Водители заплатят за все
Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Одним из последних своих решений уходящая в отставку Госдума собирается разрешить введение дополнительной платы за сам факт езды по дорогам

Комитет Госдумы по транспорту одобрил законопроект 1047264-6 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в числе прочего разрешающий регионам самостоятельно ограничивать проезд по дорогам общего пользования, в том числе:

«Временное ограничение движения транспортных средств может устанавливаться посредством взимания платы за движение по дорогам, дифференцируемой в том числе в отношении определенных видов (типов), категорий транспортных средств, их принадлежности, экологического класса, наполненности пассажирами, а также в отношении определенных дней и времени суток».

«Взимание платы за движение по дорогам»

Указанная формулировка развязывает руки в первую очередь столичным властям, давно мечтавшим брать деньги за сам факт передвижения по городу: на первых порах хотя бы с автомобилистов. В отсутствие соответствующего закона столичные власти действовали по принципу сокращения числа автомобильных дорог в центре (целый ряд пешеходных зон и расширенных тротуаров). Интересно, что наш опыт сейчас заимствует Париж, мэр которого Анн Идальго заявила о планах запретить к 2020 году въезд в центр города дизельным машинам, а также превратить четыре центральных района города практически полностью в пешеходные зоны: «Там будет разрешено перемещаться на велосипедах, социальных автобусах и такси. Машины будут разрешены лишь жителям этих районов, службам доставки и аварийно-спасательным службам».

Новую норму российские СМИ интерпретировали как прямое разрешение ввода платы за въезд в центр Москвы (впрочем, и Георгий Полтавченко намекал на платный въезд, потому что «из-за обилия транспорта затрудняется доступ к достопримечательностям, а фасады зданий портятся от выхлопных газов»). Хотя мэр Москвы Сергей Собянин не раз отрицал такую возможность, глава Департамента транспорта Максим Ликсутов не скрывает желания еще раз обобрать автомобилистов.

Соответствующая подготовка общественного мнения (в духе незабвенного «по многочисленным пожеланиям трудящихся») была проведена ВЦИОМом еще осенью 2014 года. Тогда введение платного въезда в отдельные районы столицы одобрила примерно половина всех опрошенных — 49%; что интересно, среди автовладельцев таковых было 47%, среди пешеходов-пассажиров — 54%. Среди конкретных вариантов «платных зон» победил въезд в пределы Садового кольца — 39% опрошенных одобрили эту идею.

Вера результатам опроса ВЦИОМа — вопрос больше религиозный, нежели практический, но направление движения начальственной мысли здесь было указано точно. Отстаивая новую инициативу, чиновники ссылаются на международный опыт, хотя действует такая мера всего лишь в пяти городах-миллионниках мира (Сингапур, Лондон, Милан, Сан-Франциско, Стокгольм) и в нескольких десятках мелких городков типа Риги; в большинстве же случаев проблемы пробок решаются иными способами.

Но об этом потом, а пока вернемся к законопроекту.

Читаем законы внимательно

База данных законопроектов сайта Государственной думы РФ — чрезвычайно медленная, криво написанная система, преследующая, кажется, цель скрыть эти документы от избирателей. Но, несмотря на противодействие движка, нам все же удалось прочесть сам проект и прилагаемые к нему документы.

Интересно, что два варианта законопроекта — поступивший в комитет по транспорту и рекомендованный к принятию в первом чтении — абсолютно идентичны, комитет не внес в проект ни одной поправки. Поэтому когда зампред комитета Виталий Ефимов возмущается содержанием документа («Это кто-то как-то "протянул" за нашей спиной»), веры ему нет.

С интересом почитали мы Пояснительную записку к законопроекту, начинающуюся с банальнейшей преамбулы:

«В настоящее время интенсивный рост автомобильного парка в Российской Федерации наряду с продолжающейся концентрацией деловой активности вокруг городских агломераций выдвинул в число наиболее острых проблем, препятствующих устойчивому развитию транспортной системы страны, проблемы, связанные с резким повышением уровня загрузки автомобильных дорог. В первую очередь это коснулось территории крупных городов и подъездов к ним».

Больше всего это напоминает периодически раздающееся в электричках дикторское заклинание «В последнее время участились случаи детского травматизма на железной дороге…» — учитывая, что этому ролику лет 15, то при постоянном учащении все дети должны, уже родившись, сразу ползти на железную дорогу и травмироваться там разнообразными способами. То же происходит и с повышением уровня загрузки автомобильных дорог — этот уровень повышается всегда, и все-таки люди как-то ездят.

Вся записка представляет собой плохо сверстанную бессодержательную чиновничью галиматью, в конце бодро обещающую, что «Принятие законопроекта будет способствовать устойчивому функционированию единой транспортной системы страны, что является одной из основ для решения политических задач государства по обеспечению обороноспособности, национальной безопасности, развитию экономики, социальной сферы и культуры России». Про культуру, наверное, дописали люди Полтавченко.

О политике сказано, об обороноспособности тоже, но ни единого слова о платном въезде куда бы то ни было в записке нет! А это важно, потому что большинство депутатов в реальности не читают законопроекты — кто-то не умеет читать, кто-то вечно на гастролях и съемках, кто-то присматривает за бизнесом тещи… Голосуют в первую очередь по решению руководства фракции, максимум прочитав ту самую пояснительную записку. Которая как раз не поясняет, а, наоборот, утаивает самый интересный пункт.

Имеет, впрочем, право на жизнь и конспирологический подход. Леонид Гайдай, как известно, вставил в конец фильма «Бриллиантовая рука» ядерный взрыв на море, чтобы отвлечь внимание цензуры от других сомнительных по советским меркам эпизодов. Гайдаевскому искусству дымовой завесы наши чиновники и депутаты обучены отлично, поэтому платный въезд в центр городов может быть таким же «взрывом», призванным отвлечь внимание от более важных для власти пунктов пространного и весьма туманного документа. В первом редакционном чтении законопроекта найти такие подводные камни не удалось, но совсем не исключено, что они появятся ко второму, а то и к третьему чтению.

Справедливая Москва без пробок

Как же нам на самом деле обустроить московские дороги? В том, что решения нужны, сомнений нет: машины экстренных служб зачастую не могут проехать по вызову не потому, что вокруг все злые и не пропускают, а просто ввиду отсутствия места: в каждом переулке выделенную полосу не организуешь. Убирать машины, в которых нет острой необходимости, надо.

Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Есть два возможных базовых принципа ограничения движения машин: имущественный ценз и уравниловка по принципу «неудобно всем». Московская мэрия активно продвигает первый из них: так, платная парковка уже сделала весьма неприятными поездки на работу автомобилистов с доходами ниже 70 тыс. руб. в месяц (если у офиса нет своей стоянки), а платный въезд установит еще более высокую планку.

Между тем заметно уменьшить пробки в Москве вполне можно без поборов с водителей, просто Департаменту транспорта Москвы это не нужно. Но все же мы перечислим некоторые необходимые меры — это будет полезно для тех, кто придет в департамент после ареста его нынешнего руководства.

Фуры. Ограничили, ввели запреты, плату, штрафы — а они как ездили, так и ездят. Необходимо, слегка увеличив дозволенное время (с 23 до 7 вместо с 0 до 6 часов), полностью запретить их движение по МКАД и внутри нее во все остальные часы. Без единого исключения. Восемь часов в сутки — нормальный рабочий день, обязаны управиться. Это же правило необходимо распространить на строительную автотехнику — бетономешалки и другие медленные габаритные автомобили.

«Чет-нечет». Самая радикальная мера — запретить по рабочим дням выезд на дорогу автомобилей с четными и нечетными (по очереди) номерами. Подавляющее большинство машин на наших дорогах везет только одного человека, это недопустимое расточительство (об этом также см. ниже). Кто-то, конечно, сочтет нужным покупать второй автомобиль, но гораздо чаще с принятием принципа четности людям придется кооперироваться для совместных поездок или пересаживаться на общественный транспорт.

Зачистка. А чтобы в общественном транспорте можно было находиться с относительным комфортом, нам необходимо очистить столицу Москвы от мигрантов. Именно эти люди составляют заметную часть пассажиров общественного транспорта: что они делают там в рабочее время — не очень понятно, зачем они вообще Москве — тоже. Миф о том, что россияне не хотят работать дворниками — чушь собачья: это управляющим компаниям и муниципальным службам выгоднее нанимать иностранцев, обманывать их и помыкать ими, чем работать с нормальными русскими людьми.

Ускорение строительства метро. Метро у нас строится, но вопреки реляциям мэрии исключительно медленными темпами: Собянин с Ликсутовым каждый год заявляют грандиозные планы, но если сравнивать их заявления с прошлогодними, то видно, что от половины до двух третей станций в этих обещаниях повторяются. В Москве 200 станций метрополитена, в сравнимом с ней по площади Нью-Йорке — 496. И о платном въезде в центр там никто не думает: он просто не нужен.

Представление приоритета на дорогах автомобилям с пассажирами. Так, в ряде штатов США занимать левую полосу имеют право только автомобили, в которых не менее трех человек. Грамотное и абсолютно демократическое решение: три человека торопятся втрое сильнее, чем один.

***

При реализации этих пяти несложных принципов, сопровождаемых открытым и честным диалогом власти с россиянами, проблему пробок в Москве удастся решить минимум на десять лет. Да и в платных парковках более не будет нужды.

А пока, в текущей реальности, в случае принятия этого законопроекта хотя бы в первом чтении (оно запланировано на 7 июня) введение платного въезда в центр Москвы выглядит неизбежным — даже если депутатам пообещают ко второму чтению убрать спорный пункт, этого не случится.

На момент написания статьи ни один из депутатов Госдумы публично не поддержал идею платного въезда в центр города. Интересно будет посмотреть на результаты голосования.

Любителей офшоров оставят без кредитов Далее в рубрике Любителей офшоров оставят без кредитовИмеющие офшорных учредителей российские компании рискуют остаться без кредитования в РФ

Комментарии

03 июня 2016, 15:42
Я думаю скоро все-таки придется так или иначе платить всем - эта мера уже очень давно обсуждается. В ближайшее время законодательно будет прописана обязательная установка датчика ГЛОНАСС на все автомобили, а затем уже и последуют остальные меры - чем больше ездишь в год, тем больше платишь. ВОт увидите, все так и будет. А контролировать ваше передвижение будет тот самый ГЛОНАСС
03 июня 2016, 16:11
да платить приедтся за все, все парковки становятся платными, не за горами то время, когда придется для начала парковочное место возле дома купить и только потом дадут разрешение на покупку автомобиля. Ну и дороги само собой тоже везде и всюду будут платными, тогда заживём
13 июня 2016, 13:54
Хуже всего то, что в России без своего авто очень и очень трудно. Общественный транспорт никакой, раздолбаный грязный и вонючий, да еще и не влезешь в него, постоянно переполнен, так как парк очень скудный, и все на всем экономят. и на чем прикажете ездить?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»