Новости – Общество
Общество
Дураки и деньги
Герман Садулаев
Писатель Герман Садулаев о необходимости культурной контратаки
26 мая, 2017 15:30
3 мин
Пролетарский писатель Максим Горький сочинил пьесу «На дне», в которой обличал российское общество, капитализм и эксплуататорский режим. Для поколения Instagram вынужден сделать сноску: это было не сейчас, а больше ста лет назад, в начале прошлого века. Пьеса Максима Горького с успехом шла на европейских театральных площадках, она принесла русскому пролетарскому писателю международную славу и, что немаловажно, хорошие средства к жизни в Европе, на волшебном острове Капри.
Максим Горький не брал деньги на финансирование своих постановок у царской власти. Наверное, если бы давали он бы не отказался. Если дают, то почему бы не взять деньги, даже у кровавого режима, и направить их на что-то хорошее, на пролетарский театр или на школы для бедных. Но не давали, Горький и не спрашивал и вообще не строил свою бизнес-модель на государственных дотациях. Пролетарский писатель Максим Горький жил на фешенебельном Капри не за счёт бюджета или партийной кассы, а на свои, честно заработанные литературным и драматургическим трудом, причём, большей частью в Европе, деньги. И партийной кассе помогал, и не просил финансирования, а сам финансировал проекты, такие, как Каприйская школа для русских рабочих.
Как это отличается от нынешнего либерального протеста нынешних либеральных художников слова, театральных подмостков и киноленты. У либеральных художников лозунг: лаем на Россию за её же деньги! Средства они предпочитают брать здесь, в России, а купаться в славе желают там, в Европе, и ради этой славы чего только не сделаешь. Антисоветчики и либералы, что в экономике, что в культуре, говорят: каждый должен всего добиться сам, рынок расставит всех по местам, рынок поставит всем оценки, не надо государственного вмешательства, а при советской власти была уравниловка и пропаганда. Однако на поверку все «рыночники» охотно берут деньги у проклинаемого государства, видать, рынок их невысоко оценил. Лозунг «рыночных» творцов: дайте деньги и не спрашивайте, как мы их потратим.
У меня нет вопросов к художникам. Если деньги дают, то почему бы их не взять и не потратить на то, что сам считаешь нужным и правильным. У меня вопросы к государственным органам, которые осуществляют разбазаривание наших, народных средств на либеральные, антироссийские и просто рыночные авангардные проекты. Да и тут ответ уже вызрел: сидит клика чиновников от культуры, тесно попутанная личными и семейными связями с либеральным кланом в искусстве и в уютном кругу распределяет государственные деньги каким надо режиссёрам, театрам, кинофильмам, проектам и фестивалям. Всегда почему-то одним и тем же. Сорока-воровка кашу варила, деток кормила, этот либерал – дала, этот из нашего круга – дала, этот сын того-то и как же ему не дать – дала, а это кто такой и откуда вылез со своим простонародным рылом? – не дала.
Одни дураки, хотя дураки ли, сначала финансируют ненужные проекты, потом другие дураки пытаются спросить, куда же ушли деньги и устраивают дурацкие «маски-шоу», не понимая тонкости предмета. Зачем надо было устраивать обыск у Кирилла Серебренникова дома? Что они там собирались найти? Не там ищут и не с того конца заходят. А вот что надо было бы, так это посмотреть, почему и зачем наше государство финансирует «Гоголь-центр» Серебренникова, театр «Сатирикон» Райкина-младшего, а особенно – фильмы Михалкова, который очень большой патриот на словах, а в искусстве ведёт себя странно, и фильмы Бондарчука, с его тоже странным отношением к нашей стране и к нашей истории и который делает «коммерческие фильмы для развлечения не обязанные никого ничему учить», но деньги на свои рыночные фильмы почему-то у государства берёт.
А то у художников и близкой к ним общественности регулярная истерика: посягательство на свободу творчества! Когда просят отчитаться по полученным деньгам. Эта проблема легко ведь решается. Не будет денег – не будет и посягательства. Твори, художник. Плати, общественность.
Было бы совсем не жалко, пусть государство финансирует и авангардное искусство, и всяческие творческие эксперименты. Если бы при этом хватало денег на действительно важные, нужные, первоочередные в культуре вещи. Культура безусловно нуждается в государственной поддержке. Культура должна финансироваться государством. Искусство не может существовать на «рыночной» основе. Всё, что нам говорили о «рыночной» экономике и «рыночной» культуре либералы – это ложь. Самые «рыночные» государства щедро финансируют свои культурные проекты, потому что культура – это «мягкая сила» и культура – это более эффективная государственная пропаганда, чем прямые пропагандистские проекты. Но в первую очередь должны поддерживаться те культурные явления, которые способствуют успеху страны внутри себя, в ближайшем окружении и во всём мире.
И здесь мы чудовищно проигрываем основным геополитическим конкурентам. Англия ушла из всех своих бывших колоний. Но ушёл ли хотя бы откуда-нибудь английский язык? Нет. Английский язык остался везде. А, значит, остались и английская литература, культура, цивилизация. Осталось английское, а теперь уже англо-американское влияние. А с нами что делают? Нас выдавливают из бывших республик СССР, где значительная часть населения до сих пор говорит по-русски. Русский язык, литературу, культуру подавляют и запрещают. Мы уже потеряли Украину. И продолжаем терять остальных соседей. Даже в Казахстане демонстративно вводят латиницу, чтобы удалиться от русского мира. И что мы делаем в ответ? Финансируем «Гоголь-центр» и «Сатирикон»? Как они помогут нам вернуть Казахстан?
Принято ругать «Фонд Ельцина», наследие кошмарных реформаторов. Едва ли нужно было в нашей стране, задыхающейся от неравенства, строить шикарный «Ельцин-центр», который напоминает народу, как это неравенство возникло. Но проект «Русская Премия» либерального «Фонда Ельцина» - это самый полезный и самый патриотический проект на всём постсоветском пространстве. Он поддерживает русскую словесность и русскую культуру за рубежом. И ни у каких «патриотических» организаций нет ничего подобного. Дела важнее, чем слова. Иногда конкретные люди делают правильные вещи вопреки парадигме.
Но одной «Русской Премии» мало. Нам нужны десятки премий, фондов, сотни и тысячи проектов по пропаганде русской культуры в странах ближнего и дальнего зарубежья. Зачастую в бывших республиках СССР русские театры, литературные общества, образовательные проекты держатся только на энтузиазме местных любителей русской культуры. Они стараются, они искренние, но что они могут сделать в противостоянии с пропагандистскими машинами своих государств, подзуживаемыми нашими геополитическими соперниками, стремящимися изничтожить всё русское? Надо им помочь, надо поддержать их. В каждом большом городе ближнего зарубежья должно быть три русских театра, а в малых – по одному. Везде должны быть бесплатные курсы русского языка. Кружки изучения русской литературы. И так далее.
Дорогие российские власти. Если наши мэтры готовы на такую подвижническую работу, то им в этом надо помочь. Подсказать дорогу. Неважно, «либерал» он или «патриот», все мы патриоты русской культуры, если творим в пространстве русского языка, русского мира. И найдите новых людей, возьмите новых людей, они есть, честные, энтузиасты. Помогите им. Мы обязаны сделать рывок, подняться в контратаку, защищая свой мир. Только не делайте как обычно. Не ставьте своих племянников и «проверенных» чиновников-с-хорошими-лицами на фонды и проекты, чтобы они не поделили, как обычно, государственные силы и средства между «своими», всегда теми же самыми. Если так, то усилия уйдут в песок. Поймите, наконец, наш мир в опасности. Зима близко. Орки и гоблины у ворот.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости