Единый крымский
Пассажиров «Единого билета» встречают в порту Керчи. Фото: Юлия Кошеляева / «Русская Планета»

Пассажиров «Единого билета» встречают в порту Керчи. Фото: Юлия Кошеляева / «Русская Планета»

«Русская планета» проверила, как работает «единый билет» из Москвы до Крыма, включающий в себя проезд на поезде, автобусе и пароме

С 1 мая стартовали перевозки пассажиров в Крым в обход территории Украины по «единому билету», который дает право на проезд на железнодорожном, автомобильном и морском транспорте. Пассажиры, выбравшие такой способ перемещения, сначала добираются на поезде до Краснодара или Анапы, потом на автобусе до порта «Кавказ», далее паромом до Керчи, после чего снова автобусом до одного из населенных пунктов Крыма. Как сообщает РЖД, все виды транспорта состыкованы по времени и идут без дополнительных остановок.

Корреспондент «Русской планеты» на майские праздники решил проверить, насколько хорошо работает новая транспортная схема, попытавшись добраться по единому билету из Москвы до поселка Форос и обратно.

Путешествие в Крым начинается с очереди в железнодорожную кассу: к сожалению, купить единый билет через интернет невозможно, как и нельзя оплатить каждую из частей дороги по отдельности. На просьбу оформить проездной кассирша смущается, зовет начальство и долго пытается разобраться в непривычной многоступенчатой системе. Очень быстро вокруг нее собирается группа коллег, и после долгих совещаний совместными усилиями они добиваются успеха. Я получаю две квитанции: обычный железнодорожный билет до Краснодара и проездной «автобус-паром-автобус» до Ялты.

Цена билета на поезд стандартная, стоимость остального транспорта рассчитывается исходя из дальности расстояния и не превышает 830 рублей (стоимость проезда до самой дальней точки — Севастополя).

Двадцать часов в поезде, и в 5:45 утра я выхожу на платформу в Краснодаре. Парень в спортивном костюме цветов российского флага и с табличкой «Единый билет» в руках собирает вокруг себя пассажиров в Крым. Людей вокруг него совсем немного, маршрут еще не слишком популярен. Наконец, немногочисленная толпа отправляется в сторону автовокзала, по дороге подбирая пассажиров, прибывших более ранним поездом: их всего несколько человек, и отдельный автобус ради них отправлять не стали.

«Мне очень надо, а билета нет, — причитает немолодая женщина с множеством баулов, дергая парня с табличкой за рукав. — Купить не успела, возьми меня, хлопец, с вами. Я и стоя могу». Парень важно ухмыляется и обещает помочь.

На автовокзале нас поджидает микроавтобус, на лобовое стекло приклеен файл с напечатанной на принтере символикой «Единого билета». Водитель, пробуждаясь ото сна, рассказывает, что пока этим маршрутом ездит очень мало людей. В то же время, по его словам, он рад возможности «подхалтурить» на госзаказе: для некрупного частного перевозчика это возможность стабильного заработка до начала туристического сезона.

Микроавтобус стартует, не заполненный и наполовину, так что женщине с баулами удается за небольшую плату уговорить водителя взять ее с собой. Дорога пустая, на одной из главных улиц ее преграждает военная техника. По мнению водителя, ее перебрасывают на новое место в рамках подготовки к параду в честь Дня Победы. Три часа в пути, и мы оказываемся в порту «Кавказ». Для сравнения, поездка на рейсовом автобусе заняла бы около пяти часов, а по цене была бы сопоставима стоимостью всего билета Краснодар-Ялта.

Социальные сети и блоги обещали многокилометровые очереди на паром, но с утра его ожидает не более десятка машин. Маршрутка объезжает их по полосе, выделенной специально для общественного транспорта, и первой оказывается около здания Морского вокзала. Водитель долго созванивается с кем-то по телефону, мешая в ругани российский и польский мат. Через 10 минут из ворот таможенного поста порта выходит заспанный человек в штатском и велит охраннику пропустить нас внутрь.

Грузовые платформы в керченском морском порту. Фото Юлия Кошеляева / «Русская Планета»

Грузовые платформы в Керченском морском порту. Фото Юлия Кошеляева / «Русская Планета»

«Еще не все смены в курсе этой системы с единым билетом», — поясняет водитель. Пассажиры покидают автобус, выгружают вещи и, минуя бездействующий пропускной пункт таможни, заходят на паром.

Через Керченский пролив до недавнего времени ходило всего три парома, отправляясь из порта «Кавказ» и из Керченского морского порта каждый час. «Этого уже сейчас недостаточно, чтобы перевезти всех желающих. А что же летом будет? — жалуются автомобилисты. — При этом паром может по полчаса стоять в порту, не запуская пассажиров». По сообщению Минтранса, 10 мая заработал дополнительный паром, спешно переоборудованный для перевозки автомобилей.

До керченского порта паром доходит за 20–30 минут в зависимости от погоды. Крымский берег встречает нас российскими флагами. На причале ежится от ветра человек с табличкой «Пассажирские перевозки. Единый билет». Мои спутники подходят к нему, и тут выясняется, что всем им — в разные города. Водитель обещает отвезти всех «согласно купленным билетам». Маршрут определяется коллективно.

Керчь пестрит билбордами, призывающими на референдум 16 марта. Видны следы сорванных плакатов желто-голубых цветов. На многих домах висят российские флаги. При этом некоторые сотрудники ДПС все еще в украинской форме, особенно это заметно вдали от крупных городов. Во всех магазинах цены и в рублях, и гривнах. Иногда попадаются исключения, но тогда на кассе обязательно висит действующий курс обмена. Он меняется каждую неделю и составляет около 3,1 рубля за гривну. Курс этот скорее рекомендательный, некоторые владельцы ресторанов задирают его до 3,8 рубля за гривну.

«Я уже и русский паспорт получил, — делится с нами водитель микроавтобуса. — Как только прошел референдум, так сразу и квартиру перерегистрировал, и машину. Но украинский паспорт не выкидываю, буду к родственникам ездить». Подобной политики относительно удостоверений придерживаются многие жители Крыма. На его территории все еще действует роуминг, но ввиду его скорой отмены SIM-карты старого образца в магазины больше не завозят. Как не завозят и шоколадки фирмы «Рошен», но уже по другой причине. Однако и то, и другое еще можно отыскать на прилавках. Непривычно низки акцизы на алкоголь и сигареты, а вино-водочные магазины еще не перестроились на российский режим и работают круглосуточно.

Маршрутка быстро летит по пустой трассе, иногда высаживая пассажиров на нужных остановках. Промелькнули Феодосия и Симферополь, остались позади указатели на Гурзуф и Массандру. По билету я должна выйти на следующей остановке, в Ялте. Но помимо меня в микроавтобусе остался еще один пассажир, ему в Севастополь, а поскольку это по дороге, водитель соглашается провезти меня лишние сорок километров до поселка Форос.

Дорога, хотя и уступает по удобству железнодорожному сообщению через Украину, все же значительно упрощает путь до Крыма за счет четко состыкованных по времени составляющих маршрута и минимального количества остановок. Это становится особенно очевидно при попытке проделать обратный маршрут регулярными рейсовыми автобусами. Путь занимает в два раза больше времени, не в последнюю очередь из-за очереди на паромную переправу: большому автобусу требуется значительно больше места на пароме, чем маршрутке.

Мнение антифашиста Далее в рубрике Мнение антифашистаВ Москве продолжился процесс над фигурантами «болотного дела»; показания давал подсудимый левый политик Алексей Гаскаров

Комментарии

15 мая 2014, 08:29
Конечно скомпановка трафика очень важна,однако если я на машине еду,паром это не очень удобно,надо строить мост-это и будет панацеей и в разы увеличит желающих туда поехать.
15 мая 2014, 09:10
А продолжение репортажа будет? Очень интересно, как отдыхала корреспондент, какие мероприятия посещала, да и вообще, как изменяется жизнь в Крыму?
15 мая 2014, 09:29
Вот это я понимаю -хороший репортаж! Молодец Юля!

Мы как раз собираемся в Крым этим летом, вся информация пригодится))
15 мая 2014, 10:30
В-общем, особых проблем с проездом, насколько я понимаю, нет, да и цены более чем приемлемые, так что пора собирать манатки и - айда в Крым!!!
15 мая 2014, 11:24
Боюсь, что когда в России начнется время отпусков, то бишь после середины июня, там у парому будет такая давка, что начнутся новые проблемы. Государство пиарит отдых в Крыму, но выдержат ли транспортники нагрузку, вот в чем вопрос?
Крым, бесспорно прекрасен, а проблема с транспортом заставляет задуматься - стоит ли оно того. Раньше во время сезона отпусков приходилось на таможне стоять, а теперь придется в очереди на паром. Хочется верить, что наше государство решит этот вопрос, как можно скорее, ведь это в его интересах.
15 мая 2014, 12:02
Я так понял тем, кто покупает Единый проездной, на пароме в очереди стоять не приходится - им там зеленый коридор. А тем, кто на своем транспорте,добирается, естественно придется помучится в очередях.
15 мая 2014, 12:18
Довольно интересная и полезная статья. Не каждый сейчас, учитывая ситуацию на Украине, осмелится на подобный эксперимент. Конечно, такой путь подразумевает под собой некоторые сложности и неудобства по сравнению с простой поездкой на поезде. Но этот вариант намного интереснее и более захватывающий, на мой взгляд, ведь можно столько интересных мест увидеть, познакомиться и пообщаться с людьми.
Я всю студенческую молодость провел в Крыму! Вино, море и секс на ночном пляже - как это был круто лет пятнадцать назад!!
15 мая 2014, 13:37
Ничего вам не мешает все это повторить на русской земле. Как говорится - 15 лет спустяулыбка
Я думаю, теперь ему мешают все это повторить жена и дети))
15 мая 2014, 15:40
Алина, а в чем проблема? Почему не каждый осмелится? Ситуация на Украине тревожная, да. Но ведь Крым - это уже Россия. Со всеми вытекающими. На самом деле в Крыму сейчас будет очень спокойно. Даже спокойнее чем на материковой части России, как мне кажется.
БЕспокоит лично меня одно - что Крым решил спокойно впускать туристов с Украины. Как бы туда не проникли правосеки и не учинили провокации.. Надо толпой ехать отдыхать, мало ли.....
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»