«Трезвым путем за Христом»
«Народный дом» в Перми, начало ХХ века. Фото: metrosphera.ru

«Народный дом» в Перми, начало ХХ века. Фото: metrosphera.ru

Как боролись с пьянством в Российской империи до прихода большевиков к власти

В Перми создадут исторический путеводитель по Мотовилихе — самому старому промышленному району города, выросшему в XVIII веке вокруг медеплавильного завода. В XIX веке в этом пригороде огромной проблемой было пьянство, распространявшееся среди рабочих, подобно чуме. Чтобы победить его, здесь открыли «Народный дом» с чайной читальней, где всем желающим предлагали чай, книги и газеты. Историки рассказали «Русской Планете», какими еще методами боролись в России с алкоголизацией населения до Октябрьской революции 1917 года.

Госзаказ для кабатчика

До правления Ивана Грозного проблема пьянства в России вообще не стояла. Традиционно русские пили медовую брагу, пиво, разбавленное вино и квас, а все эти напитки не были достаточно крепкими, да и напиваться было не принято. Ситуация начала меняться, когда Иван IV открыл первый в стране казенный кабак.

«Россияне начали выпивать уже XVII веке, когда по всей стране открылись кабаки, где продавали более или менее доступную по цене водку, а закуску к ней — нет, — рассказывает РП кандидат исторических наук Владимир Синельников. — Уже к концу века ученый из Саксонии Адам Олеарий, посетивший Россию, засвидетельствовал, что пьянство широко распространилось во всех сословиях. Алкоголем злоупотребляли и мужчины, и женщины, и дети, и старики».

Постепенно доходы от продажи водки превратились в один из источников пополнения бюджета, поэтому властей устраивала растущая алкоголизация населения.

«Любые попытки бороться с распространением алкоголя строго пресекались, — продолжает Владимир Синельников. — Одну из первых документально зафиксированных попыток остановить пьяный разгул предпринял в XVII веке епископ Воронежский Тихон, впоследствии причисленный к лику святых. Он начал читать антиалкогольные проповеди, и паства под их влиянием поразбивала бочки с вином. Но откупщики донесли в столицу, что священник подрывает основы "питейного" дохода государства, и Тихона вынудили отправиться на покой».

Трезвый бунт

Борьбу с эпидемией пьянства начали сами крестьяне через 100 лет после епископа Тихона. Их не устраивало, что община несет огромные убытки из-за того, что многие односельчане — «питухи», завсегдатаи кабаков, спускают все свое имущество на водку, подорожавшую из-за повышения откупных платежей.

«Многие пропивались буквально "до креста", когда у них больше не оставалось ничего, даже одежды — один лишь нательный крест, — подчеркивает Синельников. — Поэтому в 1858 году в деревнях и селах начали стихийно создавать общества трезвости, участники которых громили кабаки, успев разорить более 3 тыс. кабатчиков. На сельских сходах крестьяне массово давали зарок не пить ни вина, ни водки. И это движение нашло поддержку у духовенства».

В 1850 году Святейший синод распорядился, чтобы клир всячески поддерживал «благую решимость воздержания от вина». Однако вскоре светские власти снова встали на защиту «питейного» налога и объявили общества трезвости вне закона.

«Уничтожать общества трезвости пришлось с помощью регулярной армии, — уточняет историк. — Свыше 11 тыс. активистов трезвеннического движения были схвачены и сосланы в Сибирь. Святейший синод же получил строгое предупреждение от министра финансов, что священнослужители не должны использовать "религиозные угрозы и клятвенные обещания" и прочие сильнодействующие "на умы простого народа" средства для искоренения пьянства».

Трезвость Льва Толстого

Десятилетия спустя к борьбе за трезвость подключилась сформировавшаяся русская интеллигенция. В 1880-е годы по всей стране снова создаются общества трезвости. На этот раз они заручились поддержкой государства, поскольку действовали, не выходя за рамки закона. Русская православная церковь вновь поддержала это начинание, поспособствовав широкому распространению трезвеннического движения.

«Уже к 1912 году различных обществ трезвости на территории Российской империи насчитывалось более 1800, а состояли в них более полумиллиона человек — это больше, чем во всех политических партиях того времени, — рассказывает корреспонденту РП историк Иван Савельев. — 95% обществ были религиозными. Так, у Братства трезвости, созданного во имя Святого великомученика Георгия Победоносца при Волчинской церкви в Гродненской губернии, был девиз, который гласил: "За Христом со крестом, трезвым путем мы пойдем к свету, к Истине!"».

Одно из наиболее известных обществ трезвости основал в 1887 году Лев Толстой. Оно носило название «Согласие против пьянства». В нем состояло свыше 700 человек, среди которых были такие известные люди, как путешественник Николай Миклухо-Маклай и художник Илья Репин.

«Скольких соблазнили товарищи?»

Общества трезвости вербовали новых членов всеми методами: проводили множество мероприятий, пропагандирующих отказ от спиртного, стремились создать интересную и содержательную альтернативу пьяному досугу.

«По всей территории страны "Попечительства о народной трезвости" организовывали чайные с читальней, подобные той, что была создана в Мотовилихе. Они должны были стать новым "народным клубом", сместив с этой роли кабаки, — рассказывает Иван Савельев. — Общества трезвости создавали библиотеки, любительские театры, народные хоры, воскресные школы и вечерние классы. Проводили художественные выставки, общественные чтения и музыкальные вечера. Открывали курсы по обучению пению, игре на музыкальных инструментах. Создавали кассы взаимопомощи и выдавали беспроцентные ссуды. Одновременно формировали сеть благотворительных заведений и приютов, где страдающие алкоголизмом могли пройти курс лечения».

Боролись и за перенос винных лавок подальше от заводов и фабрик, сумев добиться ограничений на продажу алкоголя в выходные и праздничные дни, во время народных гуляний и в дни призыва новобранцев в армию.

«В школах проводили специальные уроки трезвости, — продолжает Савельев. — В 1914 году даже издали школьное пособие "Сборник задач противоалкогольного содержания": "Каждый год у нас замерзает 1 тыс. 230 человек, а умирает от опоя водкой на 3 тыс. 448 человек больше. Сколько человек каждый год умирает от опоя?" Или вот такую задачу, на вычитание: "Из 2229 алкоголиков, лечившихся в Петербурге от пьянства, только 597 стали пить водку под влиянием горя, семейных неприятностей и душевных потрясений, а все остальные были соблазнены на пьянство своими товарищами. Скольких соблазнили товарищи?"».

11 лет без стакана

В XX веке трезвенническое движение добилось, чтобы был утвержден официальный праздник — День трезвости. Поначалу его отмечали только в столицах, но уже в 1913 году провели в общенациональном масштабе. В один из дней в период с 28 мая по 3 июня во всех церквях служили молебны о даровании трезвости, а потом отправлялись на крестные ходы. Активисты раздавали антиалкогольные листовки, плакаты, календари и брошюры, собирали пожертвования на их издание.

Тогда же деятельность обществ впервые получила поддержку на высочайшем уровне — их сторонником стал император Николай II. На одном из приветственных адресов от «Попечительства о народной трезвости» он собственноручно начертал: «Желаю всемерного распространения по всей Русской земле трезвенного движения».

Апофеозом борьбы с алкоголизмом стало принятие сухого закона в 1914 году. Перед Первой мировой войной торговать сперва водкой, а позднее и вином было запрещено, все винокуренные заводы были закрыты, а склады с уже готовой продукцией — опечатаны. За самогоноварение приговаривали к пяти годам тюрьмы.

«Ллойд Джордж, премьер-министр Великобритании в те годы, назвал это решение величайшим актом национального героизма из всех, что ему известны, — подчеркивает Иван Савельев. — Государство сумело отказаться от важнейшего источника доходов ради блага своих граждан. За время действия сухого закона потребление спиртного удалось уменьшить с 4,5 до 0,2 л на одного человека в год».

Годы трезвости закончились через несколько лет после Октябрьской революции. В 1921 году советская власть приняла решение производить вино крепостью до 14 градусов, в 1923 году — все остальные напитки крепостью до 30 градусов. В 1925 году Иосиф Сталин разрешил и 40-градусную водку.

Суд идиот Далее в рубрике Суд идиотЗаконодатели в очередной раз пытаются положить конец порочной практике уголовного преследования за самооборону

Комментарии

25 июня 2016, 19:25
Общества трезвости если были, то только в Москве, Питере, Казани да Нижнем, и на общую картину повального пьянства в дореволюционной России среди в первую очередь простолюдинов коих было 85% не влияло никак. У Лескова особенно, у Куприна, у Булгакова, Горького и многих других это часто черезчур страшно описано, потом был период НЕПа, ну и с приходом Хрущева пошел новый виток
25 июня 2016, 20:17
Пьянство народа всегда было и остаётся выгодно государству! Не стоит думать, что такие большие налоги на алкоголь сделаны для того, чтобы люди не могли позволить себе дорогую выпивку. Просто это хороший и очень постоянный источник пополнения бюджета.
28 июня 2016, 13:12
Тем более спьяну жизнь фигово видно, даже легче жить))

А вообще - от выпивки одни только лишения и тяготы. Преступления в массе своей тоже в состоянии алкогольного опьянения совершаются. Нужна здоровая альтернатива, а ее как-то нет
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»