Экономика без лукавого
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Оздоровить современную финансовую систему сможет религия

Русская православная церковь и Совет муфтиев объявили о создании специальной комиссии по поддержке традиционных финансов, то есть финансов, которые основаны на традиционных религиозных ценностях и среди прочего предполагают полный отказ от ростовщического процента, ныне господствующего почти во всем мире.

Работу комиссии будут вести глава отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и первый заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации Рушан Аббясов.

Как считают инициаторы проекта, комиссия должна стать представительным органом, который будет олицетворять «широкий запрос на становление институтов, основанных на традиционных ценностях основных религий». «В нынешних непростых условиях востребовано финансирование без ссудного, ростовщического процента. Имеющее в своей основе реальные, а не производно-спекулятивные активы. Без азарта и неопределенности. Основанное на ответственном долевом участии», — отмечается в официальном сообщении Совета муфтиев.

Решение зрело давно. Еще год назад, выступая на заседании клуба «Русский предприниматель», о. Всеволод призывал подумать о том, «может ли Россия предложить православную систему банкинга без ростовщичества, входящую в прямые отношения с Китаем, исламским миром, иными возрастающими в мире центрами влияния». «Нужно переходить от экономики роста к экономике достаточности, — убеждал Всеволод Чаплин, — хотя бы потому, что именно те народы, которые сумеют обуздать идею непременного и ничем не сдерживаемого роста, окажутся в выигрышных условиях, когда этот рост прекратится. Но еще существеннее этические принципы. Здоровая деловая активность возможна только тогда, когда мы отказываемся от безудержной жажды наживы в пользу сотрудничества и солидарности».

Заповеди для банкира

Беспроцентная система финансирования, как ни странно, получившая название «исламский банкинг», давно существует и работает во многих странах мира (о чем уже неоднократно писала РП). В последние годы популярность «мусульманских» финансовых институтов заметно растет. Помимо собственно банков (крупнейшие — Исламский банк развития и Кувейтский финансовый дом) стали появляться и так называемые исламские окна в обычных банковских структурах, и их становится все больше и больше с каждым годом.

Кроме этого, запрет на ростовщичество является одной из основ христианства. Помимо общего запрета на ссудные проценты, это запрет на спекуляцию — то есть использование чьих-либо затруднений в своих целях. Здесь и политические кризисы, и природные катаклизмы, и любые форс-мажоры, которые так любят на биржах.

В мусульманских традициях, так же как и в христианских, вне закона азартные игры — проведение лотерей, розыгрыш премий, выплата неожиданных и ничем не предусмотренных и не оправданных бонусов, в том числе и в рекламных целях. Нельзя вкладывать деньги в «пороки» — алкоголь, табак, проституцию, порнографию. И, разумеется, в производство пищевых продуктов из свинины и мяса животных, которые умерли своей смертью.

Все это может на первый взгляд показаться довольно экзотичным, но прекрасно работает как в мусульманских, так и немусульманских странах — например, и в азиатской до мозга костей Малайзии, и в «оплоте западной цивилизации» США.

Как это работает

Быть вкладчиком в мусульманском банке — совсем не то, что в привычных нам «западных». Отдавая свои деньги в исламский банк, вы становитесь не просто клиентом, а участником так называемой мушараки — долевого предприятия, которое финансируется за счет средств вкладчиков этого банка (естественно, только с их согласия и по предварительной договоренности). Прибыль от предприятия распределяется между участниками «мушараки» соответственно их долям.

Исламский банк Дубая. Фото: Kamran Jebreili / АР

Можно, конечно, отдать деньги не под конкретный проект, а просто на «сохранение», но тогда банк всего лишь держит деньги на счетах, увеличивая сумму вклада на установленный государством уровень инфляции. То есть никакой «высокой доходности» от депозитов — которую обещают многие российские финансовые структуры — в исламском банкинге быть не может. Равно как и высоких процентов по кредитам, поскольку банк, по сути, не кредитует какое-либо предприятие, а инвестирует в него.

Деньги не как цель, а как средство

Социальные задачи, аналогичные западным потребительским кредитам, в исламском банкинге решает «мурабаха» — соглашение, по которому банк покупает некий конкретный товар по заявке клиента, а затем, по сути, продает его этому клиенту с возможностью рассрочки платежа. Конечная цена товара складывается из его первоначальной стоимости и фиксированной наценки, о размере которой банк договаривается с продавцом. Никаких процентов и пени — просто купля-продажа.

Но самое главное, что отличает этот механизм от ростовщических кредитных сделок, — это то, что свою покупку мусульманский банк осуществляет на реальные средства, имеющиеся в его распоряжении. В то время как европейский банкир при выдаче ссуд выпускает в обращение (временно, до погашения тела ссуды) новые безналичные деньги в соответствии с так называемым правилом частичного резервирования. То есть производит деньги из воздуха. В исламском банкинге деньги из воздуха не берутся да и вообще самоцелью — как для западного банковского мира — не являются. Цель такого кредитования — вещь, товар; в итоге экономика остается привязанной к чему-то материальному и таким образом защищается от чрезмерной виртуализации. Результат такой расстановки приоритетов можно увидеть на примере Ирана. После революции 1979 года первый президент страны Абольхасан Банисадр провозгласил доктрину «тоухидной экономики», поставившую в центр народного хозяйства труд, а не капитал. Отказ от ростовщического кредита фактически стал основой экономической политики республики. Всякий избыточный доход, полученный без приложения личных усилий, считался неправомерным, и собственность, созданная без приложения труда, должна была принадлежать государству.

С уходом Банисадра его социальный радикализм был постепенно забыт, но общее направление осталось. Согласно закону «О банковских операциях без риба» (банковского процента. — РП.), который действует уже 30 лет, использование любых непрозрачных выплат, а также все ростовщические действия в стране под запретом. К тому же банки — под наблюдением ЦБ — обязаны выделять фиксированную часть средств на широко развитые социальные программы. Малообеспеченные иранцы всегда могут получить беспроцентный кредит на строительство недорогого жилья, улучшение стесненных жилищных условий, под сельскохозяйственное производство, задачи мелкого бизнеса. В итоге в сложных жизненных ситуациях у людей есть выход, а искушение добровольно отдаться в ростовщическую кабалу отсутствует: она запрещена законом.

Что не удалось чиновникам

В России об исламском банкинге, конечно, хорошо знают и много говорят. Советник президента России Сергей Глазьев еще летом 2015 года предлагал начать в Татарстане эксперимент по внедрению исламского банкинга. Прямое участие банков в реальной экономике и солидарная ответственность — вот главные преимущества работы без использования банковского процента. Для России это могло бы стать настоящей панацеей от многих бед: авантюрной политики финансовых организаций, безответственности бизнеса, закредитованности населения.

Однако на этом пути есть множество препятствий как правового, так и психологического характера. Представить себе, например, исламский банк или даже «исламское окно» в ВТБ или Сбере где-нибудь в Костроме или Владимире довольно сложно. Если к халяльным продуктам мы уже привыкли, то исламские финансовые институты, вероятно, еще долго будут вызывать у многих предубеждение, недоверие или даже отторжение. Поэтому одной только инициативы сверху и согласия банкиров недостаточно — очевидно, что необходимо участие Церкви в становлении принципов беспроцентных финансов.

Создание комиссии по традиционным финансам по инициативе РПЦ и Совета муфтиев — ясный сигнал того, что Церковь в реализации этой идеи участвовать будет и всерьез настроена на вытеснение ростовщичества и в конечном итоге оздоровление национальной экономики через возврат в нее традиционных, а не насажденных ценностей. Государство в лице чиновников с этой задачей до сих пор справиться не смогло; есть надежда, что участие Церкви наконец сдвинет экономическую политику нашей страны с мертвой точки. 

За что опустили «Газпром» Далее в рубрике За что опустили «Газпром»Экспортная политика «Газпрома» может довести компанию до банкротства

Комментарии

29 октября 2015, 14:55
Вот бы ипотеку еще беспроцентную они запустили - отбоя от клиентов бы не было
30 октября 2015, 11:09
От ипотеки нет никакого дохода. Вот в бизнес вкладывать еще можно - так как есть возможность поиметь часть прибыли.
30 октября 2015, 12:06
Всегда можно продумать схему как помочь людям, и ипотека не исключение...
02 ноября 2015, 09:21
Помощь не в ипотеке, которая является по-сути кабалой, а в реальной помощи. Я считаю, что государство впервые приобретающим свое жилье, должно компенсировать часть затрат, хотя бы те же проценты по кредиту, раз уж не выполняют обещание, где каждой семье жилье обещали.
29 октября 2015, 15:37
Ну, кстати, Бурали, если бы РПЦ открыло бы "Банк Русской Православной Церкви", и выдалавал бы он ипотеку под 10 процентов, я бы первый выстроился в очередь. Даже слоган банку напрашивается:

"С БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ"!
29 октября 2015, 16:31
Ростовщичество в православии - тяжкий грех. Никаких процентов
29 октября 2015, 15:38
Хорошая инициатива, но как серпом она будет для кормящихся ростовщичеством. Да и будет ли?
29 октября 2015, 15:50
Отличная идея, только "за". С нашим правительством, Грефом и Центробанком каши не сваришь. Государство - для народа, а не для прощелыг.
30 октября 2015, 15:16
Изначально Наша религия во главе с разными там главарями от Господа занимались поборами и милостыней Ничего не делали и ничего для страны не выпускали. А если что то и делают То берет церковь такие деньги что челюсть виснет . Вы бы Чаплины сидели бы в своих кельях. И не сували бы свой нос туда Куда сам Бог не лезет
01 ноября 2015, 18:26
Интересная, конечно, идея, однако имеющая мало общего с современной действительностью ... Давайте не забывать, что мы с вами давно живём в светском, а на в религиозном государстве, и институт церкви для большинства из нас не более, чем учереждение Культуры. Ну не из под палки же заставлять неверующих не растовщичествовать!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»