«Духовная музыка очищает душу»
Главное назначение хора — участие в богослужении и сопровождение архиерея в миссионерских поездках, а концертная программа как дополнение. Фото: из архива коллектива

Главное назначение хора — участие в богослужении и сопровождение архиерея в миссионерских поездках, а концертная программа как дополнение. Фото: из архива коллектива

Участники архиерейского хора Саратовской митрополии — о своем репертуаре и о том, нужна ли православным певцам популярность наравне с эстрадными исполнителями

Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии существует уже 13 лет. Коллектив часто выезжает на гастроли по разным городам России, в программе выступления духовная музыка гармонично сочетается с народной. В минувшем году хор выступал в Саратове, Тольятти, Самаре, Пензе, три концерта прошли в Москве. А недавно коллектив стал победителем первого международного интернет-конкурса «PLAY» (Arts Web Contest). За исполнение «Вечерней песни» С.И. Танеева получили сертификат I степени в категории «Вокальное творчество». Судьями в данном случае выступили интернет-пользователи. РП встретилась с основными действующими лицами коллектива и узнала, трудно ли православным исполнителям добиться популярности.

Кричать «бис» — разрешается

Один из солистов и директор коллектива Иван Козлов, а также хормейстер Виолетта Мальцева искренне радуются общей победе на конкурсе «PLAY» и абсолютно уверены: их хор покажет себя достойно на любых творческих состязаниях.

— А можно ли представить кого-то из ваших солистов на месте иеромонаха Фотия, который победил в популярном телешоу «Голос»?

— У нас большая половина состава могла бы принять участие в этом проекте, — восклицают в два голоса Иван и Виолетта, добавляя, что с удовольствием показали бы себя, к примеру, на «Битве хоров». Жаль, что по правилам шоу готовые, спетые коллективы в нее не допускаются.

Сегодня в архиерейском мужском хоре Саратовской митрополии поют 25 человек. За 13 лет существования коллектива его школу прошли десятки вокалистов: студенты Саратовской консерватории, преподаватели, духовенство епархии. Кое-кто из молодежи потом выбился в театральные солисты, в том числе московских трупп. Есть и такие, что стали руководителями церковных хоров. Формально присоединиться к этому хору может любой желающий, ведь традиция церковных песнопений зародилась в среде паствы, обычных прихожан, которые пели, как могли. Но с тех пор этот жанр стал поистине явлением искусства. Именно поэтому большая часть хористов имеет музыкальное образование.

— Это очень облегчает работу во время разучивания произведения, — объясняет Виолетта, — гораздо проще работать с певцами, которые могут прочитать нотный материал. В хоре есть люди, не знающие нот, в частности, студенты саратовской семинарии. Однако у них есть огромное желание и потенциал, поэтому с ними работают.

— Может ли стать участником хора, к примеру, атеист или католик?

—  Теоретически, да, вполне, — подключается к беседе Иван, — сейчас у нас поют люди, которые считают себя православными христианами, однако никто не ставит такое условие обязательным. И все же наше главное назначение — это участие в богослужении и сопровождение архиерея в миссионерских поездках. Так что, мы работаем в очень плотном графике. Иногда приходится выезжать ночью. А петь рано утром, не выспавшись, да еще исполнять сложные произведения — это, знаете ли, не каждый выдержит. Поэтому тем, кто относится к работе без души, трудно в таком режиме, они, как правило, не задерживаются.

Хормейстер Виолетта Мальцева

Хормейстер Виолетта Мальцева. Фото: из архива коллектива

Своеобразие этого коллектива — в стилевой универсальности: помимо выполнения своей основной задачи, хор активно концертитует. И на этих выступлениях звучит, в том числе, светская музыка: обработки народных песен, сочинения классиков, песни советских композиторов, романсы. Саратовская публика уже знает, что второе отделение будет «легким», несколько непривычным для церковного хора в его традиционном понимании. На вопрос, не хотят ли они разучить несколько мировых хитов и исполнить их в стиле церковных песнопений, как это делает известный немецкий коллектив Gregorian, имитирующий григорианские распевы, Виолетта, смеясь, ответила, что так свою публику они еще удивлять не пробовали: есть сомнения, что аудитория примет и поймет подобный эксперимент.

– Она настолько консервативна? Наверное, в основном, люди в возрасте?

– Вовсе нет! Публика достаточно разнообразная. Молодежи очень много. Иногда рассматриваем фото с концертов и видим, что люди стоят в проходах, именно, молодые люди. И ценители духовной и хоровой музыки стремятся попасть на наш концерт. Причем это необязательно знатоки или те, кто часто посещает храм. Иногда зрители даже заранее просят исполнить то или иное произведение, и мы, как правило, идем на встречу.

– На концерте церковного хора для публики действуют какие-то особые правила? Можно ли дарить цветы, кричать «бис»?

– Правила такие же, как на любом классическом концерте: можно аплодировать, кричать «браво» и «бис», дарить цветы. Но только не во время исполнения музыкального цикла, впрочем, саратовцам это хорошо известно.

Готовы выступить в «Олимпийском»

На момент создания коллектива, который получил благословение митрополита Лонгина, смешанных хоров в Саратове было немало. А мужские и тогда, и сейчас считаются редкостью. Для такого хора требуется высокий профессионализм — партия для теноров и басов в смешанных коллективах проще, основная нагрузка ложится на высокие женские голоса.

– Женщины в церковный хор попали только в начале XX века, традиционно в православных храмах пели только мужчины, — поясняет Виолетта Мальцева. — Звучание мужского хора, если рассматривать с музыкально-эстетической точки зрения, гораздо благороднее смешанного. Это бархатные басы, прозрачные фальцетные тенора, которые могут петь и в женской тесситуре, но звучат совершенно по-другому. Мужской хор — это такие краски, которые, к сожалению, сегодня в хоровой музыке редко услышишь. Но здесь есть сложность: большинство классических духовных произведений написано для смешанного состава, так что, приходится обращаться к переложениям.

– А то, что звучит во втором отделении вашей программы, как правило, оригинальной или современной обработки?

– Народные песни, популярные мелодии мы в основном берем в современных аранжировках московских авторов. Однако иногда обработки делает и наш регент Александр Занорин, например, для «Марша монтажников» Щедрина или украинской народной песни «Ніч яка місячна». И они очень гармонично вошли в программу. Кроме того, мы сейчас активно включаем в репертуар произведения современных авторов: Ю. Фалика, Г. Свиридова, В. Калистратова, М. Гоголина, написанные на духовную тематику именно для мужских хоров. К сожалению, их немного.

— Виолетта, а что это вообще за жанр — духовная музыка? Есть ли всеобъемлющее определение?

— Духовная музыка — та, которая меняет что-то в человеке, может наставить на правильный путь. Часто люди на концертах плачут именно после исполнения духовной музыки — это, видимо, и есть очищение. Музыка влияет на человека, на развитие его души. Зрители чувствуют себя по-другому, выходя с концерта. Однажды, после одного из наших выступлений, ко мне подошла моя мама, вся в слезах, и долго не могла ничего сказать. Спрашиваю, мама, что с тобой? И слышу в ответ: «Это потрясающе».

Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии репетирует 2-3 раза в неделю в среднем по 2,5 часа, новая концертная программа рождается через пару-тройку месяцев такой напряженной работы. Сейчас в творческом багаже коллектива — около 4-5 самостоятельных программ. В минувшем году хор выступал в Саратове, Тольятти, Самаре, Пензе. Три концерта прошли в Москве, в музее Глинки. В основном, выступать приходится в залах на 300-400 мест, иногда на 600.

— Вы, наверное, предпочитаете сравнительно небольшие залы, ведь духовная музыка требует определенной атмосферы?

— Атмосферу можно создать в любом зале, — считает Виолетта, — хоть в «Олимпийском». Мы были бы только рады такому опыту!

Согласно православному канону церковный хор поет а капелла, без инструментального сопровождения. И это лишь усложняет творческую задачу: исполнение должно быть поистине филигранным, ведь зритель с музыкальным слухом моментально отметит любую погрешность в интонировании. Однако хор Саратовской митрополии не пасует перед сложностями: высокий уровень вокального мастерства достигается упорной работой, как, впрочем, в любой другой профессии. И как тут не вспомнить о том, что труд в православии — одна из основополагающих ценностей и добродетелей.

«Крайне редко такие проекты оживают» Далее в рубрике «Крайне редко такие проекты оживают»С затопленного почти 100 лет назад в Новороссийске линкора подняли телефон «Сименс» и розетку «Эриксон»

Комментарии

14 февраля 2016, 14:00
Какая замечательная у них хормейстерша, однако, повезло мужикам... А с другой стороны - наверное сложно в её присутствии концентрироваться исключительно "на духовном"... )
14 февраля 2016, 22:42
Ребята молодцы, а Виолетта Мальцева прекрасна!
16 февраля 2016, 00:31
Никак не пойму, что же в них такого особенного и уникального. Ведь в каждом крупном городе, тем более где есть консерватории или музыкальные училища, есть такие коллективы и даже не по одному. Это прекрасные и очень нужные городу профессионалы, которые поют во всех церквях и на них зачастую все и держится.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»