Автомобильная независимость России
Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская планета»

Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская планета»

Пересадка руководства РФ на отечественные модели ― вопрос принципа и подлинного суверенитета

Автомобили, на которых ездила элита нашего государства, были гордостью отечественного автопрома. Это так называемый ГОН ― Гараж особого назначения. В этом году ГОНу исполняется 95 лет, а Почетному эскорту (имеется в виду парк мотоциклов, сопровождающих лимузины) ― 60 лет. «Русская планета» побывала на выставке, посвященной этим событиям. 

В павильонах экспоцентра в Сокольниках можно было увидеть автомобили, на которых передвигались царская семья и партийная верхушка, были также представлены машины 1990-х и 2000-х годов. Как известно, в Российской империи в начале XX века промышленность развивалась гигантскими темпами, но высокие технологии для гражданского сектора отставали. Поэтому императорский гараж состоял из Delaunay-Belleville и Mercedes.

Для советского руководства отказ от импортных машин был делом принципа. В 1920-е годы партийные боссы катались на Rolls-Royce, однако с приходом к власти Иосифа Сталина Советский Союз обрел долгожданную автонезависимость. После разработки ЗИС-101 и ЗИС-110 и появился первый серийный бронированный ЗИС-115.  

При Никите Хрущеве и Леониде Брежневе Гараж особого назначения пополняется ЗИЛами и ГАЗами. Советский автопром выпускал кабриолеты, седаны и лимузины. Как полагают эксперты, бронированные советские лимузины (ЗИЛ-41045, ЗИЛ-41051, ЗИЛ-41052 и ЗИЛ-41047ТБ) не имели аналогов в мире. В конце 1970-х годов конструкторы СССР стали отходить от заимствования решений у западных коллег и начали производить оригинальные модели.

В 1956 году в нашей стране появился Отдельный мотоциклетный взвод, вошедший в 9-е Управление КГБ СССР. Первоначально Почетный эскорт передвигался на М-72, выпускавшихся в Ирбите. Позже монопольным поставщиком мотоциклов стал Киевский мотозавод, разработавший К-750, К-650 и знаменитое семейство мотоциклов «Днепр», модели которого использовались вплоть до начала 1990-х годов.

Символичный разворот

При Борисе Ельцине было решено отказаться от передвижения на отечественном транспорте, и модели Завода имени Лихачева и Горьковского автозавода оказались не у дел. Элита пересела в основном на Mercedes, а для Почетного эскорта закупили BMW. Это был символичный поворот руководства страны в сторону Запада, а не своего народа, производившего более чем достойные авто.

Примечательно, что по основным характеристикам (скорость и количество лошадиных сил) последние ЗИЛы (конец 1980-х) совсем немного уступали поколению 500-х «Мерседесов», на которых передвигались элита в 1990-е годы. А киевские «Днепры» («Эскорт-86») мало чем отличались от первых BMW, появившихся в ГОНе. Вопреки заветам рыночной экономики, спрос почему-то не рождал предложения. Уникальные разработки автопромышленников стали никому не нужны. 

К сожалению, ситуация не изменилась и в наши годы, когда Россия заявила о себе как о сверхдержаве и перестала быть младшим партером западного мира. Руководители РФ без конца твердят о том, как важно не прогнуться перед Западом и поднять собственную промышленность. Однако никто не начинает решать стоящие перед Родиной задачи с личного примера. Федеральная верхушка по-прежнему разъезжает на Mercedes, а региональная предпочитает Audi.

За четверть века такое положение дел стало нормой и уже никого не удивляет, хотя разговоры о том, что пора отдать госзаказы отечественному автопрому, идут очень давно. Стоит признать, что 25 лет простоя нанесли колоссальный ущерб сектору производства элитных авто. Но давайте вспомним, что в 1920-е годы у Советского Союза и вовсе не было никакой автопромышленной базы. Многое создавалось практически с нуля.

  • ЗиС-101А. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
  • Модификация ЗиС-110 с кузовом фаэтон. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
  • ЗИЛ-111Д. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
  • ЗИЛ-4105. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
  • ЗИЛ-41044. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
  • ЗИЛ-41051. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
  • ГАЗ-21 «Волга». Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
  • ЗиС-101А. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
  • Модификация ЗиС-110 с кузовом фаэтон. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
  • ЗИЛ-111Д. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
  • ЗИЛ-4105. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
  • ЗИЛ-41044. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
  • ЗИЛ-41051. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
  • ГАЗ-21 «Волга». Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
1 / 7
Крупнее
подсказка закрыть листать
ЗиС-101А. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
ЗиС-101А. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
Модификация ЗиС-110 с кузовом фаэтон. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
Модификация ЗиС-110 с кузовом фаэтон. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
ЗИЛ-111Д. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
ЗИЛ-111Д. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
ЗИЛ-4105. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
ЗИЛ-4105. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
ЗИЛ-41044. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
ЗИЛ-41044. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
ЗИЛ-41051. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
ЗИЛ-41051. Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
ГАЗ-21 «Волга». Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
ГАЗ-21 «Волга». Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская Планета»
1 / 7

Конечно, сталинские ЗИСы в основном копировали ведущие зарубежные аналоги, а брежневские ЗИЛы уж очень напоминали Mercedes. Советский автопром всегда отставал. Однако было принципиальным, что страна сама производит машины, обеспечивает своих граждан рабочими местами, не тратит валюту на покупку иномарок. И в итоге СССР удалось ликвидировать гигантское отставание.

Задача национального масштаба

Пересадка первых лиц на отечественные авто ― это не только вопрос имиджа и независимости России. Скатывающийся в очередную яму российский автопром получит инвестиции и стимул к развитию. На машинах бизнес-класса передвигаются тысячи чиновников, и содержатся эти автомобили за счет бюджета. Почему же средства уходят за рубеж?

Если отдать деньги налогоплательщиков заводам и грамотно выстроить автопромышленную политику, то в будущем наша страна уже не будет стандартным конвейером для производства иномарок. А со временем уникальные разработки для элитных авто перекочуют в сектор массовых автомобилей. Россия получит шанс создавать собственные по-настоящему оригинальные машины, но уже для широких слоев населения.

Конечно, это задача на десятилетия вперед, и ее выполнение зависит от огромного количества факторов. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что для начала реализации обозначенной нами задачи существуют объективные предпосылки: есть промышленная база, спрос, деньги, но отсутствует политическая воля. И, пожалуй, именно этот фактор является главным препятствием.

Пример должен идти с самого верха: из Кремля и от правительства. Революция в автомобильном секторе никогда не начнется снизу. Региональные элиты в России автономны только в сфере распиливания бюджетных денег и лоббирования интересов своих спонсоров. Пересаживаться на отечественные машины провинциальные чиновники добровольно не станут, а вот на рекомендацию из федерального центра обратят внимание.

Автомобильная революция

Выставка Гаража особого назначения вызывает смешанные чувства. С одной стороны, гордишься разработками советских конструкторов, с другой ― не понимаешь, почему наша элита так быстро пересела на немецкие модели. Организаторы выставки попытались представить смену автопарка в 1990-е годы как некую эволюцию, ведь первоначально ГОН состоял из иномарок ― и вот сейчас, дескать, тоже.

Однако такая цепочка развития больше напоминает не прогресс, а деградацию. Едва ли не каждый месяц в публичной среде происходит скандалы, связанные с тем, что  руководство населенного пункта N решило арендовать Audi за десятки миллионов рублей. Необходимость ездить на дорогих иномарках оправдывают престижем и соображениями безопасности.

На первый фактор чиновникам должно быть наплевать. Престиж государственного или муниципального служащего заключается в работе на благо общества, а арендованная на народные деньги машина тут ни при чем. Вопрос с безопасностью тоже решаем. В подавляющем большинстве российских регионов по дорогам можно передвигаться разве что на внедорожниках. В сущности, какая разница ― арендовать Mercedes-Benz GL или УАЗ-469?

И тут мы подходим к главному. Для региональной элиты ключевое значение имеет комфорт: улучшенная подвеска, просторный салон, климат-контроль, кожаные сиденья и множество других «плюшек». Как все это влияет на эффективность ее работы? Никак. А если и влияет, то скорее в обратную сторону, так как комфортное передвижение чиновника практически не зависит от качества дорожного покрытия.

Требования престижа, комфорта и безопасности по-настоящему принципиальны только для первых лиц государства. А наш автопром способен, пусть и не сразу, удовлетворить запросы федеральной элиты. Автомобильная революция должна начаться как можно быстрее. В числе первых мер мог бы стать закон о пересадке чиновников на машины отечественной сборки. 

Блаженная Матрона: святая провидица в стране большевиков Далее в рубрике Блаженная Матрона: святая провидица в стране большевиковВстречалась ли на самом деле московская провидица со Сталиным Читайте в рубрике «Культура» Мария Шалаева: «Я так рыдала, когда узнала, что поступила в театральный»«Я спрашиваю у коллег по театру: «Ребята, со мной что-то не так?» Мария Шалаева: «Я так рыдала, когда узнала, что поступила в театральный»

Комментарии

07 марта 2016, 11:22
Не готовы наши депутаты сами над собой издеваться. А именно это слово приходит им на ум при мысли о поездке в Гранте.
09 марта 2016, 15:21
Не понимаю в чем тут издевательство? Автомобили как автомобили. А если к роскоши привыкли - пусть за свои собственные деньги покупают!
Считаю,что надо однозначно пересаживать ВСЕХ без исключения чиновников на отечественные авто - глядишь, тогда и автопром наш начнет возрождаться, если сами чиновники будут заинтересованы в том, чтобы повышать качество отечественных авто...!
по моему, за 2 млн, которые сейчас выделяют чинушам на авто, можно выбрать прекрасный автомобиль...
07 марта 2016, 11:40
Сейчас идет разработка проекта "Кортеж", я недавно видел фотки нового лимузина - более, чем достойно. Конечно нашим чиновникам, привыкшим к роскоши, что бы угодить, нужно очень постараться. Но стоит ли оно того? Нужно менять идеологию прежде всего. Хороший чиновник - скромный чиновник. А когда у тебя в регионе дороги похожи на стиральную доску, а ты себе люксовый внедорожник покупаешь - за это сажать нужно на большие сроки.
08 марта 2016, 16:03
Да плевать на наших "чиновников" о которых постоянно болтают наши скудные умом. Чиновники в нашей новой рыночной стране такие. как и "бизнесмены". Всякий нормальный чиновник становится бизнесменом и всякий бизнесмен - чиновником. Власть дает деньги, а деньги дают власть.
А экономическая независимость - это производить свои машины, телики и проч. для МАССОВОГО пользования "не хуже чем на западе", что врали - обещали при приватизации.
А у нас четверть века спустя прыти "эффективных собственников" хватило только ВАЗ продать. А производство своих теликов давно равзалили
08 марта 2016, 17:49
У нас развалили вообще всю промышленность. Да и все остальное. Все эти импортозамещения сказки для младшей группы садика.
08 марта 2016, 23:43
С чего это такие утверждения? Назовите хотя бы одну отрасль, где мы от импорта зависим на 100%? А вот те же американцы нашим ракетным двигателям найти замену до сих пор не могут. Вот и думайте.
08 марта 2016, 17:46
Никогда чинуши не пересядут на отечественные машины.))) Если жестко запретят, что мало вероятно, найдутся лазейки. Например, будут брат машины в аренду.))) Представляю Путина на Жигулях.)))))))))
08 марта 2016, 23:47
В российском автопроме свет на жигулях не сошелся. Для высших должностных чинов можно было бы наладить выпуск специальной ограниченной серии. Была бы политическая воля, а возможностей полно.
10 марта 2016, 14:13
Именно! И это было бы отличным стимулом для развития отечественного автопрома!
10 марта 2016, 14:13
Значит надо запретить чиновникам не только покупать, но и брать импортные авто в аренду.
Ну а для первых лиц государства можно временно сделать исключение.
09 марта 2016, 15:22
Сколько лет уже, однако, судачат на эту тему, а всё вокруг да около. Толку ни какого, а результата - ноль! (((
10 марта 2016, 14:10
У нас сейчас вообще фактически отсутствует собственный автопрома в сфере легкового транспорта. ВАЗ - этот фактически "деревенский" филиал Рено, а все остальное "благополучно" истреблено, выкорчевать. Отечественными пока что остаются ЗиЛ, ГаЗ и КАМАЗ, но их конкурентоспособность и жищнеспособность вызывает массу вопросов...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»