Дорога из кризиса
Дорога из кризиса

Российскую экономику спасут миграция в крупные города, строительство жилья и транспортной инфраструктуры

Нынешний жилищный и дорожный бум — кажущиеся. По статистике по количеству квадратных и погонных метров Россия сильно отстает от развитых стран, поэтому отечественную экономику спасут массовое строительство жилья и дорог, утверждает президент партнерства «Новый экономический рост» (НЭР) Михаил Дмитриев в докладе «Развитие транспортной инфраструктуры: как оценить ее влияние на экономику?»

В «нулевых» экономика могла расти, так как трудоспособное население увеличивалось. Сейчас оно сокращается, а если некому работать, то и экономика не растет. Для примера можно посмотреть на то, какое количество неработающих приходится на работающего сейчас и в будущем.

График 1

Количество иждивенцев на 1000 работающих граждан.

Источник: НЭР

Чтобы еще сильнее прочувствовать главную проблему, тормозящую российский экономический рост, Дмитриев приводит несколько цифр:

— Экономически активное население страны только за девять месяцев 2013 года сократилось на 630 тысяч человек.

— Среди крупных экономик мира Россия вторая после Германии по темпам падения экономически активного населения в 2015–2030 годах — около 10%.

— Безработица держится около 5%, близка к 25-летнему минимуму. Одновременно очень высокая молодежная безработица — более 15%, то есть в 4 раза выше, чем у 30–49 летних.

— Это означает, упрощая, что все квалифицированные специалисты трудоустроены, поэтому приходится их переманивать, повышая зарплаты. В результате зарплаты растут в 3–4 раза быстрее экономики в целом, а прибыль падает.

Одно из решений — сделать так, чтобы россияне из мест, где они сидят без работы, могли свободно переезжать туда, где работа есть, и создавать конкуренцию местным. Для этого в России должно быть дешевое жилье и, следовательно, его должно быть много. «Нулевые» называют временем строительного бума, но статистика говорит, что именно жилых помещений, а не офисов, строилось немного даже в сравнении с 1990-ми.

График 2

Жилой фонд России

Источник: НЭР

По расчетам Дмитриева, в крупных городах площадь жилья надо в ближайшие 20 лет увеличить примерно в 3 раза. Оговорка на счет крупных городов не случайна, потому что в России по сравнению с другими странами слишком много населения проживает в средних населенных пунктах и слишком мало — в крупных. Средние населенные пункты это обычно моногорода, выстроенные вокруг одного завода, зачастую убыточного. Их жителям нужно создать условия для переезда поближе к мегаполисам, где в XXI веке в основном и бурлит экономическая жизнь.

График 3

Доля моногородов в городском населении России, %

Источник: НЭР

«Инфраструктурные ограничения мы ощущаем на себе: это и пробки на дорогах, и медленное железнодорожное сообщение, и извечные споры о том, почему так дорого стоит новая инфраструктура. Проблема всех этих разговоров в том, что даже если бы в России не воровали, инфраструктура бы все равно стоила безумно дорого», — сказал Дмитриев, представляя свой доклад в Высшей школе экономики.

Для сравнения, в США 6 млн 507 тысяч километров автомобильных дорог, а в РФ только 903 тысячи. По железным дорогам 204 тысячи километров против 86 тысяч км в пользу США.

Поэтому нужно строить дороги, и в первую очередь железные — большинство месторождений полезных ископаемых в Сибири расположено так далеко от потребителей и переработчиков, что никакими автомобильными дорогами их доставить невозможно. Высокоскоростные магистрали выгодны для пассажиров на расстояниях 300–700 км (меньше — выгоднее авто, больше — авиация), поэтому скоростные поезда способны переманить значительную часть пассажиров на маршрутах Москва — Казань, Москва — Воронеж, Ростов — Краснодар.

Развитая железнодорожная сеть не только сама по себе позволит эти месторождения разрабатывать, но и разгрузит автомобильные дороги для бизнеса и граждан, что тоже положительно скажется на экономическом росте.

В конечном итоге рост экономики должен сделать граждан немного богаче. НЭР провел расчеты того, сколько людей (минимум) выйдет из-за черты бедности до 2030 года благодаря развитию транспорта.

График 4

Выход из бедности, тысяч человек

Оценка сокращения численности населения, живущего за чертой бедности, к 2030 году в результате реализации крупных инфраструктурных проектов, включенных в Транспортную стратегию Российской Федерации

Источник: НЭР

«Я действовал исключительно в интересах государства» Далее в рубрике «Я действовал исключительно в интересах государства»Бывший замглавы Минрегионразвития дал показания по делу о хищениях при подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке Читайте в рубрике «Экономика» Перспектива для всехУ регионов России существует возможность получать гранты на социальные проекты Перспектива для всех

Комментарии

28 октября 2014, 00:12
Вы смотрите на эту проблему с одной стороны. Почему бы вам не указать данные о приросте трудоспособного населения на фоне его уменьшения на 650 тысяч? Страна у нас большая, кто-то из них ушел на пенсию, кто-то сел в тюрьму, кто-то ушел в мир иной. Но в это время кто-то отучился и стал профессионалом, нашел работу и пополнил ряды налогоплательщиков, почему нет статистики для сравнения? Ведь у каждой медали есть две стороны, если забыть о ребре.
28 октября 2014, 00:30
Прирост трудоспособного населения - это чистый прирост, цифра уже учитывает и прибыль, и убыль.
28 октября 2014, 11:31
Неужели у нас по миллиону в год отток трудоспособного населения происходит? Какая удручающая статистика(
28 октября 2014, 18:34
Не переживай, Юрьич. Украина и Средняя Азия нам поможет с демографией.
28 октября 2014, 12:42
Ряды налогоплательщиков пополнятся... а что жрать будем, чем зад прикроем? тем более, если оставленное стране бизнесом кинуть на строительство дорог и жилья. Будем ходить по новым дорогам с голым задом и протянутой рукой?
28 октября 2014, 13:35
Раздать людям по 20 соток и каждый сам себя прокормит. Благо пахатной земли у нас много.
28 октября 2014, 12:19
Большую конкуренцию местным в плане работы все же составляют мигранты из Средней Азии потому, что готовы жить в бараках и работать за копейки. У нас в стране очень много замечательных строителей, но они лучше будут шабашить дома, а не ехать в большой город, где им придется ютится в комнате общежития на 15 человек.
28 октября 2014, 14:21
так и производство свое надо налаживать, раньше не то что в небольших городах, а в поселках могло быть производство, завод. А сейчас какой смысл там жить, если работать просто негде.
28 октября 2014, 14:56
В этом и смысл. Сейчас такие мелкие производства нерентабельны. А большие производства - в больших городах.
28 октября 2014, 18:33
Слава богу в лихие 90-е переехал из села в город. Хоть не приходится думать теперь - правильно сделал или нет - в конце концов в деревню всегда можно вернутся, а вот в город - совсем другое дело.....
28 октября 2014, 18:48
Вопрос в какой город и где там проживаешь?Если снимаешь жилплощадь,так это до первого банкротства твоей компании где ты работаешь.Так что это временная жизнь,она сродни фэнтэзи,а это временное существование.да и срмневаюсь что ты имеешь приличный доход чтобы смог обеспечивать семью,приобрести жилплощадь и питаться прилично.До тех пор пок не возродится промышленность в России и не встанет на ноги сельское хозяйство,мы так и будем жрать буйволятину и запивать пальмовым маслом.скоро крокодилье мясо из гнилого Нила будут нам поставлять в Россию.Дожили господа либералы.Всё профукали со своим экономическим рывком в рыночной стихии,а теперь даже не думают возрождать всё как было объявлено после введения санкций.Одна туфтология у либерального правительств и никаких реальных дел способных России не погибнуть окончательно.Чубайс как правил страной,так и продолжает править.
28 октября 2014, 19:52
Если так и дальше дела будут обстоять, то в один прекрасный момент просто некуда будет возвращаться!
За постсоветское время в деревнях и селах по всей стране не было построено ни одного "градообразующего предприятия", даже наоборот - окончательно деградировало то что было. Русское село пришло в полнейшее запущение! А ведь оно всегда было житницей России и кладезем талантов, не забывайте!
На фоне же всего этого с городами ситуация не лучше - и хотя их инфраструктура неуклонно улучшается, но в то же время идет процесс перенаселения. Транспортные узлы попросту не выдерживают такой нагрузки. И наконец, за все прошедшие 20-30 лет в стране не было основано ни одного города, которые в советские времена строились пачками, и это при том что и село находилось на высокой стадии развития!!! Только вдумайтесь в суть происходящего!!!
А автор еще и говорит о каком-то непонятном "спасении для экономики"!? Это не спасение, Николай - это окончательный застой и апофеоз!!!
28 октября 2014, 19:56
Я не согласен с позицией автора по тотальной урбанизацией населения. Может на первый взгляд с экономической точки зрения это кажется выгодным, но по большому счету - нет. Да и все те мелкие "выгоды", которые можно из этого процесса извлечь, они выгодны сугубо для экономики, но не для государства, а уж тем более не для граждан!
Проблема России - как раз-таки в запущенности периферии, и как следствие - в деградации сельской инфраструктуры, а постепенно и самого населения! Ставку необходимо делать как раз-таки на развитие отечественного народного хозяйства , в том числе сельского хозяйства и небольших, но востребованных производств "на местах"!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»