Новости – Люди












Люди
Диалог с агрессором

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Фото: Virginia Mayo/ТАСС
Североатлантический альянс призывает провести Совет Россия — НАТО, но от антироссийской политики не отказывается
29 января, 2016 14:45
6 мин
Накануне генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что военный блок рассматривает возможность созыва очередного заседания совета Россия — НАТО, который не проводился с июня 2014 года. Столтенберг подчеркнул, что работу совета никто не приостанавливал, а «сейчас настало время его провести». Возможность встречи и ее даты (предварительно конец февраля — начало марта) будут обсуждаться с российской стороной. В альянсе всякий раз не упускают повод напомнить, что не разрывали политические контакты с РФ, а «лишь прекратили практическое сотрудничество».
Одновременно Столтенберг сделал любопытные заявления, из которых сразу стало понятно, что особого повода для радости на самом деле нет. «Нет никакого противоречия между усилением мощи НАТО и взаимодействием с Россией. Но само собой, что, только будучи сильными, мы можем развивать конструктивные отношения, основанные на сотрудничестве», — поясняется в представленном в четверг докладе генсека НАТО за 2015 год. В том же документе говорится о необходимости борьбы с российской пропагандой и даются положительные оценки усиления военного присутствия альянса в Восточной Европе на границах с РФ. Чуть раньше, 26 января, Европейское командование вооруженных сил США (EUCOM) опубликовало новую стратегию, где Россия прямым текстом называется главной угрозой европейской безопасности.
Пока не ясно, что именно станет основной темой обсуждения на предстоящем совете Россия — НАТО. Если альянс действительно стремится к нормализации отношений с Россией, то это явно идет вразрез с декларируемой им политикой.
Сигналы с Запада
Совет Россия — НАТО был создан в 2002 году для продвижения взаимоотношения России и стран — участниц НАТО. Прекращение заседаний Совета Россия — НАТО стало следствием решения альянса 1 апреля 2014 года прервать военное сотрудничество с РФ из-за присоединения Крыма и поддержки Донбасса. Этот форум, безусловно, обещал быть полезным обеим сторонам, но при сохранении НАТО своей антироссийской позиции он просто лишен смысла.
В последние недели Запад подает четкие сигналы о своей готовности восстановить резко ухудшившиеся отношения с Москвой. Так, согласно публикациям в иностранных СМИ, с России скоро снимут санкции и «простят» ей Крым, и призывы Столтенберга вполне из этой серии. Почву начали готовить заранее, и особенно активен в этом плане был министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, который 19 января уже во второй раз выступил за возобновление Совета Россия — НАТО хотя бы на уровне послов. Говорил о необходимости проведения Совета Россия — НАТО в декабре и сам Йенс Столтенберг, для того чтобы обсудить сбитый в Турции российский Су-24. Теперь же формального повода нет, однако, впрочем, их всегда достаточно.
Так, по сообщению Пентагона, 25 января истребитель Су-27 ВКС России якобы «в небезопасной и непрофессиональной манере» перехватил над Черным морем американский самолет-разведчик RC-135U Combat. Инцидент произошел в международном воздушном пространстве, но Черное море является сферой наших интересов в куда более значительной степени, чем американских. Гипотетически, если бы российские вооруженные силы сбили самолет страны — члена НАТО, нарушивший наше воздушное пространство, была бы Россия так же оправдана и избежала бы ответственности, как Турция, уничтожившая наш самолет над Сирией?
Позиция РФ
В целом российские политики приветствовали заявление Столтенберга, но с оговорками. «Разговоры Столтенберга о возобновлении работы Совета Россия — НАТО отражают "кризис жанра" альянса. Вражда с Россией — глупость, не политика», — комментирует в Twitter глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. По его мнению, у НАТО все же нет шансов на продвижение своего положительного образа в России, и связано это с неверным курсом на расширение своих структур, в том числе и военных, за счет безопасности РФ.
В свою очередь, первый зампредседателя Комитета Совета федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич уверен, что проведение заседания Совета Россия — НАТО станет значимым событием международной жизни. Клинцевич считает, что заявления похожи на своего рода «прощупывание почвы». «Насколько мне известно, его слова услышаны у нас теми, кто принимает соответствующие решения, и встречены достаточно позитивно», — поделился сенатор, подчеркнув, что заседание не должно стать чисто протокольным мероприятием. Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев согласен с коллегой: в Москве готовы к возобновлению работы с Брюсселем, если в виду имеется полноценный диалог.
Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов заметил, что Йенсу Столтенбергу следовало предварительно заявить, что конкретно НАТО собирается обсуждать, планирует восстанавливать контакты или в очередной раз предъявить список претензий. Хотя, по замечанию эксперта, с нашей стороны список претензий будет еще больше. «В нынешних условиях не очень понятно, как руководство НАТО хочет восстановить работу Совета Россия — НАТО, поскольку антироссийская риторика на Западе не смолкает, о чем в очередной раз свидетельствует недавний доклад Еврокома ВС США», — заявил Коновалов «Русской планете».
Военный эксперт напомнил, что контакты с НАТО не разорваны полностью, в Сирии наши военные взаимодействуют с коллегами из Франции и США. В то же время среди членов НАТО нет единства: Польша, Прибалтика, Норвегия, Финляндия перешли границы антироссийской риторики, в то время как Италия, Испания и Франция придерживаются нейтралитета. «Наши позиции ясны, а членам блока прежде всего следует договориться между собой. Если это попытка со стороны НАТО найти точки соприкосновения с Россией и предложение сотрудничества на благо мира и безопасности, то мы можем это только приветствовать», — рассуждает Коновалов.
Если же последует официальное предложение Североатлантического альянса провести Совет Россия — НАТО, Москва, разумеется, не станет отказываться, но пойдет на него с пониманием того, с кем имеет дело. А в НАТО должны понимать, что терпение у России небезгранично, а вот возможности нашей армии велики.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости