Сила и слабость экономики раскольников
Данила Расков. Фото: сообщество Центра Исследований Экономической Культуры в Facebook

Данила Расков. Фото: сообщество Центра Исследований Экономической Культуры в Facebook

Экономист Данила Расков — о деталях христианского и старообрядческого взгляда на экономику  

Данила Расков, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и кафедры проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук СПбГУ, прочел лекцию о взгляде на экономику с точки зрения христианской этики. Расков специализируется на изучении старообрядческих общин, в 2012 году он опубликовал книгу «Экономические институты старообрядчества». Очередная лекция из цикла «Homo religiosus», который представили Российская экономическая школа, Фонд Егора Гайдара и Фонд «Династия», прошла 19 июня в культурном центре «ЗИЛ». «Русская планета» писала о первой лекции этого цикла «Экономика библейских мудрецов».

Расков считает, что в христианской этике заложено несколько предпосылок для успешного рационального освоения мира. В частности, христианство, как и другие монотеистические религии, стимулирует способность человека мыслить абстрактно, что необходимо для развития науки. Кроме того, в нем заложена концепция индивидуального спасения: по сравнению с любыми политеистическими религиями речь идет о гораздо большей личной ответственности. И, наконец, возвышение человека над «тварным миром» и его возможность со-творить вместе с Богом, преобразовывать материю.

 Жительницы старообрядческого села Кумская долина в церкви. Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Жительницы старообрядческого села Кумская долина в церкви. Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Что касается взаимосвязи христианства и экономики, то на протяжении всей истории можно заметить так называемый «монастырский эффект»: аскеза и трудолюбие порождают богатство, когда люди много трудятся и не тратят заработанное, а сберегают. С другой стороны, если человек решает уйти от мира, общество само стремится вручить свое богатство в его ведение. Поэтому в свое время францисканцы за один век стали самым богатым орденом, замечает Расков. Макс Вебер, добавил эксперт, писал, что экономика и религия в целом схожи в своём рациональном, методическом начале, что позволяет религиозному человеку, становясь к станку, рассматривать и свою работу как религиозное действие.

Миру старообрядцев, продолжает Расков, были присущи несколько характерных черт, в частности, что вытекает из их определения, приверженность к обрядам. Староверы часто сравнивают себя с иудеями, говорит Расков: «Однажды мы со студентами услышали в поморской старообрядческой общине: "Мы — русские евреи. Мы тоже по книгам живем, заглядываем к них, интерпретируем, и какая интерпретация возобладала, по той и живем"».

Другая черта — эсхатологизм, ожидание конца света. Причем оно могло выливаться как в самосожжение, самоуморение, так и в желание как можно больше трудиться и создавать. И третье — желание выработать такую практику, которая в наибольшей степени соответствовала бы правильному житию. Причем правила должны регламентировать всё, ведь Антихрист может оказаться везде, замечает Расков. Например, для старовера важен вопрос: можно ли пользоваться телефоном? «Есть старообрядцы, считающие, что телефон нельзя держать дома. Дом — это священное пространство, поэтому мобильные телефоны вешаются на специальные крючки у входа. Или телевизор — я знал семью, где у старшего поколения телевизор был табу, но если он стоит в шкафу, то можно. Можно иногда его включить, например, чтобы показать детям мультики», — рассказывает Расков.

 Валяльщик валенок старообрядческой деревни Луговая. Фото: Фред Гринберг / РИА Новости

Валяльщик валенок старообрядческой деревни Луговая. Фото: Фред Гринберг / РИА Новости

Многие из тех, кто изучал старообрядцев, замечали, что их села более зажиточные, в частности, там больше скота. Им свойственны бережливость и трудолюбие, взаимопомощь, доверие между членами общины, аскетизм и сознание своей избранности. У старообрядцев всегда хорошо были развиты ремесла, в том числе, они неплохо умели подделывать купюры и паспорта: во времена гонений вести торговлю можно было только по поддельным документам.

Хотя считалось, что между куплей и продажей вторгается грех, торговля и предпринимательство в общинах поощрялись, а духовная элита становилась во главе торговых дел. Гонения способствовали сплочению и усилению общины, но они перемежались с либеральными периодами. Бывало, что старообрядцев даже награждали государственными грамотами и медалями, потому что только купцы-старообрядцы могли отремонтировать разбитую дорогу на пути следования государя.

В 1832 году 18 % текстильных фабрик в России принадлежало староверам, говорит Расков. Но после 70 года этот показатель снижается. Спад благополучия старообрядцев связан с неразвитостью у них рыночных отношений и с тем, что старообрядческая этика имеет амбивалентный характер: одни и те же черты в разные исторические периоды способствуют процветанию либо отставанию. Например, трудолюбие старообрядцев было позитивным фактором до появления машинного производства: по логике старообрядцев, не стоит заменять ручной труд станками, ведь люди и так хорошо работают. Бережливость способствовала самофинансированию, экономической независимости в условиях отсутствия рынков капитала, но когда появилась возможность брать кредиты в банках под низкий процент, привычка жить «на свои» ограничивала рост богатства. Доверие староверов друг к другу позволяло давать беспроцентные кредиты, но оборачивалось недоверием к рыночным механизмам вне общины, а это тормозило экономическое развитие. Сильные связи в общине делали ее замкнутой внутри самой себя, резюмирует Расков.

Читайте в рубрике «Общество» Не тем вы, женщины, СМС шлетеЖительницу города Сочи осудили за разглашение гостайны Не тем вы, женщины, СМС шлете

Комментарии

21 июня 2014, 06:17
Полнейшая чушь. Евангелие предписывает ни о чём не заботиться, не думать о завтрашнем дне, всё имущество продать и деньги раздать нищим, а жить на подаяние. Не противиться "злому" - т.е. преступнику, и не осуждать его, но всё, что захочет - отдать, и не как-нибудь, а с "любовью". Самые почётные у бога люди - мытари, грешники и проститутки. Если преступник покается - радости на небесах больше, чем о 100 праведниках. Так зачем быть праведником? Как-то беспонтово... О работе, о долге, о творчестве - нет ни слова. Да и какой долг, перед кем? Всех родных и близких надо возненавидеть, мужей и детей бросить - как Мария Клеопова и Иоанна, "жена Хузаня", забрать деньги из дому и пуститься в бродяжничество... А у ап.Павла читаем, что лучше и не жениться вовсе, и детей не заводить: от них бывают "скорби"!
Разумеется, со временем Церковь многое перетолковала, ибо с такими "заповедями" долго не проживёшь. Тем более, что сам "господь", оказывается, "любит пить вино", а вокруг него вертятся совершенно голые мальчики... В общем, старообрядцы, конечно, жили по старым, языческим идеалам и обычаям - по совести и здравому смыслу, и потому были успешны. А к концу 19 века не смогли конкурировать с еврейской мафией, которая уже подмяла под себя экономику России. Вот и весь сказ.
06 июля 2014, 10:59
согласен полностью !
17 июля 2014, 13:10
Ну вот..., женщина и то мыслит трезво.., ну и добавлю: в отличие от страрообрядцев староверы не могли разрабатывать недра дабы губить природу и жили по потребностям, с заботой и во славу рода своего.. следовательно не могли быть горнодобытчиками и фабрикантами, чего не скажешь о старообрядцах, которые частично приняли христианство.. отсюда дальнейшие выводы.
21 июня 2014, 08:25
Все эти "общинники" похожи , пока живы здоровы - валят валенки и полбу едят, а как зуб заболит - все бросают и в город к стоматологу едут. Болтовня сплошная..
точно как экзотика годится, как исследования среза общества и проекция на прошлое никуда не подходит, и не всунуть эту теорию никуда, так смех один
22 июня 2014, 12:28
С такими "экспертами", как предыдущие комментаторы, и спорить не о чем - настолько вопиюще их невежество))) Автор же позволила себе конфессиональную пристрастность - что не делает чести ни ей, ни изданию. Но это к слову.

Вообще же и в книжке своей, и в лекции Расков многое путает. И действительно неоправданно выставляет хозяйственную деятельность на одно из первых мест в мотивации старообрядцев - тогда как хозяйственная деятельность долго (до выхода на сцену внуков, а кое-где правнуков основателей некоторых купеческих династий) была на 3 месте. (На первом месте - аскетика, то есть жизнь молитвенная, на втором - благотворительность и прочие виды помощи ближним). Вопреки язычникам, воображающим себя "толкователями Евангелия" Господь учил "и это делать, и о другом не забывать" ("знатоки" пусть попробуют найти Евангелие, главу и стих по синодальному изданию - глядишь, Евангелие перечитают и не будут в Интернете самоуверенную чушь писатьулыбка)
17 июля 2014, 12:32
Похоже данный эксперт сам не научился размышлять и обращаться к фактам.. что вы все уцепились за евангелия, токования сами то как мыслите..? язычники никогда не были токователями библии..- они поклонялись природе чтили своих предков и жили по совести -- вот и вся их библия..конечно автор много путает на то он и экономист. староверы - это не старообрядцы а с христианами вообще разные подходы к жизни , следовательно и к ведению хозяйства тоже. Они трудились не для торговли а для достатка семьи и для общины своей родовой. для чего применяли ручной труд и не пользовались недрами земли считая что она живая нефть ей также необходима как нам печенка..
как известно, старообрядцы в своих общинах не признавали новых икон, исправленных официальной церковью богослужебных книг и новых обрядов. Сейчас они не признают телевизоры, телефоны и прочие следствия прогресса.

Мне всегда жалко детей в таких семьях, оно надо молодежи, вот в чем вопрос?
17 июля 2014, 12:42
а вот молодежи как раз то и надо.. и теперь подумайте почему.., исходя из уровня своего духовного развития.
23 июня 2014, 13:40
И все же, на мой взгляд, излишняя религизация общества и политики существенно тормозит процесс развития цивилизации. Один из наиболее налядных примеров данного утверждения - колоссальный промышленный, научный и экономический взлет эпохи научного коммунизма и атеизма в Советском Союзе.
05 июля 2014, 09:05
процесс развития цивилизации в том плане в каком вы его представляете, приводит к вырождению навыков индивидуального выживания. Знание для них - это энное количество бит, записанных на флешку, но вот собрать компьютер чтоб флешку прочитать знаний уже не хватит
17 июля 2014, 12:54
гектор видимо не знает истинного значения слова ци- вили-зация в переводе.. . Это технократический путь ведущий к вырождению человечества и гибели природы. Гонка к богатству, чтобы преобладать над другими, и еще не за счет своего труда.. поясню - проценты, прибыли , капиталы -- т.е. - взращивание своим трудом присосок на теле общества.. ПРОСТО ЗАДУМАЙТЕСЬ хоть раз над своими путями и целями в жизни., без эгоистических яконий.
24 июня 2014, 12:52
Про особую роль религии в экономике давным давно исчерпывающе написал Галковский в эссе"О пользе контекста". Дешёвые кредиты от врагов России для финансирования революции, вот и весь секрет Морозовых, Гучковых итп.
26 июня 2014, 20:34
Статья и слабая и неряшливая одновременно. Как можно «порассуждать» об экономике старообрядцев, не напомнив читателю, что крестьяне-староверы были обложены двойной податью, по сравнению с никонианами?
Во многом именно по этой причине они уходили осваивать Сибирь, стремились стать купцами и горнозаводчиками. Горнорудная промышленность Урала и Алтая стремительно поднималась именно благодаря старообрядцам… Что, разве здесь отсутствует «экономический момент» в общегосударственном контексте?
Единый поток старообрядческий почти сразу после Раскола разбился на множество больших рек, малых рек и ручейков. Здесь и «уклоны» различные, и общины староверческие… Есть откровенно архаичные небольшие группы, одиноких и затерянных в тайге людей, сохранивших, тем не менее, искру истинной Веры.
Судьба русского Старобрядчества – это, прежде всего, подвиг истинной Веры, а не «экономическое чудо».
Вместе с тем, несомненным феноменом является то, что крупнейшие московские купцы-«милионщики» и меценаты были именно старообрядцы. Например, Рябушинские.
И потом, откуда этот наветик о, якобы особых способностях староверов в подделке документов и фальшивомонетчества? Подобное надо подкреплять источниками.
17 июля 2014, 13:17
да действительно люди старой веры были трудолюбивы, с целью и основой будущего а посему были раскулачены голытьбой во славу царя и отечества..
ait
27 июня 2014, 19:07
на Снобе недавно выходил большой материал по теме. достаточно глупо тереть все комментарии со ссылками, какой-то бункер тут у вас.
27 июня 2014, 20:25
.
28 июня 2014, 16:32
и уведомлений о комментариях не приходит вообще никаких. зачем так жить? : )
29 июня 2014, 21:39
попробуйте обратиться к администратору
07 июля 2014, 22:52
Старобрядцы и поморы это жалкое подобие евреев, которые несмотря на все запреты и антисемитизм, выбивались в люди и становились самыми коммерчески успешными купцами и латифундистами от Варшавы до Самары
11 июля 2014, 14:25
Сколько видел старообрядцев, никто на жизнь не жаловался. Все в заботе, работе. Многие в бизнесе. Тем не менее, довольно закрытое общество.
17 июля 2014, 13:35
общество, тем более родовое, должно быть закрыто от вируса вражеского.. славяне сделали ошибку приняв христианство(антихриство) как лыковы открылись цивилизации не набрав силы рода.
16 июля 2014, 18:43
Тупее статьи не читал. Противопоставляют христиан и старообрядцев,будто староверы не христиане. До никоновской реформы.проводимой в угоду царизма, все русские были староверы. Срароверы не курят и не пьют, среди них нет наркоманов . Именно благодаря русским старообрядческим общинам в мире очень уважают русских. Зато т.н. православные христиане - сплошь алкаши и грешники.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»