Платят в школе
Фото: Антон Уницын / РИА Новости

Фото: Антон Уницын / РИА Новости

Введение подушевого расчета увеличило заработки учителей, но на эффективности школ это не сказалось

В понедельник, 17 февраля, в РИА «Новости» прошел круглый стол «Эффективность школ и зарплаты учителей». Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко представила результаты социологического исследования, проведенного среди директоров школ, учителей и родителей в Свердловской, Воронежской и Ивановской областях.

Согласно результатам исследования, средняя зарплата учителей в этих областях в 2012 году в целом была ниже, чем средняя зарплата учителя по стране. Если в 2012 году средняя зарплата российского учителя составляла 22 100 рублей, то в Воронежской области учителя в среднем получали 15 000 рублей, в Ивановской — 12 800 рублей, в Свердловской — 20 200 рублей. В 2013 году ситуация начала меняться — во всех регионах учителя стали получать больше, а в Свердловской области эта сумма даже оказалась выше среднероссийской. Так, в III квартале прошлого года при средней по стране зарплате в 27 600 рублей учитель в Воронежской области получал примерно 21 200 рублей, в Ивановской — 17 900 рублей, в Свердловской — 28 000 рублей.

При этом лишь небольшое количество учителей отмечают, что их благосостояние значительно улучшилось: в Свердловской области таких 6,7%, в Воронежской — 3,1%, в Ивановской — 3,8%. В основном, учителя говорили либо о незначительном улучшении своего материального положения, либо о том, что оно не изменилось. В Свердловской области незначительное улучшение благосостояния отметили 36,3% опрошенных, 41% не заметили ничего. В Воронежской области эти показатели составили 43,5% и 39,1% соответственно, в Ивановской — 38,3% и 44,9%. Остальные опрошенные отметили то или иное снижение уровня материального положения.

Незначительный рост зарплаты за последний год отметили большинство учителей. В Свердловской области таких оказалось 39,9%, в Воронежской — 63,7%, в Ивановской — 50,8%. То, что зарплата не изменилась, сообщили 35,5%, 15,2% и 25,1% опрошенных соответственно.

Количество учителей, заметивших увеличение почасовой нагрузки, оказалось примерно равным числу тех, кто этого не заметил: в Свердловской области таких 44,9% и 49,5%, в Воронежской — 41,8% и 49,1% соответственно. В Ивановской области ситуация немного иная: увеличение нагрузки отметили 56% опрошенных, 37% сказали, что нагрузка не изменилась.

Стимулирующие надбавки оказались не велики. Большинство учителей Воронежской и Свердловской области сказали, что в их зарплате дополнительные выплаты составляют 0—10% (42,6% и 43% соответственно). В Ивановской области таких оказалось 28%, при этом 35,5% опрошенных определили надбавки как 11—20% зарплаты. Справедливой систему надбавок считают 46,2% учителей Свердловской области, 37,6% Воронежской и 58,1% Ивановской, недостаточно справедливой — 31,6%, 26,7% и 19,5% соответственно.

Татьяна Клячко. Кадр: ПостНаука

Татьяна Клячко. Кадр: ПостНаука

Во всех регионах, где проводилось исследование, большинство учителей вынуждены подрабатывать хотя бы время от времени. «Чем менее богат регион, тем меньше подрабатывающих учителей. Это связано с тем, что в дотационных регионах не так много сфер приложения труда», — пояснила Клячко. Рост своего благосостояния учителя в основном связывают с ростом подушевых нормативов финансирования и увеличением количества учеников.

«Школа — это инерционный механизм, и поэтому говорить о том, что с поднятием зарплаты сразу повысится эффективность — означает рассчитывать на чудо, — подчеркнула эксперт. — Учителей становится меньше, школы укрупняются — это общий тренд. Учителя фиксируют, что нагрузка растет из-за того, что становится меньше учителей и вспомогательного персонала».

Она отметила, что, говоря об эффекте от приложенных в сфере реформирования образования усилий, необходимо учитывать много факторов, в том числе и то, что за 20 лет реформ в этой области изменились и ученики, и их родители, и сами школы. «Мы будем вкладывать все больше, а отдачи будет все меньше. Потому что есть так называемое насыщение, и каждый следующий прирост дается все большими усилиями», — сказала Клячко.

Бывший глава Рособрнадзора и вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов сообщил, что есть два основных способа рассчитать, какая школа лучше. Первый — рост значимых для родителей и общества параметров, таких как количество «стобалльников» при сдаче ЕГЭ, или низкое количество приводов учащихся в детские комнаты полиции. Второй — это положение школы среди других школ этого кластера.

Взявший слово ректор Московского государственного педагогического университета Игорь Реморенко напомнил, что до введения подушевых нормативов финансирования директора школ были вынуждены «выбивать ставки» в районных отделах образования, а теперь такая необходимость отпала. Он обратил внимание на то, что существующая пенсионная система стимулирует ситуацию, когда пожилые учителя не желают уходить с работы. По мнению Реморенко, эту проблему можно решить тремя путями: введением альтернативной негосударственной пенсионной системы, развитием рынка репетиторства и более жесткой привязкой системы аттестации учителей к современным реалиям.

«Детей тоже жалко. Если учитель не работает с информационными технологиями и боится компьютера, может ли он давать качественное образование?» — задался вопросом экс-глава Рособрнадзора. Он отметил, что в регионах далеко не все выпускники педагогических вузов имеют возможность пойти работать по специальности сразу после окончания учебы — там зачастую нет вакансий.

«Ни в одной стране мира нет прямой связи между ростом зарплат учителей и качеством образования. Но это не значит, что этого не надо делать — учителя должны жить достойно», — подчеркнул Болотов.

Комментарии

18 февраля 2014, 09:13
Какая зарплата, такие и учителя. Какие учителя, такое и образование. Не ко всем, конечно, это применимо, есть и настоящие профессионалы своего дела, которые трудятся на отдачу, то это скорее люди старой закалки. А молодняк уже не тот
18 февраля 2014, 16:10
А кто же в этом виноват по-вашему и что вы предлагаете?
05 апреля 2014, 13:25
Комментарий удален модератором ресурса, так как нарушает правила комментирования
05 апреля 2014, 13:25
Комментарий удален модератором ресурса, так как нарушает правила комментирования
18 февраля 2014, 13:58
Реальные зарплаты за вычетом налогов меньше,кроме того у учителей есть разрядность,которую никак не поднять,если не работаешь на одном месте менее пяти лет,а с низким разрядом зарплата будет не 23 тысячи ,а 8 и это не шутки,на эти деньги предлагают жить молодым педагогам сейчас. Скоро страна столкнется с огромной проблемой нехватка квалифицированных педагогов.
05 апреля 2014, 13:25
Комментарий удален модератором ресурса, так как нарушает правила комментирования
18 февраля 2014, 15:26
Хорошие педагоги едут в Москву, работают там на нескольких ставках, дополнительно берут внеурочные занятия, факультативы. Москвичи платят хорошо, есть возможность зарабатывать. В регионах конечно работа на одном энтузиазме. Как впрочем и у врачей.
05 апреля 2014, 13:25
Комментарий удален модератором ресурса, так как нарушает правила комментирования
18 февраля 2014, 16:04
А почему такие серьезные притеснения в зарплатах по Ивановской и Воронежской областям, даже с учетом повышений? Чем они отличаются от любых других учителей по стране, если не брать во внимание те же Москву, Питер, Екатеринбург, Новосибирск, что за странная несправедливость !?
18 февраля 2014, 23:58
У нас вообще в стране в последнее время невероятно много странных несправедливостей, вы не замечали?
05 апреля 2014, 13:25
Комментарий удален модератором ресурса, так как нарушает правила комментирования
05 апреля 2014, 13:25
Комментарий удален модератором ресурса, так как нарушает правила комментирования
19 февраля 2014, 00:51
Зарплата у учителей в гос. школе сейчас у молодых специалистов сейчас крайне малая, такая-же зарплата и у учителей на общей структурной планке - на нее прожить в месяц и выплачивая все коммунальные платежи нельзя... если государство нам сует в нос подачку в виде "нововвидений" - пусть получит страну идиотов - к чему она так и стремится.
05 апреля 2014, 13:25
Комментарий удален модератором ресурса, так как нарушает правила комментирования
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»