнергии) и транспортировки может привести одновременно и к потере управляемости, и к росту издержек. Достаточно сказать, что в головном офисе холдинга МРСК (сегодня — Россети), который появился на руинах РАО ЕЭС и отвечал только за передачу энергии, сразу оказалось около 700 сотрудников — и это при том, что вся энергетическая монополия целиком насчитывала чуть более 1000 сотрудников в центральном офисе. Не правда ли, занимательная арифметика? Аналогичным образом центральный аппарат «Газпрома» может магическим образом расшириться в два раза — пропорционально количеству новых компаний, но не выполняемых ими функций.
Шум пилы в тишине
Видимо, под шумок экономического кризиса и разговоров о модернизации и повышении эффективности решили провернуть и еще одну сверхмасштабную реформу — выделить из РЖД локомотивную тягу, оторвать колеса от рельсов. Это, с одной стороны, поможет решить задачу по обновлению парка тепло- и электровозов, а с другой — сделает процессы в целом менее управляемыми и заберет у монополии часть доходов, которые сегодня идут в том числе и на финансирование неприбыльных направлений, в том числе пригородных перевозок. Нужно искать эффективность, скажете вы, но у нас почему-то под этим соусом выискивают просто самые прибыльные участки, которые можно выгодно приватизировать, а остальное остается государству — пусть само разбирается.
Поиск сиюминутной частной выгоды там, где речь идет о долгосрочном благе страны, — преступление. Неэффективность подобной логики уже видна на примере бывшего РАО ЕЭС: частные инвесторы не желают строить новые электроэнергетические мощности, поскольку сейчас они не востребованы. За принятые решения нужно научиться отвечать всем — как государству, так и бизнесу.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости