Новости – Люди












Люди
Просто денег нет сейчас

Дмитрий Медведев во время совещания об основных подходах к формированию федерального бюджета на 2017 год. Фото: Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
Правительство надеется удержать дефицит бюджета в рамках приличия, но не знает, как это сделать
16 июня, 2016 11:00
6 мин
15 июня премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел совещание правительства, посвященное бюджету-2017 и перспективам бюджетного планирования на 2018–2019 годы.
Напомним, в этом году мы живем по антикризисному однолетнему бюджету, но по мере выхода из пике правительство намерено вернуться к привычному и более перспективному трехлетнему бюджетному плану. Любопытно, что в этом году у кабмина появился лишний месяц на бюджетные размышления: в связи с сентябрьскими выборами проект федерального бюджета на 2017–2019 годы правительство должно внести в парламент не 1 октября, как обычно, а 1 ноября.
В совещании 15 июня приняли участие все ключевые фигуры «экономического и финансового блока» правительства — первый вице-премьер Игорь Шувалов, вице-премьер Аркадий Дворкович, глава Минфина Антон Силуанов, министр экономического развития Алексей Улюкаев и председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина.
Погоня за дефицитом
В бюджете 2016 года расходы составили около 16 трлн руб., а доходы при этом — 13,7 трлн руб. Таким образом, предполагаемый дефицит был утвержден на фоне 3% от ВВП. Удержаться на этом уровне поручил и Владимир Путин, но Министерство финансов не исключает роста этого показателя до 3,3%.
На 2017–2019 годы Антон Силуанов рассчитывает дефицит понемногу снижать. В начале июня он говорил об одном проценте в год, как в детской считалочке — три, два, один, ноль. При этом Минфин, по словам заместителя министра финансов Максима Орешкина, делает ставку на два весьма предсказуемых опорных пункта: бюджетное правило и постепенную бюджетную консолидацию.
Бюджетное правило для нашего бюджета, как известно, рассчитывает максимальный уровень расходов исходя из цены на нефть. Периодически вычисляется средневзвешенная цена нефти на текущий период, и доходы, превышающие спрогнозированное значение, отправляются в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Идея «бюджетного правила», введенного еще в 2004 году, получила в свое время полное одобрение МВФ. Среди его горячих сторонников в правительстве и вокруг него два Алексея — Кудрин и Улюкаев, а также примкнувший к ним Антон Силуанов. Среди постоянных критиков — помощник президента Андрей Белоусов и вице-премьер Ольга Голодец.
Бюджетная консолидация, в свою очередь, как раз и есть процесс сокращения дефицита путем сведения воедино показателей разных уровней. В данном случае речь идет в первую очередь о повышении доходов и сокращении расходов. Алексей Кудрин давно уже говорит, что никакая бюджетная консолидация в России на данном этапе невозможна без повышения налогов. Противоположная точка зрения гласит, что доходность бюджета должна быть обеспечена не столько увеличением финансового давления на население, сколько развитием реального сектора экономики («Столыпинский клуб» и другие).
Минфин здесь склонен занять промежуточную позицию. Тот же Орешкин предполагает, что повышения доходной части бюджета возможно добиться путем улучшения администрирования налогов. Резервы в этом направлении действительно есть, но это опять же скорее игра в математику, чем стратегическое планирование базовых тенденций развития народного хозяйства.
От реальности к прогнозам
Пока министры обсуждают новый бюджет, в рамках бюджета текущего тенденция к нарастанию дефицита только укрепляется. Так, по состоянию на 1 июня 2016 года доходы составили 4,643 трлн руб., а расходы — 6,128 трлн. Дефицит, таким образом, вырос до 1,484 трлн руб. (в 1,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), отыграв значительно больше половины той суммы, которая причиталась ему на год (2,3 трлн). Теперь остается только надеяться, что в оставшиеся семь месяцев случится прорыв, какой-то разворот, и порочная тенденция будет переломлена. Все, конечно, может произойти, но надежд таких не слишком много.
В основу бюджетного планирования на предстоящую трехлетку положен недавно обновленный прогноз развития отечественной экономики до 2019 года, сделанный ведомством Алексея Улюкаева. В 2017 году Минэкономразвития предполагает рост ВВП на 0,8% (против падения на 0,2%, которое происходит на наших глазах), в 2018-м — на 1,8%, в 2019-м — на 2,2%. Все это рассчитано при среднегодовой цене на нефть 40 долларов за баррель и постепенном укреплении курса до 62,7 руб. за доллар в 2019 году. Инфляция тоже должна постепенно замедлиться — до 4% в 2019 году. Что ж, 4% — уже вполне пристойный показатель. Будем с нетерпением ждать…
Доходы и обязательства
Среди важнейших задач, которые правительство обязано учитывать при составлении нового бюджетного плана, — выполнение базовых социальных обязательств. Как известно, по итогам 2015 года пенсии были проиндексированы только на 4% (при инфляции 12,9%). Произойдет ли в конце лета или осенью какая-нибудь дополнительная индексация, пока непонятно.
Также непонятно, откуда брать деньги. Из Резервного фонда уже истратили 780 млрд руб., и на 1 июня в нем осталось менее 3 трлн. В Минфине даже поговаривали о том, чтобы открыть вторую «кубышку» — Фонд национального благосостояния. Но о таком святотатстве — пока только шепотом и по углам. Куда удобнее ужесточить налоги…
В качестве еще одного средства повышения доходов постоянно называют приватизацию: по расчетам, она может дать до 1,5 трлн руб. Однако очередная распродажа России «нужным людям» по определению неприемлема.
Мудрый премьер
На совещании 15 июня Дмитрий Медведев произнес поистине золотые слова: «Бюджетная политика должна стимулировать структурные изменения и развитие реального сектора. Считаю, что это момент принципиальный. При всей важности текущих проблем нам нельзя забывать о стратегических задачах, улучшении инвестиционного климата, поддержке импортозамещения, несырьевого экспорта. Необходимо стимулировать инновационные разработки, создание новых технологий, их внедрение, конечно, развивать социальные услуги и социальную сферу в целом. От этого зависит, каким будет облик нашей страны в ближайшие годы».
Здесь с премьером не поспоришь. Существует только одно «но». Не совсем понятно, как при господстве идей «бюджетного правила», «консолидации», повышения налогов и так далее эта забота будет осуществляться. Путем точечных вливаний и опять-таки ручного управления? Или все же через изменение базовых подходов к проблеме экономического роста?
Пока, к сожалению, ответ ясен. Никаких принципиальных прорывов ожидать не стоит, вся дискуссия в правительстве прошла в рамках привычных и уже навязших на зубах теоретических выкладок и словесных фигур. А так — все верно, Дмитрий Анатольевич. «У нас в настоящий момент сохраняется довольно много развилок, по которым надо найти взвешенные решения с учетом существующих финансовых возможностей». Найдите уже. Пора.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости