Новости – Общество
Общество
Принцип «вежливого отказа»
Барак Обама и Дмитрий Медведев во время подписания договора по СНВ. Фото: Дмитрий Астахов / ТАСС
Продление действия Договора СНВ-3 в условиях массовой «паранойи» Запада недопустимо
11 июля, 2016 19:00
5 мин
Американский президент Барак Обама на излете своего президентства готовится предложить «стратегическому партнеру» Российской Федерации продлить действие нынешнего третьего Договора о наступательных вооружениях (ДСНВ-3) еще на пять лет — об этом со ссылкой на информированные источники в Белом доме сообщило издание The Washington Post.
Как сообщается в редакционной статье, Обама уже в самое ближайшее время планирует сделать достоянием общественности несколько важных инициатив, среди которых продление действия действующего двустороннего соглашения станет, скорее, технической деталью.
Например, как пишет издание, Пентагон якобы строит долгосрочные планы по сокращению финансирования программы ядерных вооружений. Также в недрах Белого дома уже якобы созрел проект постановления об отказе использования ядерного оружия в превентивном порядке — только в ответ на удар извне.
Кроме того, Вашингтон, сообщает The Washington Post, якобы готов рассмотреть вопрос о снятии большинства уже действующих ядерных вооружений с боевого дежурства, а также об отказе от введения в эксплуатацию нового типа крылатых ядерных ракет. Речь идет о ранее уже широко уже разрекламированной разработке ракет типа LRSO (Long Range Stand-Off). Якобы все равно они в силу своих тактико-технических характеристик смогли бы обеспечить ограниченный ядерный удар, Москва же, как полагает неназванный источник WP, такой широкий жест должна будет оценить по достоинству.
Справедливость такого прогноза оценить пока едва ли возможно — пресс-секретарь российского президента в ходе традиционного общения с прессой подчеркнул, что Кремлю ничего относительно анонсированных авторитетным американским изданием планов пока не известно. Осторожно о перспективах такого решения высказался лишь глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. В своем комментарии для РИА Новости сенатор скептически оценил шансы на продление действия нынешнего Договора СНВ-3, если Вашингтон и далее будет упираться в явно затянувшей дискуссии о развертывании системы ПРО в Европе.
То есть Москва очень даже заинтересована в том, чтобы контроль над стратегическими наступательными вооружениями был, и потому «с лету» мы отвергать соответствующие инициативы извне не будем. Внимательно рассмотрим, обсудим, что-то решим, но от базовой позиции по неприемлемости развертывания систем противоракет в непосредственной близости от наших границ отрекаться не будем и о «формальном» продлении действия договора речи идти не может в любом случае.
Какое уж тут «автоматическое продление», когда на только что завершившемся в Варшаве саммите НАТО генеральная позиция Альянса об «укреплении» восточных границ нашла общее понимание. Иное и ожидать было сложно, но, согласимся, тем более странными теперь кажутся фантазии некоторых «особо осведомленных» экспертов насчет того, что Москва может вдруг купиться даже на достаточно факультативное решение Пентагона отказаться от постановки на вооружение новых крылатых ракет.
Тем более что российский парламент в процессе ратификации Договора, которая длилась больше полугода, сделал принципиальную оговорку, что Россия вправе вообще выйти из этого договора в случае размещения сил ПРО в Европе. Более того, теперь американцам нужно особенно постараться, чтобы убедить Москву в ненаправленности этой системы против ее интересов. Раньше козырем, как помним, было опасение ядерного удара со стороны Ирана. А что теперь? К Ирану в этом плане у Вашингтона претензий нет. У исламских террористов ядерного оружия, слава Богу, не имеется. Так что делать? Экстренно искать нового «Саддама Хуссейна»? Или говорить как есть — о «сдерживании» России? Это было бы честно. В конце концов, каждая страна может защищаться от любой мнимой угрозы, но тогда при чем тут ранее взятые обязательства, которым, как выясняется, грош цена?
Впрочем, рассуждать вокруг да около темы возможного продления действия СНВ-3 можно сколько угодно, но спрогнозировать решение российского руководства по этой части — задача неблагодарная. Хотя бы потому, что, как мы помним, ратификация СНВ-3 всю вторую половину 2010-го года проходила со скрипом — противников хватало и вышеуказанная оговорка о возможности выхода из Договора появилась не случайно. И это было тогда, в эпоху пресловутой «перезагрузки», когда ни о каких санкциях никто еще не заикался. Сегодня возможностей для «вежливого отказа» у России хоть отбавляй — та же политика санкций со стороны США, касающаяся в том числе и стратегически важных российских предприятий, которую можно очень даже трактовать как резко недружественный шаг против интересов России в обеспечении собственной безопасности. На самом деле достаточно было бы и этого обстоятельства, но тут уже во весь рост встает вопрос о необходимости достаточной воли со стороны нашего военно-политического начальства. А есть ли она?
Это почти риторический вопрос, учитывая, что даже в такой мелочи, как порядок согласования позиций с руководством НАТО в рамках варшавского саммита, мы позволили Брюсселю нас откровенно унизить: сперва все между собой решили и лишь затем «снизошли» до разговора с Москвой, чьи интересы грядущее «усиление» в Прибалтике затрагивает самым непосредственным образом.
Мы промолчали. Тогда, наверное, не стоит удивляться, что Белый дом, похоже, не сильно сомневается в перспективах продления СНВ-3. России надо привыкнуть чаще говорить «нет». И без всяких «но».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости