Ефрем Сирин: певец веры
Ефрем Сирин. Фото: pravcalendar.ru

Ефрем Сирин. Фото: pravcalendar.ru

От каких пороков просил избавить себя святой, чья молитва — одна из главных в православии

10 февраля Православная Церковь чтит память преподобного Ефрема Сирина. Оратор, поэт и толкователь — он был в прямом смысле певцом веры. Его гимны помогали победить ересь, а покаянная молитва Ефрема до сих пор одна из самых важных в православии.

Жизнь

Он родился в начале 4 века в Низибии (по другим вариантам произношения — Нисибин или Нусайбин), городе на юго-востоке современной Турции, у сирийской границы. Здесь же он, вероятно, и провел бОльшую часть своей жизни — в то время, как его имя становилось известным всему христианскому миру.

Биографию жизни Ефрема Сирина изучают по нескольким спискам сирийского жития. Ученые не могут доподлинно восстановить ряд эпизодов его биографии. Вероятно, Ефрем родился в христианской семье и получил хорошее образование, изучая, в том числе не только христианских ученых, но и античные науки. Себя самого он называл человеком «неученым». Однако, как говорит Феодорит Кирский, богослов рубежа 4-5 веков: учености Ефрема завидовал сам Василий Великий. С 14 лет Ефрем был учеником местного епископа Иакова, позже канонизированного. А после кончины епископа служил диаконом при его преемниках.

Низибия принадлежала Римской империи, но неоднократно ее брали в осаду персы. Город достался им в 363 году: по условиям мирного соглашения население должно было оставить Низибию. Так, Ефрем Сирин на склоне лет отправился странствовать и остановился в итоге в Эдессе (на юго-востоке современной Турции). Одна из версий его жития сообщает, что в последние годы жизни он отправился с паломничеством в Египет, а по пути забрел в Каппадокию, где святитель Василий Великий был настолько поражен его мудростью, что предложил занять кафедру епископа. Скромный Ефрем отказался — по преданию, прикинувшись юродивым.

Труды

Архиепископ Филарет (Гумилевский) отмечал: «Почти нет ни одного догматического предмета, которого не касался бы святой Ефрем». По разным источникам, количество сочинений Ефрема могло достигать тысячи и более. При этом историки до сих пор не всегда могут разделить его труды на подлинные и те, которые приписывают Ефрему ложно. Он выступал с проповедями, толкованиями Священного Писания, писал поэтические работы, художественную прозу и сочинял гимны (т.н. «мадраши»), которые пели христиане всей Малой Азии.

Гимны же послужили средством для борьбы с ересью. С начала 1 века в Сирии были известны гимны Бардезанеса (по другим источникам — Бардесана): гностика, которые соединял темы Священного Писания с античными верованиями. Сочинения Бардезанеса пользовались большой популярностью у христиан вплоть до 4 века — пока Ефрем Сирин не положил на мелодии этих гимнов новые, соответствующие христианскому вероучению, слова.

Молитва Ефрема

Предание приписывает Ефрему и сочинение покаянной молитвы, ныне известной, как «Молитва Ефрема Сирина». Ее читают на богослужениях во время Великого Поста, и, по словам преподобного Серафима (Вырицкого), подвижника 20 века, в этой молитве кроется сама суть православия.

Ее текст таков: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) так объяснял суть этой молитвы: «Святой Ефрем Сирин просит Бога не только о том, чтобы избавил его от пороков и дал добродетели — он просит, чтобы дал ему Господь дух этих добродетелей, и избавил бы его от духа порока —  даже, чтобы не было следа, запаха порока… Надо знать, что гораздо легче избавиться от отдельных пороков, чем избавиться от духа этих пороков. Дух этот чрезвычайно цепко держится у сердца нашего, и совсем избавиться от духа порочного возможно только постепенно, молясь Богу о помощи, чтобы Бог избавил от этого зловредного духа».

Не случайно один из первых пороков, от которых Святой Ефрем просит избавить себя — уныние. Недаром еще преподобный Серафим Саровский говорил: «Нет нам дороги унывать, ибо Христос всех спас».

За призывы к диалогу — в тюрьму Далее в рубрике За призывы к диалогу — в тюрьмуВладимир Познер снова высказался против единства русского народа

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»