Благородная ракулка
Всероссийский конкурс «Еджид кепысь» г. Сыктывкар. Роспись набирухи для ягод. Фото: из личного архива

Всероссийский конкурс «Еджид кепысь» г. Сыктывкар. Роспись набирухи для ягод. Фото: из личного архива

Почему национальная северная роспись теряет свой первозданный вид

В конце прошлого года в Архангельской области выбрали «Женщину года». Победа досталась руководителю кружков росписи по дереву и плетению из бересты из Красноборска 41-летней Татьяне Зиновьевой. Она также стала победительницей в номинации «Женщина ― хранительница северных традиций». Татьяна Зиновьева — одна из немногих, кто занимается интересным самобытным ремеслом ― ракульской росписью, которая является наименее изученной и освоенной из росписей Северной Двины. Мастерица рассказала РП об особенностях этой росписи и поделилась, почему ее книга о ракулке буквально возродилась из пепла.

Знакомство с живописью

Центром ракульской росписи принято считать деревню Ульяновская Архангельской области. Она находится в нескольких километрах от впадения в Северную Двину небольшой речки Ракулки, по имени которой и назвали этот тип росписи. Однако мастерица Татьяна Зиновьева, полжизни скрупулезно изучающая самобытную роспись, считает, что это утверждение можно оспорить.

— Деревню Ульяновская можно назвать лишь условным центром ракульской росписи, — говорит Зиновьева. — Ее обозначила исследовательница Ольга Круглова, которая была там в 1959 году в экспедиции. В деревне жила семья Витязевых, с которой Круглова связывала возникновение ракулки, но я с этим не согласна. Я выяснила, что на самом деле, все началось не с данной семьи и гораздо раньше, чем они начали этим заниматься. Однако не спорю, что с Витязевыми связан как раз период расцвета росписи, он приходился на середину и конец XIX века, и тогда в этой деревне жило наибольшее количество мастеров.

Вообще, Архангельская область является колыбелью многих видов росписей. А Красноборский район, где проживает Татьяна Зиновьева, является центром сразу трех росписей ― пермогорской, уфтюжской и ракульской. Так вот последняя, как оказалось, наименее изученная и хранит еще множество тайн и загадок.

― По ней нет систематизированных материалов, хотя ее исследованием занимались известные исследователи народного искусства, но они изучали ее как искусствоведы, музейные работники, — поясняет Татьяна Зиновьева. — То есть уделяли внимание больше каким-то историческим фактам. Но вот глубоких исследований чисто методического характера, кроме меня, никто не проводил.

Женщина впервые познакомилась с ракулкой в 1995 году еще будучи студенткой Поморского международного университета им. Ломоносова, где ей преподали курс северных росписей. После окончания учебы, покинув шумный город, она устроилась в школу искусств в небольшом поселке. Стала с детьми посещать местные музеи и обнаружила настоящую ракульскую роспись, совершенно не ту, что ей показывали в институте.

— В девяностые годы как раз стали возрождаться многие виды ремесел, но вот хороших материалов по ракульской росписи не было, — вспоминает Татьяна Борисовна. — И педагогам, видимо, сложно было нас знакомить с традиционными видами орнамента. После я стала посещать все музеи в Архангельской области, в Вологде, где можно найти ракульскую роспись, в том числе посетила музей Ферапонтового монастыря. Там есть очень большая коллекция прялок с оригинальной росписью. Именно тогда я полностью окунулась в мир ракулки. Сама стала заниматься и совершенствоваться. А в начале 2000-х я посетила творческую лабораторию в Реутове народного мастера России Ольги Шелепеевой. Она многому меня научила, я считаю ее своим наставником. Кстати, позднее, она выступит рецензентом моей книги.

Наследие старины глубокой

– Одна из особенностей ракулки — отсутствие жанровых сцен и сопроводительных надписей, как в пермогорской росписи, — рассказывает Татьяна Зиновьева. — Ракульские прялки имеют желто-охристый фон и крупную роспись. Почему говорю про прялки, потому что они преобладали среди расписываемых предметов. Хотя были еще и лубяные набирухи для ягод, санки и дуги. Основной мотив росписи ― это древо S-образной формы с крупными декоративными листьями. Орнамент растительный вообще такой богатый, крупный и по нему рассыпаны как роса белые полукружия. Причем каждый лист расписан в два-три, а то и четыре цвета. Еще роспись выделяется от всех остальных интересной формой птиц. У них крохотная головка и грузное туловище, что больше напоминает куриц.

Как отметила мастерица, набор красок очень богатый, но в то же время колорит не кричащий, благородный.

— Некоторые исследователи в описании цветов основным называют красно-коричневый, — продолжает мастерица. — Я изучила сотни изделий с ракульской росписью и с уверенностью могу сказать, что одним из основных цветов был свекольный. В орнаменте также встречается киноварь — это красно-оранжевый цвет, глубокий зеленый и синий или темно-голубой цвет. Также дополнительно в качестве обводки используется черный контур и белый цвет для полукружий и капель. На поздних работах мастера уже вместо зеленого цвета использовали охру, видимо были проблемы с приобретением красок. Еще один интересный момент ― все, кто видел настоящую ракульскую роспись, говорят, что она изображена на желтом фоне. Визуально это так, но на самом деле изначально изделия расписывали на белом фоне. И только специальная пленка, которой в конце покрывали весь орнамент, давала этот золотистый цвет. Потому что в ее состав входил яичный желток.

Одним из основных цветов ракульской росписи был свекольный

Одним из основных цветов ракульской росписи был свекольный. Фото: из личного архива

В 1930-е годы в период коллективизации этот промысел, как и многие, начал угасать. Единоличные ремесла тогда не приветствовались. Интерес у людей к позабытой ракульской росписи снова стал появляться лишь в 1990-е годы. Тогда в Архангельске появилось целое предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Оно объединило группу мастеров, которые занимались разными ремеслами. А уже в начале 2000-х по всей области начали открываться творческие студии, и в школах на занятиях в кружках стали уделять немалое внимание народной живописи.

— К сожалению, современные мастера уже уходят от сложившихся веками традиций и рисуют не ту ракулку, какая была в Архангельской области, а какую-то свою, модернизированную, — вздыхает Татьяна Зиновьева. — Чаще всего это пародия на ракулку. Сейчас я ставлю перед собой задачу аккуратно перенести ракульскую роспись на современные бытовые изделия.

Татьяна Борисовна с удовольствием передает свой опыт жителям Архангельской области. Она преподает роспись по дереву на специальных занятиях в Красноборском историко-мемориальном и художественном музее им. Тупицына. А в декабре 2014 года Татьяна Зиновьева победила в номинации «Роспись по дереву» на творческом Всероссийском конкурсе «Еджид кепысь» в Сыктывкаре. Правда, она предоставила на суд жюри набируху для ягод с уфтюжской росписью. Но зато на премию издала книгу о ракулке. Наработки к ней она старательно копила целых 20 лет. А 11 лет назад она уже готова была верстать материал, но планам помешал нелепый случай.

— Весной 2004 года ночью в деревянном доме на 14 квартир, где я жила, случился пожар, — вспоминает Татьяна Борисовна. — Тогда все имущество, в том числе наработки, эскизы, фотографии и диски, в которых хранилась ценная информация для моей книги, — все сгорело. Я тогда думала, конечно, не о них, а о том, как спастись со своей дочкой. И лишь спустя полгода я нашла в себе силы все начать с нуля. Снова писала, фотографировала, ездила по музеям, общалась с людьми. Наконец-то все получилось, и в этом году вышел тираж из 1000 экземпляров книги, которая называется «Ракульская роспись. Народная роспись Северной Двины». Считаю, все что ни делается — все к лучшему. Сейчас я скажу, что моя книга гораздо полная, чем тогда до пожара. Мечта сбылась, есть еще одна. Поскольку много заготовок для росписи я делаю сама, очень хочется иметь собственную мастерскую со всеми деревообрабатывающими инструментами. 

В борьбе обретешь ты право свое Далее в рубрике В борьбе обретешь ты право своеТрудовое законодательство в России активнее всего улучшалось, когда рабочие пугали власть Читайте в рубрике «Культура» Мария Шалаева: «Я так рыдала, когда узнала, что поступила в театральный»«Я спрашиваю у коллег по театру: «Ребята, со мной что-то не так?» Мария Шалаева: «Я так рыдала, когда узнала, что поступила в театральный»

Комментарии

16 января 2016, 20:56
В мире пластика и электроники хрупкие изделия из ткани и дерева не могут конкурировать с мировыми брендами.
17 января 2016, 22:40
Это еще что, лет через пятьдесят, ничего этого не останется
18 января 2016, 13:35
Очень красивые изделия. Грамотного менеджера бы и это все можно продавать относительно массово. Вот вам и собственное производство в Россти. Хендмейд. Я бы купила.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»