Безответная любовь к отечественному автопрому
Работы по сборке автомобилей «Лада» на заводе ОАО «АвтоВАЗ» в Тольятти. Фото: Михаил Фомичев / РИА Новости

Работы по сборке автомобилей «Лада» на заводе ОАО «АвтоВАЗ» в Тольятти. Фото: Михаил Фомичев / РИА Новости

Правительство продолжает материально поддерживать «АвтоВАЗ», несмотря на все его неудачи

ОАО «АвтоВАЗ» приостановило работу: все сотрудники отправлены в корпоративный отпуск на три недели, с 27 июля по 16 августа.

На официальном сайте компании «АвтоВАЗ» никаких сведений об отпуске нет, на сайте совместного предприятия General Motors — AvtoVAZ коротко сказано о плановой остановке конвейера на профилактику. Представители компаний подчеркивают, что «корпоративный отпуск на предприятиях был введен летом 2014 года с учетом опыта различных предприятий автомобилестроения» и никак не связан с кризисом на рынке.

Хорошая мина при плохих продажах

Интересно, что в то же самое время на месяц остановился калужский завод Volkswagen — впрочем, там не скрывают проблем с реализацией товара, тем более что еще с марта на предприятии введена четырехдневная рабочая неделя.

А вот пресс-релизы «АвтоВАЗа» напоминают сводки с фронтов перед окончательной победой: «Рыночная доля LADA по итогам июня 2015 года поднялась выше 20%. … Для сравнения: в июне 2014 года доля LADA составляла 16%. … В июне 2015 года на российском рынке было реализовано 26 416 автомобилей LADA, что на 15,6% больше, чем в мае 2015 года. … Более того, LADA остается безоговорочным лидером в сегменте доступных автомобилей до 600 000 рублей. По предварительным подсчетам, доля бренда составляет более 51% этого сегмента».

Вчитаемся в цифры. Российский рынок для «АвтоВАЗа» приоритетный, здесь он реализует подавляющее большинство своих машин. План на 2015 год составлял изначально 712 тыс. автомобилей. Но быстро стало понятно, что, продавая на внутреннем рынке по 26 тыс. машин в месяц, подобное количество не удастся реализовать и за два года. Поэтому в июне план понизили до 585 тыс., в июле — до 538 тыс., и это, кажется, еще не конец.

Здесь уместно напомнить, что в начале июля 2015 года правительство продлило срок действия программы утилизации, которая гарантирует владельцам автохлама (чаще всего вазовского же производства) скидку при покупке нового отечественного автомобиля в 50 тыс. руб. Цена вопроса для государства — 5 млрд руб. За первую половину 2015 года по данной программе было продано свыше 100 тыс. автомобилей. Интересно, что свою квоту — 1,5 млрд руб. — «АвтоВАЗ» израсходовал еще в первом квартале. Остальные участники программы — Sollers, ГАЗ, КамАЗ и производители поменьше — продержались до конца первого полугодия. А значит, в списке предпочтений бывших владельцев автохлама явным лидером является продукция «АвтоВАЗа».

Но даже несмотря на это, помощь государства предприятию не помогла. Остановки конвейера по причине проблем с комплектующими или затоваривания дилерских складов не прекратились. Самая недавняя произошла 22 июня этого года, потому что не поступили вовремя детали от партнеров. Простой производства продлился сутки. За год с лишним до этого — в апреле 2014-го — приостанавливался выпуск Chevrolet Niva, в октябре — Lada Kalina и Lada Granta. Также в 2014 году было произведено массовое сокращение сотрудников, создавшее огромные проблемы некогда благополучному моногороду Тольятти.

Цех сборки автомобилей Lada Kalina ОАО «АвтоВАЗ» в Тольятти

Цех сборки автомобилей Lada Kalina ОАО «АвтоВАЗ» в Тольятти. Фото: Алексей Бабушкин / РИА Новости

Мы все еще верим, что производство останавливается только ради отдыха сотрудников и ремонта оборудования?

Сомнительная доступность

Что же будет дальше с отечественным автогигантом, когда-то наводнившим Россию дефицитными «копейками», практичными «четверками» и престижными «восьмерками»? Если на данный момент «Лады» еще худо-бедно продаются, то через несколько месяцев ситуация может измениться — по двум причинам, о которых «Русская планета» уже писала.

Во-первых, это общий спад авторынка, на котором ожидается полный провал именно осенью 2015 года. Во-вторых, растущий разрыв между богатыми и бедными в России: позволить себе купить «Ладу» может очень небольшой процент населения. Классическая ситуация: низы не могут, а верхи не хотят. Виной тому в первом случае цена, во втором — репутация. Объясним подробнее.

Стоимость новой «Лады» начинается от 332 тыс. руб. (седан Granta в минимальной комплектации). Это примерно 10 средних для России зарплат. Но в действительности доходы конкретного гражданина могут существенно отличаться от усредненного показателя. Поэтому реально зарплату в 33 тыс. руб. или более имеет примерно четверть работающих россиян. Скажем, на самом тольяттинском заводе средняя зарплата с 1 июня повышена аж до 29 тыс. руб. В общем, большинству российских домохозяйств сейчас явно не до покупки новой «Лады». Многие потенциальные покупатели весьма увесистого достатка пока не готовы к такому дауншифтингу. А с низкой зарплатой сумму в 400 тыс. руб. просто не собрать — не успеешь обернуться, как твои накопления уже съела инфляция. Куда логичнее купить за 100 тыс. руб. что-нибудь ездящее из категории б/у; а за 150 тыс. и вовсе можно позволить себе подержанное авто в идеальном состоянии.

Можно полагать, что у новых «Лад» остается довольно узкая прослойка покупателей — те, кто еще не слишком беден, но и недостаточно богат.

Очевидная непривлекательность

Несмотря на все усилия российского автоконцерна и его сотрудничество с крупными международными производителями, ВАЗ так и не смог обрести хотя бы минимальную респектабельность. Между тем в российском деловом сообществе — как и в любом другом аналогичном сообществе мира — существуют негласные правила, которые надо соблюдать, чтобы к тебе относились серьезно. Конечно, всегда есть гении и фрики, сильно выделяющиеся из общей массы, но поговорку «встречают по одежке» придумали отнюдь не в Госдепе США или PR-отделе BMW. А отечественная марка, к сожалению, так и не смогла войти в число тех транспортных средств, которые сойдут за идеально сшитый костюм и лакированные ботинки. Помнится, нижегородский губернатор Борис Немцов как-то попытался принудительно пересадить чиновников на отечественные автомобили. Но после первых же результатов от этой идеи решили отказаться.

После всего вышесказанного остается задаться только одним вопросом: каким же чудом нашему автоконцерну удается сохранять свое полумонопольное положение на рынке дешевых автомобилей в России? Ответ прост: чудо случилось благодаря составу владельцев отечественного автогиганта.

Бóльшая часть акций «АвтоВАЗа» принадлежит альянсу Renault-Nissan, меньшая — государственному «Ростеху». В свою очередь, в капитале GM-AvtoVAZ наибольшей долей владеют General Motors и Европейский банк реконструкции и развития; доля в 41% принадлежит «АвтоВАЗу». И вся эта структура подпитывается средствами российского бюджета — иногда напрямую (в 2009 году Россия обеспечила нужды предприятия сперва на 25 млрд, потом еще на 54,8 млрд руб.), иногда в форме косвенной поддержки (через ту же систему утилизации авто, через программы развития моногородов и т.д.).

Получается, что компания хоть и орудует на территории России, но по факту является частной и к тому же зарубежной — и тем не менее регулярно получает деньги из российского бюджета на безвозвратной основе.

Кажется, что-то в «нашем» автопроме пошло не так.

Агния Барто: «Дорожить миром детства — значит оберегать его от рассудочности» Далее в рубрике Агния Барто: «Дорожить миром детства — значит оберегать его от рассудочности»Известная поэтесса — о раннем взрослении, нравственном воспитании и о силе влияния родителей на детей Читайте в рубрике «Экономика» Перспектива для всехУ регионов России существует возможность получать гранты на социальные проекты Перспектива для всех

Комментарии

29 июля 2015, 14:24
Начать нужно с того, что в России уже который год держится ужасающая статистика ДТП. Каждый божий день в дорожных авариях гибнет в среднем 70 человек. Задумайтесь над этой цифрой.
Следовательно, в автомобилях, эксплуатируемых в России, на первом месте должна быть БЕЗОПАСНОСТЬ. Не цена, не доступность, не комфорт, а именно безопасность. А что дает ВАЗ? Консервные банки, которые разрывает в клочья при ударе. Почитайте сводки - если авария с Ладой - в большинстве случаев летальный исход. И таких случаев масса. Я, как здравомыслящий человек, понимаю, что зарекаться от ДТП нельзя, и поэтому буду стремиться покупать как можно более безопасный и защищенный автомобиль. ВАЗ, к сожалению, в разряд таких авто не входит. Вообще.
29 июля 2015, 14:51
У нашего ВАЗа все было.
И ВАЗ был у нас.
А теперь ВАЗ и УАЗ больше американоевропейскеие чем русские, а сосут деньги именно из нашего бюджета и только потому, что наши люди работают на заводах? Мне кажется это не стоит ежегодных вливаний на миллиарды рублей. Проще эти миллиарды раздать в виде субсидий безрабттным и ещё останется.
29 июля 2015, 14:59
Меня все время мучал вопрос - почему наш автором не может делать нормальные автомобили, попросту копируя их с успешных иномарок, ни кто не подскажет??? У китайцев же все получается - так почему же мы не можем???
29 июля 2015, 15:14
Сегодня в новостях был сюжет, как одна дама на седане мерсе на скорости 160 км/я протаранила кроссовер тойоту, отчего последнюю разорвало пополам и её водитель погиб. Все конечно печально. Так вот, кокпит мерса практически не деформировался, чем спас жизнь виновнице ДТП. Когда у нас такие машины делать начнут?
а может мерс под каким то хитрым углом влетел, вот и не деформировался, или мож мерс крутой, рамный
30 июля 2015, 06:39
Если вы учили физику, то знаете, что движущийся объект становится более твердым, относительно пассивно стоящего. Так, тонкая веточка превращается в розгу, которая причиняет много боли, но лишь тогда, когда движется.
31 июля 2015, 08:34
Дааа.... "Альтернативная" физика?
Или релятивистские скорости стали доступны нашему автопрому?
30 июля 2015, 16:42
Кстати может быть что та тойота была "конструктором", знаете, это когда из двух машин сваривают одну и затем продают. В России очень много такого автохлама. А владельцы зачастую даже не догадываются, что ездят на такой опасной машинке. И везут их больше всего как раз из Японии
30 июля 2015, 10:00
И все же надо признать, что наши лады стали более симпатичные и быстрые. Да и подушки безопасности с электрикой и эргономикой научились делать, не то что на классиках.
30 июля 2015, 16:40
Подушка не панацея. Пассивная безопасность нужна, грамотная конструкция и хороший металл. А та же Гранта в максимальной комплектации весит всего 1,1 тонн. Для сравнения Мерседес А-класса, схожий с ней по габаритам, весит уже 1,4 тонны. О чем это говорит?
31 июля 2015, 05:00
Конечно безопасность важна, но в повседневной жизни ещё важна экономичность и развица в цене с иномаркой, зачастую покупается за счёт более экономичных заграничных двигателей.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»