Новости – Общество
Общество
Докер на скамье подсудимых
Леонид Тихонов. Кадр: YouTube
Лидеру независимого профсоюза докеров «Восточного порта» в Приморском крае Леониду Тихонову грозит семь лет за растрату; его коллеги считают обвинения надуманными
12 ноября, 2014 17:32
7 мин
Российское и международное профсоюзное движение выступило в поддержку лидера профсоюза докеров компании «Восточный порт» Леонида Тихонова, обвиняемого в растрате профсоюзных денег. Прокуратура уже запросила семь лет лишения свободы с запретом на занятие профсоюзной деятельностью. 24 ноября профсоюзный лидер выступит с последним словом, а на следующий день Находкинский городской суд вынесет ему приговор.
В Конфедерации труда России (КТР) и Центре защиты профсоюзных прав считают, что Тихонова преследуют за активную деятельность по защите прав и интересов докеров и других работников предприятия. С ними солидарны другие профсоюзы — более двухсот общественных объединений отправили письма протеста губернатору и прокурору Приморского края, а также руководству порта.
Уголовное преследование Тихонова началось в июне 2012 года. Тогда управляющий директор «Восточного порта» Анатолий Лазарев обратился в правоохранительные органы с требованием проверить законность финансовой деятельности профсоюзного комитета. 19 и 22 июня в офисе профсоюза прошли обыски, были изъяты все финансовые документы и системные блоки. Тихонов стал фигурантом восьми уголовных дел, которые затем были объединены в одно — по части 3 статьи 160 УК (присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, совершенное лицом с использованием служебного положения).
По версии следствия, Тихонов присвоил и потратил 359 тысяч рублей из профсоюзных взносов, а отчитался за них в бухгалтерии подложными чеками за новогодние подарки членам профсоюза. По словам следователя Сергея Маковецкого, в магазине «Кранит», чеки которого были предоставлены, подарки никто не покупал.
Директор Центра защиты профсоюзных прав Валентин Урусов в разговоре с «Русской планетой» отметил, что в самом профсоюзе работой Тихонова довольны и никаких заявлений против него не подавали. «Я ездил на суд к Тихонову, свидетелями по делу проходят члены его профсоюза, 80% свидетелей рассказали в суде, что новогодние подарки получали, а остальные сообщили, что просто не помнят того, что было в 2012 году», — сказал он.
Урусов считает, что если бы все было по закону, дело бы просто не стали возбуждать: «Деньги эти профсоюзные, профсоюз сам решает, как и на что их тратить, а работодатель не имеет права в эти дела лезть».
В КТР поддерживают точку зрения Урусова. Президент организации Борис Кравченко встречался с руководством предприятия. «Абсурдность предъявляемого Леониду Тихонову обвинения была очевидна еще на стадии следствия, о чем имеются многочисленные заключения наших юристов. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти и работодателей, а также сами распоряжаются принадлежащим им имуществом, в том числе денежными средствами, на что прямо указывается в ряде статей федерального закона «О профсоюзах», — рассказали «Русской планете» в КТР.
В профсоюзе докеров утверждают, что отдел внутреннего аудита порта регулярно проверял профсоюзную финансовую отчетность и никаких нарушений не находил, а сам профсоюз не имеет никаких претензий к Тихонову. «Дело против нашего лидера было возбуждено после активных действий профсоюза по защите прав работников нашего предприятия. В 2012 году планировалось сокращение уборщиков служебных и производственных помещений. Понятное дело, они не обрадовались и решили объявить голодовку. Тихонов их поддержал. Были митинги, пресса об этом вовсю трубила. Это взбесило руководство, и сразу после акций начались обыски, угрозы и уголовные дела», — рассказали РП в профсоюзе.
Участницы голодовки. Фото: пресс-служба администрации Приморского края
Участницы голодовки. Фото: пресс-служба администрации Приморского края
Дело против Тихонова было возбуждено после скандала с сокращением уборщиц весной 2012 года. Руководство порта намеревалось вывести уборочный персонал двух перегрузочно-производственных комплексов, — ППК-1 и ППК-3, — за штат. Опасаясь увольнений и потери социальных гарантий, работницы обратились в профсоюз.
«Большинство из нас отдало порту по 20, 30 и более лет, — рассказала газете «Находкинский рабочий» одна из участниц голодовки Людмила Борода. — И каждой было страшно потерять в наше нелегкое время основную работу, да еще на таком экономически стабильном предприятии. А у каждой из нас непростая жизненная ситуация. К примеру, одна из уборщиц без мужа воспитывает двоих детей, да еще взяла ипотеку на 20 лет. Другая потеряла мужа на производстве, двое детей остались на ее попечении. Поэтому нам, честно говоря, стало страшно. И не столько за себя, сколько за свои семьи. Вот и решились на крайние меры».
Профсоюз жаловался в прокуратуру на незаконное увольнение уборщиц, однако многочисленные проверки показали, что увольнения проводились в точном соответствии с законом и нарушений со стороны работодателя не было. «В моногородах, где от градообразующего предприятия зависит буквально всё и все, руководители предприятия имеют огромную власть и влияние, в том числе на правоохранительные структуры города», — утверждает Урусов.
По мнению руководства порта, если бы профсоюз докеров не вмешался и не настроил работников против реформ, конфликта удалось бы избежать. Все формально уволенные были бы взяты на работу в «Восточную клининговую компанию», с которой у порта заключен многолетний контракт. Но уборщицы не захотели увольняться из «Восточного порта» и «Восточная клининговая компания» набрала новый штат.
«Клининговая компания обязана и готова была принять в штат весь состав уборщиц и установить для них размер зарплаты не ниже прежней. Но, к сожалению, профсоюзом докеров до уборщиц была доведена искаженная информация. Более того, их настроили на то, что, дескать, если все откажутся, то территорию порта будет убирать некому и администрация восстановит их на прежних рабочих местах. Попав на такую уловку, люди в результате оказались обманутыми и лишились постоянной работы», — рассказал «Находкинскому рабочему» директор по правовым и социальным вопросам «Восточного Порта» Иван Морозов.
Грузооборот порта и дивиденды акционеров порта растут, и это дает право работникам поднимать вопрос повышения заработной платы, считают в профсоюзе докеров, но вместо увеличения заработной платы и социальных гарантий руководство порта вводит «заемный» труд, что приводит к социальной нестабильности. Вывод уборщиц за штат — это попытка администрации компании «Восточный порт» снять с себя социальные обязательства перед работниками. «По мнению российского и международного профсоюзного сообщества, "заемный" труд является худшей формой трудовых отношений, которые лишают людей стабильной занятости и сокращают возможности для коллективной защиты своих трудовых прав», — отметили в организации.
«Многие работают по временным договорам, в том числе сроком на два месяца, — рассказывают в профсоюзе. — Их постоянно продлевают, то есть они работают от одного продления до другого. Многие по несколько лет работают без отпусков».
В Центре защиты профсоюзных прав заявили, что не признают никакого другого приговора Тихонову, кроме оправдательного.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости