Новости – Общество
Общество
Большая Фига Государству
Фото: Евгения Новоженина/ РИА Новости
Крах «БФГ-Кредита» можно квалифицировать как хищение государственных средств в особо крупных размерах
28 июля, 2016 10:30
4 мин
Утром 27 июля Центробанк отозвал лицензию у банка «БФГ-Кредит», замыкавшего сотню крупнейших российских финансовых организаций. Догадывались ли люди Эльвиры Набиуллиной, что этот отзыв, подобных коему были уже сотни, станет особенным? Вероятно, да. Они ведают, что творят.
«Физиков» пощадили
После того как временная администрация практически не нашла в «БФГ-Кредите» каких-либо активов, зато обнаружила 40-миллиардную дыру, стало известно, что услугами банка пользовалось немало государственных коммерческих организаций, которые держали там на счетах в общей сложности 7,35 млрд руб. (и еще около 10 млрд — определенные СМИ, но об этом ниже). Подобный клиент по закону является кредитором третьей очереди: несложно подсчитать, сколько денег останется госкомпаниям, если уже сейчас активов нет. Ноль целых ноль десятых.
Между тем в число пострадавших, по некоторым данным, попало даже Министерство иностранных дел, аккумулировавшее в «БФГ-Кредите» средства от сдачи в аренду иностранцам 8 тыс. квартир. В самом МИДе не спешат подтверждать убыток: возможно, эту свою деятельность ведомство не считает нужным рекламировать.
Интересная деталь: в отличие от обычной схемы отзыва лицензии, когда это неприятное событие становится сюрпризом для вкладчиков, здесь Центробанк работал иначе. Еще три месяца назад в банке было введено внешнее управление, и физические лица могли спокойно выводить свои вклады: в общей сложности им был выплачен 21 млрд руб. из 22 млрд общего объема вкладов. Почему этим «льготным периодом» не воспользовались государственные компании — остается загадкой.
Элегантная схема
Зато совершенно очевидно, что перед нами — причинение имущественного вреда государству в особо крупных размерах. Крах «БФГ-Кредита» открывает простейшую, но ранее широко не использовавшуюся форму хищений: создаем государственную компанию, открываем счет в банке, банкротим банк, не находим в нем активов. Вуаля! Виновных нет, в розыске один лишь зицпредседатель Фунт, да и тот давно уже нежится на багамском песочке с новым паспортом. Заказчики и исполнители расходятся довольные друг другом.
Особенно откровенные банкиры не скрывают схему, по которой в реальности происходит подобный отзыв. Об этом говорил Александр Лебедев, это же подтверждал сидящий (в том числе, возможно, за излишнюю прямоту) Алексей Френкель:
«…Приходят с проверкой, фиксируют нарушения и злоупотребления, после чего говорят банкиру: "У тебя все нормативы нарушены. Но лицензию мы отберем не сейчас, а через полгода, чтобы ты мог привести свои личные дела в порядок. А взамен, будь добр, потрудись на обналичке для хороших людей"».
Если в «БФГ-Кредит» люди из ЦБ зашли по той же схеме (а зачем им менять то, что отлично работает?), то перед нами просто масштабный сговор казнокрадов — и ниточки его ведут к самой верхушке российской финансовой системы.
Профессиональная съемка
Добавляет пикантности ситуации тот факт, что «БФГ-Кредит» специализировался на работе с таким сомнительным сектором, как российское кино: он активно кредитовал эту убыточную отрасль, а имеющие отношение к кино компании, в свою очередь, держали в банке деньги — например, ВГТРК и «Первый». Дочерняя компания банка «БФГ-Медиа» и сама продюсировала фильмы и сериалы — в общем, руководство финансовой организации было тесно завязано на российское визуальное искусство.
С таким вот недюжинным визуальным искусством банк и булькнул в бурное море зачистки банковского рынка, предварительно с невероятным благородством рассчитавшись практически со всеми физическими лицами. Следствию еще предстоит разобраться в особенностях съемки этого блокбастера, но уже сейчас сочетание БФГ можно смело расшифровать как «Большая Фига Государству».
Такие схемы необходимо пресекать в корне. И здесь встает вопрос о создании реестра банков, в которых имеют право держать деньги компании с государственным участием. Только такое ограничение поможет избежать злоупотреблений, признаки которых мы видим в отзыве лицензии у «БФГ-Кредита». Кроме того, необходимо приравнять в Уголовном кодексе хищение средств коммерческих госкомпаний к хищениям бюджетных средств. Да, это ограничение конкуренции, да, это удар по несчастным малым банкам, которые больше не смогут подпитываться государственными и муниципальными деньгами, но новую форточку для масштабного казнокрадства необходимо заколотить немедленно. Иначе Центробанк войдет во вкус, и остановить его будет уже невозможно.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости