Дмитриевская суббота: история, традиции, значение
Фото: Рюмин Александр / ТАСС

Фото: Рюмин Александр / ТАСС

Как день памяти воинов, павших в Куликовской битве, стал днем всеобщего поминовения усопших

7 ноября в церковном календаре — особая дата: Дмитриевская родительская суббота, последний день в году, когда поминают усопших. Считается, что этот день поминовения ввел князь Дмитрий Донской, который желал почтить память павших в Куликовской битве. Позже поминать стали воинов, отдавших жизни за Отечество во все времена, а затем и вообще всех усопших христиан.

Установление

Предание гласит: поминальный день 7 ноября установил князь Дмитрий Донской, когда одержал победу на Куликовом поле. Святитель Димитрий Ростовский так пишет об этом событии: после битвы князь возвратился в Москву «с величайшей радостью» и немедленно отправился к преподобному Сергию Радонежскому.  Прибыв в обитель, он благодарил святого игумена и братию за молитвы и помощь, рассказывал преподобному подробно о битве, а в конце встречи повелел служить заупокойные литургии и панихиды за всех воинов, на Куликовом поле убиенных.

Почему именно этот день, 7 ноября, был выбран для поминовения воинов, неизвестно. Куликовская битва произошла двумя месяцами ранее, 8 сентября. «Возможно, день поминовения определился первою удобностию по возвращении князя из похода», — писал святитель Филарет Дроздов, богослов XIX века. Или же — как гласит другая версия — князь хотел приурочить поминовение ко дню своего тезоименитства: на следующий день после Дмитриевской субботы Православная церковь чтит память великомученика Димитрия Солунского — римского христианина, пострадавшего за веру в 306 году.

Память великомученика издревле связывалась с защитой родины, воинским подвигом и патриотизмом. Имя этого святого открывает страницы русской летописи: когда в 907 году князь Олег Вещий одержал победу над греками под Константинополем, греки согласно летописи «убоялись»  — они решили, что это не Олег, но святой Димитрий послан на них Богом в наказание за их грехи. Храм во имя великомученика Димитрия стал первым каменным храмом в Московском Кремле, а, например, князь Александр Невский назвал в честь святого своего сына.

Житие Дмитрия Донского говорит: победитель Мамая чтил солунского великомученика, возможно, даже более других святых. Известно, что в 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из владимирского Димитриевского собора в Москву икону великомученика. Поэтому вполне вероятно, что именно канун дня его памяти был выбран князем как день поминовения павших воинов.

Куликовская битва. Художник Павел Рыженко

Версии

Впрочем, ряд историков Церкви полагают, что связь Дмитриевской субботы с поминовением воинов, принявших смерть на Куликовом поле, оформилась позднее: не раньше конца XVII — начала XVIII века. Говоря об этом, исследователи приводят такой аргумент: в исторических документах и рукописях Дмитриевская суббота упоминается редко — чаще все о ней говорят так называемые монастырские обиходники, календари, где прописывали порядок богослужений. Так, обиходник Троицкой лавры XVI века говорит о Дмитриевской субботе как о дне поминовения исключительно усопшей братии монастыря, не связывая его с Куликовской битвой. То же отмечают уставы волоколамского и тихвинских монастырей.

Вне монастырских обителей этот день воспринимали как день памяти обо всех усопших христианах. Известно, что царь Иоанн Грозный приказал в этот день давать милостыню, кормить нищих, а в церквях петь панихиды.

В XVII веке о панихиде в честь воинов упоминает святитель Димитрий Ростовский, а в XVIII–XIX веке появляются духовные стихи, где уже прямо говорится об установлении дня поминовения Дмитрием Донским. В одном из этих стихов есть рассказ о видении князя во время литургии — он вновь видит павших воинов и тогда решает установить в их память особый день.

В 1903 году императорский указ предписал совершать в Дмитриевскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество на поле брани живот свой положившим». Этот указ окончательно закрепил за днем связь с Куликовской битвой.

Традиции

Дмитриевская суббота — последний поминальный день в году. На Руси к нему относились очень ответственно: к этому дню готовили обильные поминальные кушанья, убирались в доме, чтобы встретить день в чистоте.

В канун поминального дня шли мыться в бане — причем часто оставляли в предбаннике одно или несколько банных полотенец, чтобы души умерших тоже могли помыться. То же самое производили и за трапезой: ставили отдельные приборы для усопших родственников и откладывали порцию еды. До трапезы обязательно посещали кладбище.

В период между праздником Казанской иконы Божией Матери (4 ноября) и Дмитриевской субботой прекращали играть свадьбы — боялись, что брачные союзы, заключенные в это время, будут неудачными.

Как провести этот день

Православные христиане в этот день идут в храм на богослужение. В храме в этот день ставят свечи за упокой усопших и подают поминальные записки с их именами. После службы посещают кладбище: убираются на могилах перед долгой зимой.  За трапезу садятся к вечеру и стараются провести ее за воспоминаниями об ушедших родных.

Как министр труда «поднял» нам зарплату Далее в рубрике Как министр труда «поднял» нам зарплатуМанипулирование цифрами остается основной задачей чиновников

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»