Новости – Люди
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
Люди
Дорогой, я дома!
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/52/104/040316_kirov_620.jpg)
Фото: Михаил Почуев/ТАСС
Почему в России женщина-кормилец — это опора семьи, а не повод для развода
8 марта, 2016 15:00
7 мин
Каждый четвертый мужчина в России готов взять на себя домашние обязанности.
Портал Superjob провел исследование среди 1,6 тыс. женатых мужчин из 220 населенных пунктов страны. На вопрос: «Готовы ли вы оставить работу и заняться домашним хозяйством, если заработок вашей жены будет покрывать все расходы семьи?» — 26% респондентов ответили положительно.
Специалисты Фонда социального страхования РФ констатируют: в России все больше мужчин уходят с работы в отпуск по уходу за ребенком.
В то же время число женщин с заработком существенно выше среднего уровня дохода неуклонно увеличивается. Россия уже заняла первое место в мире по доле женщин-руководителей в сфере бизнеса. 43% топ-менеджмента российских компаний — дамы. Это самый высокий показатель в мире, почти вдвое выше среднего, сообщается в исследовании международной организации Grant Thornton International. В Кировской области женщины руководят 30% организаций.
«Русская планета» выяснила, почему в российских семьях женщины все чаще тягаются с мужьями в размере зарплат и как это отразится на традиционной российской модели семьи.
Нетрадиционные ценности
Большинство социологов видят причину смены гендерных ролей в семье в том, что начиная с 90-х годов прошлого века Россия стала активно интегрироваться в глобальное пространство.
Современная западная система ценностей лояльна к повторным, «пробным» и однополым бракам, разводам, материнству вне брака и прочим явлениям, которые не принимало традиционное общество. Она также предполагает, что жена вовсе не обязана исполнять роль домохозяйки, имеет право ставить семью далеко не на первое место и заниматься карьерой или самореализацией.
«Для того чтобы женщина в браке могла работать с полной отдачей, в постиндустриальном обществе создана особая сфера услуг, представители которой готовы взять на себя женские функции в семье, — объясняет корреспонденту РП кандидат социологических наук Вадим Мошницкий. — Няни, гувернантки, домработницы, повара, службы клининга справятся с уходом за ребенком и домашней работой ничуть не хуже, чем с ними справлялась женщина-домохозяйка. Поэтому женщина получает возможность полностью сосредоточиться на работе. Закономерно, что многие бизнес-леди, освобожденные от повседневных рутинных обязанностей, становятся не менее успешными, чем мужчины».
Мать во главе семьи
Некоторые отечественные исследователи полагают, что к такой «смене лидеров» привел весь XX век.
До конца XIX века в крестьянской, рабочей и мещанской среде семья, лишившаяся кормильца, то есть отца и мужа, была обречена на нищету. Женщине оставалось уповать исключительно на помощь родственников — иначе и она, и ее дети шли по миру. Но в начале XX века женщинам дали возможность получать работу, приносившую доход, сопоставимый с доходом мужчины. Затем для матерей-одиночек начали создавать целую систему социальных гарантий и бонусов, обеспечивающую возможность растить детей без отца. Экономические причины, гарантировавшие прочность брака, стали исчезать.
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/userfiles4/!_2016/03_March_2016/040316_kirov_600.jpg)
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
«Давайте вспомним, что происходило в России на протяжении XX века и особенно первой его половины, — предлагает РП кандидат социологических наук Сергей Меркушев. — 1910–1920-е годы — Первая мировая война, революция и Гражданская война. 1930-е — голод и волна репрессий. 1940-е — Великая Отечественная война и послевоенная разруха. 60–70-е — распространение массового алкоголизма. 80–90-е — смена общественного строя и передел собственности. Жертвами всех этих событий становились в первую очередь мужчины. Всего за век количество неполных семей возросло даже не в десятки, а в сотни раз. Четыре поколения россиян выросли фактически без отцов. Они привыкли видеть, что роль кормильца и защитника семьи выполняют матери, которые были вынуждены взять на себя эти ранее мужские функции. Образ семьи с женщиной во главе стал для этих поколений базовым, по нему они начали выстраивать и собственную семейную жизнь».
В результате мальчики, выросшие в неполных семьях, с не возможной ранее легкостью стали уступать супругам роль главы семейства. А женщины, которые видели, как их матери несут на себе весь груз ответственности и проблем, стали принимать на себя эту роль, даже если не хотели делать этого осознанно.
Нормальная русская женщина
По словам психолога Романа Ольшевского и данным европейского Института общественных исследований, в семьях, где жены зарабатывают больше мужей, мужчины выбирают один из двух сценариев. Первый — смиряются с радикальным изменением своей роли в семье и берут на себя домашние заботы. Примерно в 20% европейских семей мужчина выступает исключительно в роли домохозяина. Однако чаще события развиваются по второму сценарию: мужчины начинают практиковать внебрачные связи, забрасывают семейные дела и страдают от депрессии.
«Женщины — кормилицы семьи, воспитывая своих сыновей, чаще всего превращают их в мужчин с мягким характером, и те привыкают подчиняться властной руке матери, — говорит Ольшевский. — Подавление самостоятельности, гиперопека — вот с чем чаще всего сталкиваются и отцы, и дети в семьях, где главой является мать».
Но с этой точкой зрения не согласна психолог Ольга Серкова. «Покажите мне хотя бы одно исследование, которое было бы проведено в России и показало, что по мере усиления позиции женщин в семье растет число разводов, — возмущается она в разговоре с корреспондентом "Русской планеты". — Я не стану оспаривать данные исследований, проведенных на Западе. Но буду до последнего отстаивать, что в России результаты были бы иными. Даже когда традиционная модель семьи была доминирующей, ее основой всегда была женщина. Мужчину забривали в рекруты на 25 лет — она брала на себя все хозяйство. Мужчины отправлялись на заработки или уходили в тайгу охотиться на полгода — то же самое. Мужчины гибли в войнах, попадали под волну репрессий или спивались — и женщины снова волокли все на себе. Не зря же образ сильной женщины — один из базовых в нашей истории. Княгиня Ольга, Марфа-посадница, Елизавета I, Екатерина Великая, Валентина Терешкова — десятки женских имен прочно в нее вписаны».
Поэтому, по убеждению Ольги Серковой, Россия оказалась намного лучше готова к восприятию глобальных ценностей мирового постфеминистского общества. Они отлично приживаются на российской почве и не дают таких пагубных социальных и психологических последствий, как на Западе.
«Единственное, что изменилось после интеграции России в глобальное пространство, — женщины под давлением стереотипов ранее не решались открыто признавать свои руководящие позиции в семье, а теперь заявляют об этом прямо. Я работаю со многими семьями, где в роли кормильца выступает женщина, и пришла к выводу, что это наиболее прочные семейные союзы. Даже уделяя основное свое внимание работе, женщины никогда не забывают о своей семье», — подчеркивает психолог.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях![](https://rusplt.ru/images/subscriptions/ya_news.svg)
Яндекс.Новости