Докапитализация мимо кассы
Фото: Максим Кимерлинг/Коммерсантъ

Фото: Максим Кимерлинг/Коммерсантъ

Деньги, выделенные на финансирование реального сектора, уходят совсем в другом направлении

Деньги, выделяемые государством на докапитализацию банков, расходуются не по назначению. К такому выводу пришли в Счетной палате (СП), подведя промежуточные итоги «Мониторинга и выборочных проверок условий и объемов размещения… облигаций федерального займа (ОФЗ) в субординированные займы банков» за первое полугодие 2015 года.

Программа докапитализации банков через ОФЗ задумывалась специально для помощи банкам, чтобы те могли кредитовать реальный сектор в необходимых объемах. Но, судя по данным, полученным аудиторами, программа работает совсем не так, как рассчитывали в правительстве. По крайней мере, пока банки явно не бросили все силы и средства на помощь промышленным предприятиям. Так, Совкомбанк, первым подавший заявку на получение ОФЗ и получивший облигации на сумму 6,3 млрд руб., оказался единственным банком, представившим СП затребованную отчетность. У него объемы кредитования приоритетных отраслей выросли в среднем на 12%. А вот молчание остальных участников программы наводит на мысль о том, что дела у них обстоят куда более неприглядно.


Программа докапитализации банков начала работать в этом году. Средства докапитализации в виде облигаций федерального займа на сумму 1 трлн руб. были переданы государством Агентству по страхованию вкладов (АСВ), которое и принимает решение об их выдаче тому или иному банку. Первоначально предполагалось, что агентство будет выдавать ОФЗ в обмен на облигации банков такого же срока. Но банки предложением не заинтересовались, и тогда им предложили еще две формы помощи: предоставление субординированных займов со сроком возврата не менее 50 лет и предоставление банкам ОФЗ в обмен на их привилегированные акции.


В числе условий получения господдержки значится «заморозка» зарплат и бонусов сотрудников банка вплоть до членов совета директоров, а также «обязательство в течение трех лет после предоставления средств увеличивать не менее чем на 1 процент в месяц совокупный объем ипотечного (жилищного) кредитования и (или) объем кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в одной или нескольких отраслях экономики», причисленных к приоритетным. В официальном списке таких отраслей восемь: сельское хозяйство; обрабатывающие производства, в том числе производство пищевых продуктов; химическое производство; машиностроительный комплекс (авиастроение, судостроение, автомобилестроение и иные); строительство; транспортный комплекс, в том числе воздушный транспорт (аэропорты, авиаперевозчики, транспортная инфраструктура); связь и, наконец, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Чуть позже перечень «приоритетов» пополнили еще субъектами федерации. С этого момента шансы реального сектора на получение кредитов за счет государственных средств, кажется, и начали стремительно падать. Как подсчитали в СП, за недолгий период фактического действия программы банки-участники нарастили объемы кредитования регионов аж в 11 раз — с 900 млн до 9,7 млрд рублей. Как заявил аудитор ведомства Андрей Перчян, на основании одного отчета окончательные выводы делать рано. «Однако если для банков и дальше будет более комфортно и менее проблемно кредитовать регионы, чем давать деньги реальному сектору экономики, то это, наверное, не то, ради чего начиналась программа докапитализации», — цитирует Перчяна пресс-служба СП.

Дефолтные регионы

Финансовые проблемы у субъектов федерации действительно есть, у некоторых в меньшей степени, у других — в большей. И со временем ситуация становится только хуже. Брать взаймы у государства регионы не могут из-за дефицита бюджета, и многим, чтобы выплачивать свои долги, ставшие неподъемными, приходится брать все новые и новые кредиты в банках. Результат налицо: по данным Минфина, за первое полугодие 2015 года количество регионов, в которых объем государственного долга превышает объем их собственных доходов, выросло с 10 до 14. В их число попали: Амурская и Костромская области, где соотношение долга к доходам бюджета составило 116%, Смоленская область — 110%, Карелия — 109%, Хакасия — 108%, Карачаево-Черкесская Республика — 107%, Забайкальский край — 106%, Астраханская область — 105%, Удмуртия — 101%, Белгородская область — 101%, Саратовская область — 101%, Марий-Эл — 100%, Чукотский автономный округ (108%) и Республика Мордовия (173%).

Фото: Алексей Вовк / РИА Новости

Фото: Алексей Вовк / РИА Новости

Если на январь 2014 года долг субъектов РФ составлял 1,738 384 млрд руб., то на февраль 2015 года он вырос до 2,1 млрд руб. Так, госдолг Мурманской области с 2013 года вырос в 2,6 раза, Республики Коми — в 2,9 раза. С шоковой ситуацией столкнулась Архангельская область, госдолг которой с начала 2008-го по 2015 год вырос в 17 раз — с 1,9 млрд до 32,7 млрд руб.

Рост своих долгов регионы объясняют быстрым ростом бюджетных расходов, связанных с выполнением указов президента, на фоне слабой динамики налоговых доходов. В такой ситуации некоторым из них сложно найти ресурсы для погашения или рефинансирования долга. В итоге на грани дефолта в этом году уже побывали Вологодская и Архангельская области, крайне тяжелая ситуация была в Карелии. В связи с этим регионам приходится обращаться за помощью к банкам, которым, в свою очередь, весьма выгодно вкладываться в их долги.

Из пустого в порожнее…

Даже несмотря за хронический дефицит региональных бюджетов и его существенный рост в последнее время, кредитование субъектов федерации является для банков более надежным по сравнению с кредитованием реального сектора источником прибыли, поясняет главный экономист «УРАЛСИБ Кэпитал» Алексей Девятов. По его словам, даже если некоторые регионы в какой-то момент времени не смогут обслуживать свои долги, по закону их обязательства лягут на федеральный бюджет. А вот в случае неплатежеспособности предприятий реального сектора перспективы возврата кредитов будут весьма туманны, особенно в кризис, поэтому банкиры отдают предпочтение первому варианту. «Разумеется, такая политика банков не способствует росту промышленности», — констатировал Девятов. Более того, это только для банков кредитование субъектов относительно безопасно, а вот для государственный казны — отнюдь нет.

Вторая причина, по мнению старшего аналитика ИК «Велес Капитал» Юрия Кравченко, состоит в том, что облигации являются высоколиквидным активом, под который в случае необходимости банк может привлечь средства у ЦБ. «Программа докапитализации официально предусматривает покупку облигаций субъектов РФ, поэтому банки действуют так, как им выгоднее с точки зрения рисков и доходности», — говорит эксперт. Что касается кредитования экономики реального сектора, оно едва ли сможет стать приоритетом банковских стратегий в обозримом будущем. «До тех пор пока кредитование стимулируется административно, банки будут всеми возможными способами избегать этой обязанности», — считает Кравченко.

Проще говоря, формально банки имеют право размещать выделенные средства в бонды регионов, однако это не только мешает выделять больше средств на улучшение ситуации в «приоритетных» производствах, но даже развитию самих регионов никак не способствует. Очень вероятно, что из-за высокой долговой нагрузки полученные средства регионы будут направлять на погашение старых долгов, а потом снова и снова занимать у банков, чтобы выплачивать им кредиты, ими же и выданные. Естественно, с немалым процентом. Получается замкнутый круг, по которому безо всякого толка ходят одни и те же деньги. И пока они из этого круга не выйдут, будут использоваться только для одного — получения банками процентной прибыли. 

Столица поможет адаптироваться приезжим Далее в рубрике Столица поможет адаптироваться приезжимВ Москве открылся большой центр тестирования и правовой помощи мигрантам

Комментарии

04 августа 2015, 21:36
Счетная палата везде растраты найдет. Так устроена финансовая система в России, что все благие намерения превращаются в способ распила бюджета.
04 августа 2015, 22:38
Только посадок от ее работы больше не становится, хочется все таки увидеть так сказать результаты работы
05 августа 2015, 11:34
Посадок больше не станет, ведь система не для этого предназначена))
05 августа 2015, 13:19
А при чем тут СП и посадки? В данном случае программа помощи хромает из-за того, что получить эти деньги не так уж и просто. И банки тоже неохотно их будут брать и раздавать, так как большая неопределенность витает в воздухе, и что дальше будет с рублем и экономикой страны, тоже не совсем понятно. Сейчас такие громадные просрочки по уже выданным кредитам, ужос просто.
07 августа 2015, 15:56
Ваня. Они эту неопределённость сами создают! Вся эта связка: Правительство - банки - регионы - банки. Вот если эту связку разрубить и направлять деньги напрямую малому бизнесу (производству). А то одни чинуши и банкиры деньгами пользуются, а народ еле выживает.
05 августа 2015, 04:31
Про посадки верно подметили, но наше государство боится сажать, как будто замены таким горе работникам не найти...
05 августа 2015, 11:37
Проблема кадров, конечно, существует. Решать ее собственными силами мало возможности. Импортировать специалистов финансовой деятельности дорого и небезопасно.
07 августа 2015, 16:34
Это почему же мало возможности? Нужен другой подход к кадрам. Другая политика. Пусть в уже созданных структурах все "свои", тогда нужно разогнать и позакрывать эти коррумпированные структуры. А в новых кадры подбирать по другим признакам, никак не по знакомству и родственным отношениям. А главное - дать возможность инициативным и образованным людям из народа получить финансирование для создания демократичных структур, реально настроенных на кредитование малого бизнеса.
05 августа 2015, 13:13
Это в духе наших властей. Деньги выделить, но создать для их получения конечным потребителем такие невыносимые условия, что проще будет выживать уж как-нибудь без этих средств.
06 августа 2015, 09:15
Целые области загнали в кредитное пике по аналогии с Грецией, а бизнесу не дают и первых и вторых кредитов. Банки просто не хотят работать на благо страны, так как у них нет для этого стимулов. Так вот прежде чем выделять деньги из гос бюджета надо сначала создать мотивацию тратить их именно туда, куда хочет государство, а не туда куда их обычно тратят.
06 августа 2015, 10:47
У нас все как всегда получается - выделяемые деньги уходят через банковский сектор в неизвестном направлении (впрочем, сами банкиры безусловно в курсе куда они входят).
Вместо того, чтобы кормить ростовщиков - лучше бы создавали государственные фонды, которые бы распределяли бы эти деньги по назначению. Уверен, что толку от такой схемы было бы гораздо больше!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»