Новости – Общество
Общество
Бюджет с октября
Коробки с документами проекта закона «О федеральном бюджете». Фото: Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
В Госдуме предложили пересмотреть дату начала и окончания финансового года
3 августа, 2016 15:30
6 мин
Депутаты Государственной думы Иван Сухарев и Антон Ищенко подготовили проект закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ). В частности, законодатели предлагают внести ключевые изменения в пункт 1 статьи 5 и статью 12 БК РФ, а именно определить, что длительность финансового года и период действия закона о бюджете меняются: не с 1 января до 31 декабря, как сейчас, а с 1 октября до 30 сентября каждого года. Подобное изменение, считают парламентарии, поможет в будущем более эффективно расходовать средства федерального бюджета.
«Сегодня дата начала финансового года установлена с 1 января. На доведение денежных средств до заказчиков строительных работ уходит несколько месяцев, поскольку зачастую они проходят несколько ступеней, начиная с федерального бюджета. И на конкурсные процедуры размещения заказов выходят только в мае–июне. Дальше могут возникнуть судебные разбирательства или претензии со стороны ФАС по конкурсным процедурам, на что может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев. И реально, не нарушая закон, можно приступить к работе в сентябре–октябре, когда погодный и температурный режим не позволяет качественно выполнять строительные и дорожные работы, — пояснил РП Антон Ищенко. — Да еще в условиях цейтнота. Так, в случае с Росавтодором в 2014 году столь позднее поступление средств повлекло за собой срыв сроков ввода в эксплуатацию дорог и сказалось на качестве их ремонта. Сегодня мы не в том положении, чтобы бросать деньги на ветер. Да и склонять местные власти к заключению фиктивных контрактов с коррупционной составляющей, к чему их вынуждают такие сроки движения средств, тоже категорически неправильно. Поэтому и необходимо передвинуть начало финансового года на три месяца назад, на 1 октября. Это позволит госзаказчикам завершить все конкурсные процедуры по контрактам, а главным распорядителям довести до них все бюджетные ассигнования еще в I квартале. И тогда во II и III кварталах подрядчики смогут приступить к выполнению работ, что логично. Ведь дороги надо строить весной и летом, только тогда их качество будет отвечать стандартам, и не придется их постоянно перекладывать, тратя налоги граждан на одно и то же ежегодно».
В 2015 году процент исполнения бюджетных ассигнований находился на уровне 83%. Наибольший объем неисполненных бюджетных ассигнований сложился по следующим главным распорядителям: Минфину (108,3 млрд рублей), Росавиации (15,9 млрд), «Роскосмосу» (13,7 млрд руб.), Росавтодору (13,5 млрд), Минсельхозу (11,0 млрд), Минздраву (7,2 млрд), Минобрнауки (2,7 млрд), Роструду (2,6 млрд), Минэкономразвития (2,5 млрд), Минстрою (1,6 млрд).
Аналогичная ситуация складывалась и по объему остатков по субсидиям на счетах субъектов РФ. Только по Росавтодору такой объем составил 29,5 млрд рублей в 2015 году.
Исполнение расходов федерального бюджета не в полном объеме обусловлено, прежде всего, как считают авторы поправки, несвоевременной подготовкой и утверждением проектно-сметной документации на объекты строительства, несвоевременным проведением конкурсных процедур и ненадлежащим качеством планирования.
Исполнение федерального бюджета также характеризуется неравномерностью распределения контрольных событий, кассового исполнения расходов федерального бюджета в течение финансового года, низкой эффективностью реализации ряда госпрограмм и высоким уровнем дебиторской задолженности по расходам.
Так, из 110 контрольных событий, предусмотренных в детальном плане-графике реализации госпрограммы РФ «Развитие транспортной системы» на 2014 год, сроки реализации 76 контрольных событий (или 68,5%) установлены в декабре 2014 года, в том числе по ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» — ключевое событие «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке 15-й км — 58-й км завершено», дата — IV квартал 2014-го, когда уже нецелесообразно проводить какие-либо строительные и ремонтные работы дорожного покрытия из-за плохих погодных условий.
Процент исполнения целевых показателей по ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» в 2014 году составил 57,1%. По указанной ФЦП не достигнуты значения трех показателей из семи, в том числе: не построено и реконструировано 269,4 км автодорог регионального и межмуниципального значения, на что предусматривалось федеральное софинансирование; прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных круглогодичной связью по дорогам с твердым покрытием в 2014 году, составил 136 единиц (план — 282 единицы).
Согласно заключению Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета за 2014 год, одной из причин формирования значительного объема дебиторской задолженности по расходам инвестиционного характера по Росавтодору является перечисление средств субъектам РФ в конце финансового года.
Так, по ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» Росавтодором в декабре 2014-го предоставлено в рамках субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование мероприятий подпрограммы «Автомобильные дороги» 36 634,4 млн рублей (57% утвержденного объема субсидий на 2014 год).
Кроме того, Росавтодором в 2014 году были предоставлены субъектам РФ субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в объеме 46 800,3 млн рублей, из них в декабре — 25 342,1 млн рублей (54,1%). Расходование субъектами РФ указанных субсидий составило 30 315,7 млн рублей (64,8%), большая часть из которых, как представляется авторам законопроекта, была истрачена за счет заключения фиктивных контрактов с коррупционной составляющей, так как в декабре вряд ли возможно проводить строительные и ремонтные работы дорожного полотна.
Предоставление средств федерального бюджета в конце финансового года повлекло срыв сроков ввода в эксплуатацию автодорог регионального и местного значения, а также сказалось на качестве их ремонта.
Исходя из всего этого и для повышения темпов дорожного строительства и улучшения качества ремонтных работ, предлагается изменить дату начала финансового года на 1 октября. Как считают депутаты, это позволит госзаказчикам в I квартале завершить все конкурсные процедуры по заключению контрактов с подрядчиками, главным распорядителям довести до госзаказчиков бюджетные ассигнования, а во II и III кварталах уже приступить к выполнению строительных и ремонтных работ дорожного полотна, в наиболее благоприятное для этого время года (весна — лето).
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости