Новости – Общество
Общество
Духовный подвиг отроковицы
Преподобная Марфа носит камни для строительства храма. Настенная роспись Казанской церкви Дивеевской обители. Источник: canonization.l-up.org
3 сентября — день памяти преподобной Марфы Дивеевской
3 сентября, 2015 07:00
6 мин
3 сентября Русская православная церковь отмечает день памяти преподобной схимонахини Марфы Дивеевской, в миру — Марии Степановны Милюковой. В возрасте 13 лет она пришла к Серафиму Саровскому и помогала преподобному обустраивать Дивеевскую девичью общину. Преподобный сразу увидел в юной отроковице сосуд благодати Божией и впоследствии очень почитал ее.
Известно о Марфе немногое. До своей ранней кончины она успела пробыть в Дивеево только шесть лет, умерла Марфа 21 августа (3 сентября по новому стилю) 1829 года, ей было всего 19 лет. Перед кончиной она приняла схимнический постриг. По свидетельству современников, Марфа была высокой и красивой девушкой, у нее были белое и свежее лицо, голубые глаза и светло-русые волосы и брови. Серафим Саровский, обладая даром предвидения, знал о том, что Марфе суждено рано отойти в мир иной. Преподобный очень переживал о ее кончине и повелел похоронить Марфу в дубовом гробу, который сделал своими руками. Предвидел он и то, что со временем за свое благочестие и угождение Господу Марфа удостоится нетления. Почитание Марфы началось еще по наставлениям Серафима Саровского. Обретение же мощей преподобной Марфы состоялось в 2000 году. В 2004 году Марфа вместе с двумя другими дивеевскими подвижницами была причислена к лику святых.
Четвертый удел Богородицы
Дивеевский женский монастырь — особое место для православных. Считается, что это один из четырех земных уделов Пресвятой Богородицы — после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры. Покровитель этой обители преподобный Серафим Саровский считал эти земли святыми и говорил, что в конце времен всего четыре церкви будут взяты на небо целиком, включая Казанскую церковь в Дивееве.
Саровская пустынь издавна считалась одним из духовных центров Руси. С середины XVII века в этих местах селились монахи и рассказывали о необыкновенных чудесах: сиянии, колокольном звоне, доносившемся из-под земли. В самом конце XIX века в селе Дивеево, что недалеко от Сарова, появится женская обитель, а в самом Сарове чуть позже — мужская. Впоследствии это место назовут «академией монашества», однако в самом Дивеево так было не всегда. Село в те времена вряд ли можно было назвать подходящим для жизни монахинь. В этих местах работали шахты и заводы по обработке руды. Село было оживленным, постоянный шум от большого числа рабочих придавал местности особый характер, мужики часто выпивали после работы и дрались. Возможно, Богоматерь не случайно являлась Серафиму Саровскому в видениях и просила заботиться о женской обители: преподобный Серафим в то время монашествовал, но жил вдали от людей в небольшой лесной избушке, с посетителями общался мало, а лиц женского пола старался вообще не принимать. Но, подчинившись воле Богородицы, Серафим вышел из затвора и открыл двери своей кельи для всех входящих.
«Я укажу тебе другое место»
Во всех делах, касающихся обители, Серафим Саровский полагался на Божий промысел. В Дивеево на тот момент существовала одна женская община: Казанская, где в основном были вдовствующие монахини. Серафим хлопотал о смягчении монашеского устава обители: даже ему этот устав казался слишком жестким, однако начальница общины Ксения не соглашалась. Число сестер в общине росло, и требовалось увеличить владения; к тому же Серафим Саровский считал, что девиц, приходивших в обитель, не следует селить вместе с вдовами. В 1825 году отцу Серафиму в лесной чаще явилась Богородица в сопровождении двух апостолов и, ударив жезлом по земле так, что из нее забил источник, сказала ему: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафьи — монахини Александры? Ксению с сестрами ее оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить ее: ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве: и на нем устрой эту обетованную Мною обитель Мою. А в память обетования, ей данного Мною, возьми с места кончины ее из общины Ксении восемь сестер». И сказала ему по именам, которых именно взять, а место указала на востоке, на задах села Дивеево, против алтаря церкви Казанского явления Своего.
Схимонахиня Марфа. Источник: alchevskpravoslavniy.ru
Спустя две недели к Серафиму придут девочки: две любимые им дивеевские сестры Прасковья Семеновна и отроковица Мария Семеновна. Он сразу узнал в них тех самых сестер, о которых сказала ему Богоматерь. Серафим отвел их в дальнюю келью, подал девочкам восковые свечи, а сам встал на молитву. Так они и стояли больше часа с зажженными свечами, а преподобный Серафим молился, стоя посередине. Чуть позже для второй обители, созданной для девиц, была построена мельница — с тем, чтобы обитель сама могла себя содержать. Ее так и назвали: Мельничной обителью. Позже Прасковья Семеновна была назначена первой старшей этой Дивеевской обители, а Мария Семеновна, впоследствии Марфа, стала начальницей над всеми дивеевскими сиротами в обители Божией Матери. Сам Серафим Саровский говорил об этом так: «У Господа 12 апостолов, у Царицы Небесной 12 дев, так и вас 12 у меня. Как Господь избрал Екатерину мученицу Себе в невесты, так и я из 12 дев избрал себе в невесты в будущем — Марию. И там она над вами будет старшей!»
Трудами и чистым сердцем
Марфа была родом из бедной семьи государственных крестьян. Оставшись сиротой в раннем возрасте, она вела подвижническую жизнь при Дивеевской обители. Девочка много молилась, отличалась смиренным, кротким нравом и была немногословной. Серафим Саровский очень любил ее, посвящал в свои пророчества и давал указания не говорить о них до времени. Как-то раз батюшка сказал девушке: «Убогий Серафим мог бы обогатить вас, но это не полезно вам, мог бы и золу превратить в злато, но не хочу. У вас многое не умножится, а малое не умалится. В последнее же время будет у вас изобилие во всем, но тогда уже будет всему конец». И правда: уже позже, перед разорением монастыря в 1917 году, хозяйственные дела в обители были устроены очень хорошо.
Вместе с другими сестрами Марфа помогала преподобному Серафиму в устроении новой общины: заготавливала лес для мельницы и камни для строительства церкви. Это была тяжелая работа, батюшка Серафим оживлял, подкреплял их и от всего спасал благодатью Божьей. Дошедшие до нас рассказы некоторых из дивеевских сирот, записанные их современниками, ярко обрисовывают святую жизнь всей Дивеевской обители и самих отроковиц, принявших, по молитвам великого подвижника отца Серафима, Царствие Небесное внутрь себя с детской простотой.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости