Новости – Люди












Люди
Бюджет-2016: назад в будущее

Фото: Денис Гришкин / РИА Новости
Как новый однолетний финансовый план правительства возвращает страну в девяностые
19 сентября, 2015 06:08
11 мин
18 сентября в Госдуме рассмотрели в первом чтении законопроект «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год». Речь шла о поправках в Бюджетный кодекс, предусматривающих, что федеральный бюджет временно будет формироваться сроком не на три, а на один год, в данном случае 2016-й. В последний раз однолетний бюджет ГД принимала в кризисный 2008-й. И, пожалуй, сей факт нагляднее всего характеризует ситуацию, сложившуюся в экономике России.
Просить депутатов принять законопроект приехал лично министр финансов Антон Силуанов. Впрочем, видимо, из-за убежденности, что судьба документа предопределена позицией доминирующей в ГД фракции ЕР, просительный тон не выучившего урок школьника ему упорно не давался.
В докладе Антон Германович озвучил подлившие масла в огонь цифры: по оценкам Минфина, инфляция в этом году составит 12,2%; отток капитала по итогам 2015-го ожидается в объеме $80 млрд. Принятие бюджета на год, по мнению чиновника, послужит в том числе инструментом и для снижения этих показателей.
Депутаты КПРФ и ЛДПР в ответных выступлениях стремились, пользуясь случаем, поставить очередной «неуд» кабинету и актуализировать вопрос о прекращении его полномочий. Умеренная «Справедливая России» была не столь категоричной, а «Единая Россия», поддерживая министра, пыталась увести дискуссию из политического русла.
Первым на министра вал негодования обрушил коммунист, член комитета по финансовому рынку Борис Кашин.
Он раскритиковал опрометчивое заявление Силуанова о том, что главная задача правительства — «сохранение резервов». «Допускаю, что это основная задача министра финансов. Но правительство, которое уподобилось Плюшкину и не понимает, что его главная задача обеспечить развитие экономики и решение социальных проблем, стране не нужно», — отметил Кашин.

Антон Силуанов (в центре) на пленарном заседании Государственной Думы РФ, 18 сентября 2015 года
Антон Силуанов (в центре) на пленарном заседании Государственной Думы РФ, 18 сентября 2015 года. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости
Депутат разглядел в законопроекте и политический подтекст. По его мнению, документ носит не только технический характер: «Исполнительная власть постоянно манипулирует сроками и процедурой принятия важнейших решений, стремясь остаться на коне при провальных результатах своей работы». При этом Кашин грозно подчеркнул, что коммунисты ждут от рассмотрения бюджета-2016 одного из двух возможных результатов: «Либо у нас будет приемлемый бюджет, либо в правительстве произойдут изменения, и мы получим приемлемое правительство».
В то же время Кашин отметил и определенную безвыходность ситуации: «Нас подталкивают к ускоренному рассмотрению бюджета и не оставляют времени для того, чтобы высказались регионы и общественность. Предлагаемая процедура фактически не позволяет Думе отвергнуть бюджет в случае, если он окажется никуда не годен, так как в этом случае встает перспектива вхождения страны в 2016 год без бюджета. Таким образом, навязанная спешка может привести к тому, что, придя в себя после новогодних праздников, граждане встретятся все с той же недееспособной командой, которая начнет с удвоенной силой решать нарастающие проблемы за счет наименее социально защищенных слоев населения. Именно это — главная опасность принятия предложенного закона».
Он также напомнил о «рисках разрыва договоров, содержащих обязательства, выходящие за рамки 2016 года, в том числе по долгосрочным инвестиционным проектам, а это сотни миллиардов рублей».
Главное, что препятствует коммунистам проголосовать за законопроект, по словам Кашина, это недоверие к кабинету: «О каком доверии правительству может идти речь, если в трудный момент мы видим лихорадочные действия по защите любой ценой банков и других финансовых институтов, их собственников и высших управленцев, прикрытые фиговым листком рассуждений о том, что, помогая банкам, мы помогаем экономике?»
Особенно неприемлемой Кашин видит политику кабмина в отношении пенсий: «Не далее как вчера Министерство финансов «обрадовало» народ еще одной «интересной» идеей о повышении пенсионного возраста уже в 2016 году. Где гарантия, что вместе с проектом бюджета нам не придется решать судьбу граждан, которым остается один год до ухода на пенсию, мужчин 56-го и женщин 61-го годов рождения. Как можно в ускоренном режиме обсуждать идею ряда членов правительства об отмене предусмотренной законом индексации страховой пенсии граждан на уровень инфляции? Если такое решение будет заложено в бюджете, то нам необходимо время, чтобы объяснить гражданам, с кем они имеют дело в правительстве, и что тем самым выбрасывается на помойку основной принцип страховой пенсионной системы и перечеркиваются очевидные для всех остальных стран положения пенсионной реформы. Страховая пенсия превращается в пособие от власти Христа ради. Особый цинизм к указанным планам правительства добавляет возвращение в нынешних тяжелейших финансовых условиях к обязательности накопительной компоненты в государственной пенсионной системе, которая представляет собой просто кормушку для многочисленных финансовых посредников и спекулянтов, спасение которых волнует наше правительство гораздо больше, чем обнищание все большего числа российских граждан».
Кашин обратил внимание и на обязанность правительства ознакомить депутатов с принципами, на которых будет построен бюджет. Хотя, по его мнению, они отсутствуют: «Они во всем ждут указаний из Кремля, а там тоже потеряно ощущение реальности».
Подводя итог, Кашин заключил, что фракция КПРФ будет голосовать «против».

Борис Кашин на пленарном заседании Государственной Думы РФ
Борис Кашин на пленарном заседании Государственной Думы РФ. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости
Затем выступил представитель ЛДПР, первый зампред комитета по бюджету и налогам Сергей Катасонов.
«Изменение срока показывает, что правительство не имеет фактически «дорожной карты», как себя вести и что делать в случае абсолютно предсказуемых условий снижения цены на нефть. Вопрос: чем они вообще занимались с января, летом? Почему мы все сейчас должны подстраиваться под вас? — риторически вопросил он. — Не можете — уходите…»
По мнению Катасонова, проблема кроется не только в отсутствии у правительства способности к долгосрочному планированию, но и в самой экономической модели страны. И во многом к плачевному положению дел привела недальновидная деятельность экс-министра финансов Алексея Кудрина: «На уровне государства произошел обман населения нашей страны. Мы должны дать оценку правительству, действиям министра финансов. Пусть он, как Васильева, немножко «посидит» в СИЗО, а то он все нас поучает. Надо было все предыдущие годы думать о том, как развивать наш сельскохозяйственный сектор, промышленность, а не откладывать средства туда, откуда их будет не достать в час икс. Потому что в час икс всем плохо».
В заключение депутат заявил, что фракция ЛДПР не поддержит законопроект. И этот шаг следует трактовать и как оценку деятельности кабинета: «Мы считаем, что та невнятная политика, невнятное объяснение и тот бюджет, который мы сейчас готовим к 2016 году, говорит о неспособности данного правительства выводить страну из кризиса».
Выступающий далее первый зампред комитета ГД по бюджету и налогам справедливоросс Александр Тарнавский был менее категоричен, заявив, что его фракция «не будет голосовать против настоящего законопроекта, но не будет голосовать и за».
По мнению депутата, много неразрешимых вопросов вызывают сроки принятия документа: «Вчера я взял электронную карточку этого проекта бюджета. В ней только перечень документов, которые мы должны получить от правительства, составляет 34 страницы».
Тарнавский отметил и отсутствие в документе описания структурных мер по развитию экономики. «Перенос сроков бюджета связан не с неопределенностью конъюнктуры, это произошло из-за ошибок в прогнозах и отсутствия реформ в прежние годы. Методы бюджетного планирования должны обеспечивать стабильность выполнения обязательств государства независимо от конъюнктуры», — заключил парламентарий.
Завершая дискуссию, выступил единоросс, глава Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Он призвал коллег не политизировать «темы, которые на самом деле очень важны для жизни страны и для жизни каждого человека в нашей стране, тех, кто нам доверил выступать от их имени здесь, в Государственной думе».
По его мнению, корень проблем нашей экономики следует искать за пределами страны: «Сегодняшнее решение — это результат реальной оценки проблем, которые возникают … в результате тех обстоятельств, которые находятся вне сферы нашего влияния. Ведь совершенно очевидно, что тенденции в мировой экономике, тенденции по курсу валют, по стоимости энергоресурсов определяют сегодня три фактора — каким будет темп роста в Китае, а он сокращается; когда США примут решение о повышении ставки и что произойдет с 1 ноября, когда на рынок будет вброшена иранская нефть. Нам нужна реальная работа над проблемами; поиск резервов и определение приоритетов».
Завершая выступление, он призвал депутатов и правительство проявить ответственность при формировании бюджета на 2016 год.
Как и ожидалось, законопроект был принят в первом чтении. Остается надеяться, что ко второму и третьему рассмотрению его многочисленные недоработки будут исправлены и РФ получит бюджет, способный если не вывести страну из кризиса, то хотя бы не дать ей скатиться в пропасть.
Хотя и сам по себе факт перехода к однолетнему планированию расходов госказны, по мнению многих экспертов, — крайне негативный сигнал. Так считает и директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, в прямом эфире радиостанции «Говорит Москва» раскритиковавший решения Минфина: «Когда принимали трехлетнее бюджетное планирование, очень справедливо объясняли, что многие бюджетные расходы носят многолетний характер. Если вы каждый год их будете пересматривать заново или почти заново … инвестиции станут невозможны, как у нас было в 1990-е и отчасти в начале 2000-х. Наши замечательные либералы возвращают нас в 1990-е под прикрытием красивых разговоров о международном кризисе».
Он подчеркнул, что даже в условиях кризиса можно эффективно прогнозировать экономическую ситуацию в стране: «Государственный прогноз — это не разговоры о том, как у нас изменится конъюнктура, если изменятся мировые цены на нефть. Это разговор о том, как государство будет противодействовать тем или иным негативным сценариям. Или как оно будет использовать те или иные позитивные сценарии»
Напомним, закон о бюджете на три года принимается с 2006 года.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости