Дураки и деньги
Герман Садулаев

Герман Садулаев

Писатель Герман Садулаев о необходимости культурной контратаки

Пролетарский писатель Максим Горький сочинил пьесу «На дне», в которой обличал российское общество, капитализм и эксплуататорский режим. Для поколения Instagram вынужден сделать сноску: это было не сейчас, а больше ста лет назад, в начале прошлого века. Пьеса Максима Горького с успехом шла на европейских театральных площадках, она принесла русскому пролетарскому писателю международную славу и, что немаловажно, хорошие средства к жизни в Европе, на волшебном острове Капри.

Максим Горький не брал деньги на финансирование своих постановок у царской власти. Наверное, если бы давали он бы не отказался. Если дают, то почему бы не взять деньги, даже у кровавого режима, и направить их на что-то хорошее, на пролетарский театр или на школы для бедных. Но не давали, Горький и не спрашивал и вообще не строил свою бизнес-модель на государственных дотациях. Пролетарский писатель Максим Горький жил на фешенебельном Капри не за счёт бюджета или партийной кассы, а на свои, честно заработанные литературным и драматургическим трудом, причём, большей частью в Европе, деньги. И партийной кассе помогал, и не просил финансирования, а сам финансировал проекты, такие, как Каприйская школа для русских рабочих.

Как это отличается от нынешнего либерального протеста нынешних либеральных художников слова, театральных подмостков и киноленты. У либеральных художников лозунг: лаем на Россию за её же деньги! Средства они предпочитают брать здесь, в России, а купаться в славе желают там, в Европе, и ради этой славы чего только не сделаешь. Антисоветчики и либералы, что в экономике, что в культуре, говорят: каждый должен всего добиться сам, рынок расставит всех по местам, рынок поставит всем оценки, не надо государственного вмешательства, а при советской власти была уравниловка и пропаганда. Однако на поверку все «рыночники» охотно берут деньги у проклинаемого государства, видать, рынок их невысоко оценил. Лозунг «рыночных» творцов: дайте деньги и не спрашивайте, как мы их потратим.

У меня нет вопросов к художникам. Если деньги дают, то почему бы их не взять и не потратить на то, что сам считаешь нужным и правильным. У меня вопросы к государственным органам, которые осуществляют разбазаривание наших, народных средств на либеральные, антироссийские и просто рыночные авангардные проекты. Да и тут ответ уже вызрел: сидит клика чиновников от культуры, тесно попутанная личными и семейными связями с либеральным кланом в искусстве и в уютном кругу распределяет государственные деньги каким надо режиссёрам, театрам, кинофильмам, проектам и фестивалям. Всегда почему-то одним и тем же. Сорока-воровка кашу варила, деток кормила, этот либерал – дала, этот из нашего круга – дала, этот сын того-то и как же ему не дать – дала, а это кто такой и откуда вылез со своим простонародным рылом? – не дала.

Одни дураки, хотя дураки ли, сначала финансируют ненужные проекты, потом другие дураки пытаются спросить, куда же ушли деньги и устраивают дурацкие «маски-шоу», не понимая тонкости предмета. Зачем надо было устраивать обыск у Кирилла Серебренникова дома?  Что они там собирались найти? Не там ищут и не с того конца заходят. А вот что надо было бы, так это посмотреть, почему и зачем наше государство финансирует «Гоголь-центр» Серебренникова, театр «Сатирикон» Райкина-младшего, а особенно – фильмы Михалкова, который очень большой патриот на словах, а в искусстве ведёт себя странно, и фильмы Бондарчука, с его тоже странным отношением к нашей стране и к нашей истории и который делает «коммерческие фильмы для развлечения не обязанные никого ничему учить», но деньги на свои рыночные фильмы почему-то у государства берёт.

А то у художников и близкой к ним общественности регулярная истерика: посягательство на свободу творчества! Когда просят отчитаться по полученным деньгам. Эта проблема легко ведь решается. Не будет денег – не будет и посягательства. Твори, художник. Плати, общественность.

Было бы совсем не жалко, пусть государство финансирует и авангардное искусство, и всяческие творческие эксперименты. Если бы при этом хватало денег на действительно важные, нужные, первоочередные в культуре вещи. Культура безусловно нуждается в государственной поддержке. Культура должна финансироваться государством. Искусство не может существовать на «рыночной» основе. Всё, что нам говорили о «рыночной» экономике и «рыночной» культуре либералы – это ложь. Самые «рыночные» государства щедро финансируют свои культурные проекты, потому что культура – это «мягкая сила» и культура – это более эффективная государственная пропаганда, чем прямые пропагандистские проекты. Но в первую очередь должны поддерживаться те культурные явления, которые способствуют успеху страны внутри себя, в ближайшем окружении и во всём мире.

И здесь мы чудовищно проигрываем основным геополитическим конкурентам. Англия ушла из всех своих бывших колоний. Но ушёл ли хотя бы откуда-нибудь английский язык? Нет. Английский язык остался везде. А, значит, остались и английская литература, культура, цивилизация. Осталось английское, а теперь уже англо-американское влияние. А с нами что делают? Нас выдавливают из бывших республик СССР, где значительная часть населения до сих пор говорит по-русски. Русский язык, литературу, культуру подавляют и запрещают. Мы уже потеряли Украину. И продолжаем терять остальных соседей. Даже в Казахстане демонстративно вводят латиницу, чтобы удалиться от русского мира. И что мы делаем в ответ? Финансируем «Гоголь-центр» и «Сатирикон»? Как они помогут нам вернуть Казахстан?

Принято ругать «Фонд Ельцина», наследие кошмарных реформаторов. Едва ли нужно было в нашей стране, задыхающейся от неравенства, строить шикарный «Ельцин-центр», который напоминает народу, как это неравенство возникло. Но проект «Русская Премия» либерального «Фонда Ельцина» - это самый полезный и самый патриотический проект на всём постсоветском пространстве. Он поддерживает русскую словесность и русскую культуру за рубежом. И ни у каких «патриотических» организаций нет ничего подобного. Дела важнее, чем слова. Иногда конкретные люди делают правильные вещи вопреки парадигме.

Но одной «Русской Премии» мало. Нам нужны десятки премий, фондов, сотни и тысячи проектов по пропаганде русской культуры в странах ближнего и дальнего зарубежья. Зачастую в бывших республиках СССР русские театры, литературные общества, образовательные проекты держатся только на энтузиазме местных любителей русской культуры. Они стараются, они искренние, но что они могут сделать в противостоянии с пропагандистскими машинами своих государств, подзуживаемыми нашими геополитическими соперниками, стремящимися изничтожить всё русское? Надо им помочь, надо поддержать их. В каждом большом городе ближнего зарубежья должно быть три русских театра, а в малых – по одному. Везде должны быть бесплатные курсы русского языка. Кружки изучения русской литературы. И так далее.

Дорогие российские власти. Если наши мэтры готовы на такую подвижническую работу, то им в этом надо помочь. Подсказать дорогу. Неважно, «либерал» он или «патриот», все мы патриоты русской культуры, если творим в пространстве русского языка, русского мира. И найдите новых людей, возьмите новых людей, они есть, честные, энтузиасты. Помогите им. Мы обязаны сделать рывок, подняться в контратаку, защищая свой мир. Только не делайте как обычно. Не ставьте своих племянников и «проверенных» чиновников-с-хорошими-лицами на фонды и проекты, чтобы они не поделили, как обычно, государственные силы и средства между «своими», всегда теми же самыми. Если так, то усилия уйдут в песок. Поймите, наконец, наш мир в опасности. Зима близко. Орки и гоблины у ворот. 

«Группам смерти» вынесли вердикт Далее в рубрике «Группам смерти» вынесли вердиктКакие меры предпринимаются, чтобы предотвратить пропаганду детских самоубийств по Интернету Читайте в рубрике «Культура» Зима близкоАвтор «Песни льда и пламени» впервые приехал в Россию и встретился с журналистами Зима близко

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»