Авиационная дыра
Фото: CSC

Фото: CSC

Почему Россия так сильно зависит от Запада в сфере гражданского самолетостроения

Ахиллесовой пятой отечественной авиации всегда был сектор гражданских самолетов. В СССР появилось немало надежных машин, летающих и по сей день, но продукция советского авиапрома уступала по качеству западной. В 2000-е годы, когда вырос пассажиропоток, авиакомпании РФ начали обновлять парк за счет зарубежной техники. Сейчас санкционный режим и неблагоприятная для РФ внешняя обстановка диктуют необходимость в очередной раз рассчитывать на собственные силы.   

На совещании на производственном комплексе «МиГ» вице-премьер Дмитрий Рогозин потребовал отказаться от закупок гражданских самолетов из-за границы. «Мы больше не будем поддерживать политику поощрения закупок иностранных самолетов, в случае, если такого рода самолет может производиться в России», - заявил заместитель Дмитрия Медведева.

«Это жесткий барьер, который мы запускаем для защиты национального рынка, исходя из того, что мы великая авиационная держава, и просто стыдоба закупать иностранные самолеты», - отметил Рогозин. Он пообещал, что правительство в скором времени разработает документ, в котором будет регламентирован порядок загрузки производственных мощностей и закупки самолетов.

Докатились

Рогозин не первый раз критикует состояние авиационной отрасли, за развитие которой он собственно отвечает. Как итог: а воз и ныне там. Например, вот что он говорил в декабре 2014 года: «Докатились до такого позора, что у нас рынок дальнемагистральных перевозок на 80% занимает иностранная техника. Это - нетерпимая ситуация!».

Конечно, за два, три года или пять лет положение дел в авиации кардинальным образом изменить невозможно. Полный цикл создания одного самолета от проектировки до запуска в серийное производство занимает 15-20 лет, а на ремонт одной модели может уйти от двух до пяти лет. На сегодняшний день у России есть три производителя воздушных судов, на которые может опереться гражданская авиация, это корпорации «Туполев», «Ильюшин» и «Сухой».

Единственным по-настоящему новым проектом, который был реализован за минувшую четверть века, стал Sukhoi Superjet 100. При этом «Сухой» был вынужден привлечь к разработке самолета иностранные компании. На SSJ-100 установлена авионика французской Thales, двигатель SaM146 французской PowerJet, а поставщиком кислородной системы, дверей и всего внутреннего убранства выступила американская B/E Aerospace.

Как отмечают эксперты и признает сам Рогозин, в целом ситуацию в гражданской авиации нельзя назвать катастрофой. У нашей страны существуют реальные возможности вытеснить Boeing из ниши среднемагистральной и ближнемагистральной авиации. Помимо SSJ-100 и различных модификаций Ту-204, американские суда в течение 5-10 лет могут быть заменены на Ил-114-300, Ил-112 и МС-21 (ОКБ Яковлева и корпорация «Иркут»).

Одна надежда

Огромная брешь, которую не удастся ликвидировать в обозримой перспективе, это дальнемагистральная авиация. Здесь у России самые уязвимые позиции. Единственной машиной российского производства, способной преодолевать расстояние от Москвы до Камчатки, является широкофюзеляжный лайнер Ил-96. В 2009 году он был снят с производства, так как был признан Минпромом неконкуретноспособным. В 2016 года «Ильюшин» начал работы по созданию модернизированной версии Ил-96. О сроках завершения проекта пока ничего неизвестно.

На рынке дальнемагистральной авиации РФ уверено держат первенство самолеты семейства Airbus: A330, A340, A380, а также Boeing 777 и Boeing 787, по поводу которых сокрушался Рогозин пару лет назад. Кроме Ил-96, у нашей страны нет другой платформы для создания дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера, и с этим придется мириться еще очень долго.   

Справедливое возмущение допустимо в отношении ближне- и средне- магистральной авиации. Государство еще на заре 2000-х могло взять курс на поддержку собственного производителя и сделать то, о чем говорит сегодня Рогозин: загрузить авиапром заказами, а авиакомпании заставить покупать отечественное. Вместо этого, перевозчики получили карт-бланш на приобретение иностранных судов. Богатые компании покупали или брали в лизинг новые лайнеры, а бедные – подержанные.

Пример закупочной политики «Аэрофлота» наиболее показателен. Государственная компания сделала ставку на закупку Airbus и Boeing. По состоянию на 30 сентября 2016 года, перевозчик эксплуатирует 188 самолетов возрастом чуть более четырех лет. В парке «Аэрофлота» 30 SSJ-100 и через несколько лет это количество вырастит до 50. Однако непонятно, почему лоукостер «Победа» (детище «Аэрофлота»), летающий в основном по европейской части РФ, отдал в 2014-2015 годах предпочтение новеньким Boeing 737-800, а не новинке «Сухого».

Туманное будущее

Эксперты сходятся во мнении, что основная причина дисбаланса в том, что главными лицами в большинстве конструкторских бюро остаются генеральные конструкторы. На Западе деятельностью КБ руководят управленцы, которые ориентированы на рынок и его потребности. Менеджер отчитывается не за количество новых разработок, а объем продаж. И такая модель управления в Airbus и Boeing доказала свою высокую эффективность.

Еще одной проблемой считается оторванность КБ от производственных мощностей. Российские конструкторы могут спроектировать самый передовой на сегодняшний день самолет, но сможет ли завод из имеющихся у него ресурсов его произвести? На данный момент авиапром испытывает трудности в обеспечении самолетов авионикой, композитами и даже силовыми агрегатами. А закупка авиационной техники на Западе может столкнуться с известными ограничениями.

С точки зрения бизнес-процессов скорее всего в ближайшие годы гражданской авиации предстоит пережить непростые времена. Следствием экономического кризиса стало падение пассажиропотока. В августе 2016 года услугами российских авиакомпаний воспользовались 10,3 миллиона человек, что на 10,2% меньше по сравнению с августом прошлого года. За 8 месяцев нынешнего года общий пассажиропоток уменьшился на 8,6%. Прирост на 10% отмечен только у «Аэрофлота». Объясняется этот феномен ликвидацией «Трансаэро» и небольших авиакомпаний.

За трезвую Россию! Далее в рубрике За трезвую Россию!В Госдуме предлагают скрыть алкоголь на продуктовых прилавках

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»