Новости – Люди












Люди
ЕГЭ бессмысленный и беспощадный

Ученики перед сдачей единого государственного экзамена (ЕГЭ) по английскому языку. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
Спустя шесть лет после реформы общество все еще не может смириться с введением единого экзамена
22 апреля, 2015 07:30
9 мин
Несмотря на то что Единый государственный экзамен ввели в качестве эксперимента еще в 2001 году, а обязательным выпускным для всех школьников он стал в 2009-м, споры вокруг достоинств и недостатков нововведения не утихают. Против ЕГЭ выступали преподаватели, родители и сами школьники. Открытые письма президенту писали целыми городами, просьбы об отмене реформы подписывали директора школ, научные сотрудники институтов, заслуженные деятели науки и высшего образования, академики и члены-корреспонденты РАН и РАО.
Снова заговорили о ЕГЭ в связи с предложением школьниц об отмене единого экзамена. Во время «прямой линии» с Владимиром Путиным три ученицы одной из школ Петербурга заявили, что выпускной экзамен по билетам позволяет глубже раскрыть знания выпускников, и попросили президента рассмотреть возможность отказа от проведения ЕГЭ. Путин согласился с тем, что система нуждается в совершенствовании. Подобные заявления слышны от чиновников самого разного уровня, но воз и ныне там.
Выгодно, но не для всех
Недостатки ЕГЭ на сегодняшний день ничем не отличаются от тех, о которых говорили год, два или три назад. «Все вызовы, с которыми сталкивается единый экзамен, остались теми же самыми, — уверен первый заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы Владимир Бурматов. — Ситуация лишь усугубляется год от года».
Первым и главным недостатком ЕГЭ Бурматов считает коррупцию. «Существует три вида коррупционного бизнеса на ЕГЭ, — объясняет депутат. — Первый вид — существование многочисленных сайтов, которые торгуют якобы актуальными ответами к экзамену, и мы понимаем, что если они эти ответы получают, то каким-то образом связаны с теми, у кого хранится база ответов, то есть с чиновниками Министерства образования. Еще один вид такого бизнеса — существование компаний, которые занимаются так называемой гарантированной подготовкой к ЕГЭ. Недавно мы поймали за руку замминистра образования Климова, который пришел в свое рабочее время участвовать в презентации одной из таких коммерческих компаний».
Решебники — тоже способ коррупции на ЕГЭ. Владимир Бурматов приводит пример: «Можно зайти в любой книжный магазин и увидеть решебники к ЕГЭ, авторами которых являются сами чиновники Минобра, они сами ставят себе на эти пособия грифы подведомственных им организаций, а издательства готовы платить огромные деньги за то, чтобы продавать эти решебники, ведь на них стоит гриф. Это, как минимум, статья о конфликте интересов».

Демонстрация работы системы видеонаблюдения за проведением хода сдачи ЕГЭ в школах города в Центре Управления Сетями Связи
Демонстрация работы системы видеонаблюдения за ходом проведения ЕГЭ в школах города в Центре управления сетями связи. Фото: Светлана Холявчук / ТАСС
Действительно, такие пособия продаются в книжных магазинах, огромное количество решебников к ЕГЭ предлагают и книжные интернет-магазины. К примеру, бестселлер одного крупного онлайн-ритейлера для подготовки к экзамену — «Русский язык. 11 класс. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ». Автор пособия — Бисеров Александр Юрьевич, занимающий должность заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Подготовиться к экзамену по пособию высокопоставленного чиновника обойдется в 252 рубля — неплохая цена за издание в мягкой обложке на газетной бумаге.
На проведение экзамена год от года тратятся все более баснословные суммы. В экспертном докладе, подготовленном общественным движением «Обрнадзор», приводятся следующие цифры: в прошлом году из федеральной части бюджета на организацию и проведение ЕГЭ-2014 была выделена рекордная сумма в 1 240 643 800 рублей, что в четыре раза больше, чем в 2013 году.
Тем не менее уровень организации изменился несильно. «На ЕГЭ мы с вами тратим уже больше миллиарда рублей в год. Количество скандалов и нарушений увеличивается с каждым годом, несмотря на эти беспрецедентные меры. Между тем эти деньги достают из нашего с вами кармана», — комментирует Владимир Бурматов.
Убийственный экзамен
Мы уже как будто привыкли к страшному факту: с конца мая средства массовой информации начинают писать о волне самоубийств учеников выпускных классов. Кто-то не сдал экзамен, кто-то сдал, но не дождался результатов. «Посмотрите, ЕГЭ проходит у нас в режиме войсковой спецоперации, это не преувеличение, это действительно так. Дежурят участковые, стоят рамки металлоискателей, повесили видеокамеры, в классах наблюдатели, школьников под конвоем водят в туалет. Вокруг этого нагнетается совершенно невероятная истерика», — отмечает Бурматов.
Правила сдачи экзамена меняются буквально каждый год. Система отлаживается, а школьники в это время и, что немаловажно, учителя просто не успевают адаптироваться.
Влияние на образование
Обсуждение разрушительных последствий ЕГЭ для образования уже стало банальностью. «Есть такой закон: в пределах одного задания невозможно проверить достижение разных целей, — комментирует Александр Абрамов, кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО. — Выпускной экзамен — это проверка на наличие элементов общей культуры, а поступление в вуз — это проверка уровня предпрофессиональной подготовки, то есть в рамках этого экзамена решается совершенно другая задача».
Эксперты считают, что нельзя принимать в университет человека, знания которого проверили с помощью теста. «Все университеты мира помимо национальных тестов проводят свои собственные университетские испытания, — рассказывает декан факультета истории, политологии и права РГГУ, профессор Александр Логунов. — Вас отсеют по баллам во время подачи документов, но если хотите учиться в высшем заведении, напишите еще и вступительную работу».

Ученики перед сдачей ЕГЭ по английскому языку в одной из школ Москвы
Ученики перед сдачей ЕГЭ по английскому языку в одной из школ Москвы. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
Логунов добавляет, что тестирование выявляет лишь две вещи: «информационный запас школьника и способность быстро вспомнить нужный факт. Ничего больше с помощью теста вы не проверите», — уверен эксперт.
«ЕГЭ демонстрирует падение качества образования, становится индикатором того, что в школах стали хуже учить, — говорит Бурматов. — Классическим примером этого является вынужденное снижение минимальных баллов по русскому и математике в прошлом году. Кроме того, сейчас ввели базовый и профильный экзамен по математике, потому что некоторые одиннадцатиклассники не способны решить задачу для шестого класса».
На сайте Рособрнадзора пишут, что «экзамен базового уровня не является облегченной версией профильного, он ориентирован на иную цель и другое направление изучения математики». Как пишет в своей колонке генеральный директор журнала «Эксперт», декан Высшей школы журналистики Александр Привалов, «уже многие весельчаки провели нехитрый эксперимент: дали экзаменационные выпускные тесты младшеклассникам, а то и дошколятам (тут с оговоркой — одаренным). Результат, говорят, всегда один и тот же: на тройку набирает большинство детей».
Речь идет именно о тесте базового уровня по математике. Выпускникам школы, будущим студентам университетов, предлагают решить следующую задачу: «ЕГЭ по физике сдавали 25 выпускников школы, что составляет треть от общего количества выпускников. Сколько выпускников этой школы не сдавали экзамен по физике?»
Подменяются учебные цели — вместо полноценного обучения одиннадцать лет школы превращаются в подготовку к «самому главному тесту». «Я недавно увидел книгу "Готовимся к ЕГЭ" для второго или третьего класса, — рассказывает Бурматов. — Выхолащивание образования начинается уже с начальной школы, это, конечно, безобразие. Единый экзамен — всего лишь способ проверки знаний, и никакого натаскивания на ЕГЭ с первого класса быть не должно».
Президент отметил во время «прямой линии», что Минобрнауки пытается корректировать слабые стороны единого экзамена, в школу возвращено выпускное сочинение, ведущим российским вузам дано право проводить собственные экзамены и учитывать результаты олимпиад школьников при зачислении абитуриентов. Экспертам кажется, что этого недостаточно.
«Я, в отличие от Владимира Владимировича, полагаю, что совершенствование, к которому он призывает, процесс бессмысленный, — делится Александр Абрамов. — Потому что улучшить экзамен при такой структуре и таких взглядах невозможно. Путин употребил слово "начетничество", и действительно, мы готовим ленивых малограмотных начетчиков, так что последствия будут жуткие».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости