Новости – Общество
Общество
«Духовная музыка очищает душу»
Главное назначение хора — участие в богослужении и сопровождение архиерея в миссионерских поездках, а концертная программа как дополнение. Фото: из архива коллектива
Участники архиерейского хора Саратовской митрополии — о своем репертуаре и о том, нужна ли православным певцам популярность наравне с эстрадными исполнителями
14 февраля, 2016 13:00
8 мин
Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии существует уже 13 лет. Коллектив часто выезжает на гастроли по разным городам России, в программе выступления духовная музыка гармонично сочетается с народной. В минувшем году хор выступал в Саратове, Тольятти, Самаре, Пензе, три концерта прошли в Москве. А недавно коллектив стал победителем первого международного интернет-конкурса «PLAY» (Arts Web Contest). За исполнение «Вечерней песни» С.И. Танеева получили сертификат I степени в категории «Вокальное творчество». Судьями в данном случае выступили интернет-пользователи. РП встретилась с основными действующими лицами коллектива и узнала, трудно ли православным исполнителям добиться популярности.
Кричать «бис» — разрешается
Один из солистов и директор коллектива Иван Козлов, а также хормейстер Виолетта Мальцева искренне радуются общей победе на конкурсе «PLAY» и абсолютно уверены: их хор покажет себя достойно на любых творческих состязаниях.
— А можно ли представить кого-то из ваших солистов на месте иеромонаха Фотия, который победил в популярном телешоу «Голос»?
— У нас большая половина состава могла бы принять участие в этом проекте, — восклицают в два голоса Иван и Виолетта, добавляя, что с удовольствием показали бы себя, к примеру, на «Битве хоров». Жаль, что по правилам шоу готовые, спетые коллективы в нее не допускаются.
Сегодня в архиерейском мужском хоре Саратовской митрополии поют 25 человек. За 13 лет существования коллектива его школу прошли десятки вокалистов: студенты Саратовской консерватории, преподаватели, духовенство епархии. Кое-кто из молодежи потом выбился в театральные солисты, в том числе московских трупп. Есть и такие, что стали руководителями церковных хоров. Формально присоединиться к этому хору может любой желающий, ведь традиция церковных песнопений зародилась в среде паствы, обычных прихожан, которые пели, как могли. Но с тех пор этот жанр стал поистине явлением искусства. Именно поэтому большая часть хористов имеет музыкальное образование.
— Это очень облегчает работу во время разучивания произведения, — объясняет Виолетта, — гораздо проще работать с певцами, которые могут прочитать нотный материал. В хоре есть люди, не знающие нот, в частности, студенты саратовской семинарии. Однако у них есть огромное желание и потенциал, поэтому с ними работают.
— Может ли стать участником хора, к примеру, атеист или католик?
— Теоретически, да, вполне, — подключается к беседе Иван, — сейчас у нас поют люди, которые считают себя православными христианами, однако никто не ставит такое условие обязательным. И все же наше главное назначение — это участие в богослужении и сопровождение архиерея в миссионерских поездках. Так что, мы работаем в очень плотном графике. Иногда приходится выезжать ночью. А петь рано утром, не выспавшись, да еще исполнять сложные произведения — это, знаете ли, не каждый выдержит. Поэтому тем, кто относится к работе без души, трудно в таком режиме, они, как правило, не задерживаются.
Хормейстер Виолетта Мальцева
Хормейстер Виолетта Мальцева. Фото: из архива коллектива
Своеобразие этого коллектива — в стилевой универсальности: помимо выполнения своей основной задачи, хор активно концертитует. И на этих выступлениях звучит, в том числе, светская музыка: обработки народных песен, сочинения классиков, песни советских композиторов, романсы. Саратовская публика уже знает, что второе отделение будет «легким», несколько непривычным для церковного хора в его традиционном понимании. На вопрос, не хотят ли они разучить несколько мировых хитов и исполнить их в стиле церковных песнопений, как это делает известный немецкий коллектив Gregorian, имитирующий григорианские распевы, Виолетта, смеясь, ответила, что так свою публику они еще удивлять не пробовали: есть сомнения, что аудитория примет и поймет подобный эксперимент.
– Она настолько консервативна? Наверное, в основном, люди в возрасте?
– Вовсе нет! Публика достаточно разнообразная. Молодежи очень много. Иногда рассматриваем фото с концертов и видим, что люди стоят в проходах, именно, молодые люди. И ценители духовной и хоровой музыки стремятся попасть на наш концерт. Причем это необязательно знатоки или те, кто часто посещает храм. Иногда зрители даже заранее просят исполнить то или иное произведение, и мы, как правило, идем на встречу.
– На концерте церковного хора для публики действуют какие-то особые правила? Можно ли дарить цветы, кричать «бис»?
– Правила такие же, как на любом классическом концерте: можно аплодировать, кричать «браво» и «бис», дарить цветы. Но только не во время исполнения музыкального цикла, впрочем, саратовцам это хорошо известно.
Готовы выступить в «Олимпийском»
На момент создания коллектива, который получил благословение митрополита Лонгина, смешанных хоров в Саратове было немало. А мужские и тогда, и сейчас считаются редкостью. Для такого хора требуется высокий профессионализм — партия для теноров и басов в смешанных коллективах проще, основная нагрузка ложится на высокие женские голоса.
– Женщины в церковный хор попали только в начале XX века, традиционно в православных храмах пели только мужчины, — поясняет Виолетта Мальцева. — Звучание мужского хора, если рассматривать с музыкально-эстетической точки зрения, гораздо благороднее смешанного. Это бархатные басы, прозрачные фальцетные тенора, которые могут петь и в женской тесситуре, но звучат совершенно по-другому. Мужской хор — это такие краски, которые, к сожалению, сегодня в хоровой музыке редко услышишь. Но здесь есть сложность: большинство классических духовных произведений написано для смешанного состава, так что, приходится обращаться к переложениям.
– А то, что звучит во втором отделении вашей программы, как правило, оригинальной или современной обработки?
– Народные песни, популярные мелодии мы в основном берем в современных аранжировках московских авторов. Однако иногда обработки делает и наш регент Александр Занорин, например, для «Марша монтажников» Щедрина или украинской народной песни «Ніч яка місячна». И они очень гармонично вошли в программу. Кроме того, мы сейчас активно включаем в репертуар произведения современных авторов: Ю. Фалика, Г. Свиридова, В. Калистратова, М. Гоголина, написанные на духовную тематику именно для мужских хоров. К сожалению, их немного.
— Виолетта, а что это вообще за жанр — духовная музыка? Есть ли всеобъемлющее определение?
— Духовная музыка — та, которая меняет что-то в человеке, может наставить на правильный путь. Часто люди на концертах плачут именно после исполнения духовной музыки — это, видимо, и есть очищение. Музыка влияет на человека, на развитие его души. Зрители чувствуют себя по-другому, выходя с концерта. Однажды, после одного из наших выступлений, ко мне подошла моя мама, вся в слезах, и долго не могла ничего сказать. Спрашиваю, мама, что с тобой? И слышу в ответ: «Это потрясающе».
Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии репетирует 2-3 раза в неделю в среднем по 2,5 часа, новая концертная программа рождается через пару-тройку месяцев такой напряженной работы. Сейчас в творческом багаже коллектива — около 4-5 самостоятельных программ. В минувшем году хор выступал в Саратове, Тольятти, Самаре, Пензе. Три концерта прошли в Москве, в музее Глинки. В основном, выступать приходится в залах на 300-400 мест, иногда на 600.
— Вы, наверное, предпочитаете сравнительно небольшие залы, ведь духовная музыка требует определенной атмосферы?
— Атмосферу можно создать в любом зале, — считает Виолетта, — хоть в «Олимпийском». Мы были бы только рады такому опыту!
Согласно православному канону церковный хор поет а капелла, без инструментального сопровождения. И это лишь усложняет творческую задачу: исполнение должно быть поистине филигранным, ведь зритель с музыкальным слухом моментально отметит любую погрешность в интонировании. Однако хор Саратовской митрополии не пасует перед сложностями: высокий уровень вокального мастерства достигается упорной работой, как, впрочем, в любой другой профессии. И как тут не вспомнить о том, что труд в православии — одна из основополагающих ценностей и добродетелей.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости