Борьба за святыню
Фото: Константин Куцылло / ТАСС

Фото: Константин Куцылло / ТАСС

В Суздале раскольники удерживают мощи православных святых

Дело о мощах суздальских святых, которые удерживают раскольники, передано в федеральный центр. Об этом сообщило Управление службы судебных приставов по Владимирской области. Ранее приставы пытались выполнить судебное решение об аресте реликвий, однако это им не удалось. Раскольники не дали приставам приблизиться к ракам с мощами, окружив их живой стеной.

Мощи суздальских святых находятся у раскольников, называющих себя Русской православной автономной церковью (РПАЦ), с начала 1990-х годов. Останки святых оказались в их руках после того, как лидер самопровозглашенной церкви, бывший священник православной церкви, самовольно вышел из-под юрисдикции Московского патриархата.  В РПАЦ уверяют, что мощи открыты для всех. Но по факту православные верующие не имеют доступа к святыням, поскольку каноны запрещают им творить молитву в одном храме с раскольниками.

Конфликт

«Дело резонансное, социально значимое. Теперь его взял под контроль центральный аппарат нашего ведомства», — сообщила РП Елена Сергеева, представитель  службы судебных приставов по Владимирской области.

Первую попытку изъять мощи у раскольников в 2012 году предприняло местное управление Росимущества. Для этого представители федерального агентства обратились с исковым заявлением в арбитражный областной суд , чтобы потом передать святыни православной церкви. После череды судебных разбирательств требование об изъятии мощей было удовлетворено. Однако судебным приставам, появившимся в храме РПАЦ для исполнения решения суда о временном аресте реликвий, путь к мощам преградили раскольники, закрыв подход к реликвиям своими телами.

«Мы вели себя корректно. Дождались окончания службы, чтобы не мешать людям, и лишь после этого предприняли попытку подойти к ракам с мощами. Тогда нам навстречу вышли те, кто присутствовал в храме, и местные священники, — вспоминает тот визит Сергеева. — В конечном итоге нам пришлось отступить, чтобы не провоцировать конфликт».

В службе судебных приставов по Владимирской области надеются, что столичным коллегам удастся завершить изъятие мощей, однако предупреждают, что это дело не будет легким — раскольники, вероятнее всего, попытаются воспрепятствовать их работе.

Получить комментарий в столичном управлении службы судебных приставов «Русской планете» на момент написания статьи не удалось. В ведомстве согласились ответить на вопросы только после официального запроса.

Как мощи оказались у раскольников

История, которая привела к тому, что православная святыня оказалась в руках раскольников, началась в 1990 году. Тогда архимандрит Суздальской епархии РПЦ Валентин (Русанцов) самовольно вышел из подчинения епархиального архиерея. Причиной этого решения, по некоторым данным, стал отказ Русанцова переводиться в другой город, как того требовали в епархии.

Русанцов объявил о создании собственной церкви. За ним последовал ряд клириков православной церкви. В 1997 решением Архиерейского Собора РПЦ Русанцова извергли из сана.

Несмотря на это, Русанцов  продолжал занимать Цареконстантиновский храм в Суздале и совершать там богослужения перед паствой. В этом пятиглавом храме, построенном в начале XVIII века, хранились мощи святых Евфимия и Евфросинии Суздальских.

В 2009 году Росимущество смогло отсудить у РПАЦ Цареконстантиновский храм и вместе с ним еще 13 церквей, которые заняли раскольники в самом Суздале и его окрестностях. Покидая храмы, последователи РПАЦ унесли мощи святых с собой.

Сегодня святыня находится в Иверском Синодальном храме, который занимают раскольники. В историческом центре Суздаля это единственная постройка, которая все еще принадлежит РПАЦ. Хотя само здание можно назвать «новоделом»: его возвели не далее как в начале 1990-х годов.

В РПАЦ заявляют, что доступ к мощам открыт всем. Однако на деле святыня остается недоступной для православных прихожан: каноническое ограничение запрещает православному человеку молиться в одном храме с ушедшими в раскол, объясняют во Владимирской епархии Московского патриархата.

«Мы не перестаем надеяться на возвращение святыни. Но сегодня, увы, ситуация пока не движется с места», — сказал представитель Владимирской епархии священник Андрей Сидоров.


Что мы знаем о суздальских святых

Известно, что преподобная Евфросиния родилась в начале XIII века. По происхождению она была знатного рода, ее отцом был черниговский князь Михаил Всеволодович. С самого детства юная княгиня интересовалась духовными вопросами, рано овдовела и сразу после этого удалилась в Суздальский монастырь.

Житие преподобной сообщает, что при жизни Евфросиния совершала чудеса исцеления и умела предсказывать будущее. Так, по преданию, Евфросиния заранее знала о Суздальском землетрясении 1230 года.

Во время  нашествия Батыя Евфросиния не побоялась выйти к хану с крестом, приказав ему не трогать Ризоположенскоую обитель. По преданию, монгольский хан повиновался.

Евфросинию канонизировали в 1576 году.

Преподобный Евфимий жил на рубеже XIV–XV веков. Он известен как создатель Спасо-Евфимиева мужского монастыря в Суздале. Канонизирован в 1549 году

С 1923 года мощи святых хранились в местном музее-заповеднике. В конце 80-х годов прошлого века музей вернул их Владимирской епархии.

Уголовная интерпретация Вагнера Далее в рубрике Уголовная интерпретация ВагнераКак оскорбили чувства верующих авторы новосибирского «Тангейзера»

Комментарии

18 марта 2015, 11:02
Нужно просто признать этих раскольников экстремистами или сектантами и прижать к ногтю всю эту богадельню.
18 марта 2015, 17:48
Вам легко так с плеча рубить, вас же там нет. А вы разобраться попробовали?
19 марта 2015, 10:06
Вы ещё скажите - направить туда роту боевых монахов РПЦ и вырезать всех этих раскольников до единого? Не дело это...
18 марта 2015, 12:19
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
18 марта 2015, 15:36
Куда смотрит православная общественность, почему не протестует?
19 марта 2015, 10:07
А все потому что православная общественность у нас инертна и не желает играть во все эти религиозные игры.
18 марта 2015, 17:50
Интересно, почему обычных людей пристава умеют заставить отдать имущество, а живую стену из церковных деятелей не смогли пройти? Кажется, кто-то не очень то и настаивает...
20 марта 2015, 10:13
Очень странно, что в светском издании используется церковный термин "раскольники". Юридически между РПАЦ и РПЦ МП нет никакой разницы. И та, и та - централизованные религиозные организации. Ну и второй вопрос, что в статье очень много ошибок.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»