Новости – Общество
Общество
«Чайка» взлетела над своей родиной
Борис Тригорин (артист Сергей Фатьянов) и Ирина Аркадина (артистка Наталья Беляева). Фото: Андрей Петров / «Русская планета»
Впервые в истории одна из самых известных и популярных в мире театральных пьес — «Чайка» — была поставлена и сыграна в месте, где была написана, — в подмосковной усадьбе Антона Павловича Чехова Мелихово
15 июня, 2015 16:02
5 мин
У «Чайки» в этом году юбилей — ей исполняется 120 лет. 155 лет со дня рождения ее гениального автора мы отметили в январе, государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова в 2015-м отмечает 75-летие. Этим трем датам и посвятил свою постановку «Чайки» режиссер, декан режиссерского факультета ГИТИСа Владимир Байчер.
Спектакль необычный — действие происходит в трех местах: на берегу пруда, на крокетном поле и на каретном дворе. Зрители перемещаются в них во время антрактов.
— Мелихово — это усадьба Сорина в миниатюре, — говорит Владимир Байчер. — Поэтому выбранный нами формат «спектакля-бродилки», очень популярный сегодня, не просто дань моде, а способ провести зрителя по самой пьесе. Соединение музея и театра — уникальное явление в мировой практике. Театральный оpen-air — cвоеобразный жанр, которому нет аналогов. Мы хотели прикоснуться к энергии, с которой создавалась «Чайка», и у нас получился сумасшедший спектакль. Создать его стоило невероятных усилий, мы жутко нервничали, старались, чтобы мелиховская «Чайка» получилась если не лучшей, то уж точно особенной.
Сцена на пруду. На первом плане Нина Заречная (артистка Светлана Герасимович). Фото: Андрей Петров / «Русская планета»
Постановщик бережно отнесся к чеховскому тексту. Но если первые три действия артисты репертуарного театра, находящегося в составе музея-заповедника, играют в костюмах, соответствующих времени героев «Чайки», то в последнем, за игрой в лото, они предстают в современной одежде, а одним из элементов декорации становится большой телевизор, на экране которого вращается Земля, снятая из космоса.
— У нас есть некое историческое расстояние — 120 лет, прошедших со времени написания пьесы, — говорит сценограф спектакля Владимир Аншон, специально приглашенный режиссером из Эстонии. — И этот же путь мы проходим в спектакле. Между первым и последним актом лежит тоже 120 лет — это путь от цивилизации слова к цивилизации цифры. В конце спектакля все, что происходило в первых актах, становится неким музеем. И дальше у героев, как и у зрителя, есть выбор — сохранить это в себе или отбросить, как это уже было не раз в истории человечества.
Сцена из спектакля. Фото: Андрей Петров / «Русская планета»
У «Чайки» непростая судьба. Ее премьера состоялась в 1896 году в петербургском Александринском театре. Пьеса провалилась: плохо играли актеры, публика была рассержена, сам Чехов покинул театр до окончания спектакля и на следующий день уехал из Петербурга. Лев Толстой о пьесе сказал так: «"Чайка" Чехова вздор, ничего не стоящий… "Чайка" очень плоха… Лучшее в ней — монолог писателя, это автобиографические черты, но в драме они ни к селу ни к городу». Многие не поняли новой поэтики, того, что Чехов выступил против отживших театральных традиций.
Конечно, «Чайка» очень автобиографична. Английский драматург Джон Бойнтон Пристли писал, что «Чехов поделил свою собственную личность между тремя персонажами: Тригориным, популярным беллетристом, — то, от чего он сам устал, Треплевым, борющимся, как и он сам, за новые формы выразительности, и доктором Дорном, как и он сам, врачом, не случайно симпатизирующим исканиям Треплева». Спустя два года после провала «Чайка» была поставлена на сцене МХАТа Станиславским и Немировичем-Данченко — и спектакль имел оглушительный успех. С тех пор чайка стала символом Художественного театра, а Чехов — его постоянным автором.
Борис Тригорин (артист Сергей Фатьянов) и Нина Заречная (артистка Светлана Герасимович). Фото: Андрей Петров / «Русская планета»
— Я очень рада, что играю в этом спектакле, это большой актерский подарок, это совершенно взрывной материал, — делится исполнительница роли Ирины Аркадиной заслуженная артистка России Наталья Беляева.
— Пять месяцев репетиций были крайне сложными, — признается исполнитель роли Константина Треплева Иван Кожевников. — Это самая необычная и самая трудная роль в моей карьере. В зале работать проще по звуку и физических затрат требуется гораздо меньше. А на пленэре приходится выкладываться на 200%, это пространство, которое актеру надо завоевывать, чтобы что-либо донести до зрителя.
— Меня всегда томила загадка, связанная с пьесой Треплева, с тем прорывом, который Аркадина грубо назовет декадентским бредом, — рассказывает заслуженный артист России Юрий Голышев, сыгравший Петра Сорина. — Таких людей, как Чехов, отличает особенность глядеть на столетия вперед. Именно поэтому пьеса Треплева никакой не декадентский бред, а гениальное прозрение.
Сцена на крокетной площадке. Фото: Андрей Петров / «Русская планета»
Несмотря на то что это было первое представление «Чайки» в необычном интерьере, артисты были великолепно сыгранны и убедительны. Наградой им стала долгая овация.
Ближайший показ спектакля в чеховской усадьбе состоится 20 июня, затем в июле, августе и сентябре пройдет еще несколько представлений. Их зрители смогут не только насладиться блестящей актерской игрой, но и осмотреть экспозицию музея, в которой более 18 тысяч экспонатов — это рукописи и личные вещи Чехова, книги, фотографии, картины друзей писателя. И наконец, просто полюбоваться красивейшей усадьбой с яркими клумбами, яблонями, прудом, на берегу которого Антон Павлович, написавший в Мелихово более 40 выдающихся произведений, любил посидеть с удочкой.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости