Дрон-строй
Zala 421-16Е. Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости, архив

Zala 421-16Е. Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости, архив

Корреспондент «Русской планеты» провел первый день авиасалона МАКС-2013 за изучением рынка беспилотных летательных аппаратов.

Во вторник в подмосковном Жуковском начал работу авиасалон МАКС-2013; открытие было отмечено визитом премьер-министра Дмитрия Медведева и министра обороны Сергея Шойгу, а также демонстрационными полетами нового транспортника Ил-476 и тройки истребителей пятого поколения ПАК ФА.

Если обойти все павильоны экспозиции, может сложиться впечатление, будто российский рынок БПЛА переполнен. Конечно, стоит отличать серийную модель от проекта. Последние, похоже, есть уже у каждого НИИ и технического вуза страны. В соответствующем павильоне МАКСа можно увидеть макеты и прототипы беспилотников от МАИ, Самарского государственного авиационного университета, Московского государственного института геодезии и картографии, Южного федерального университета, Российского государственного технического университета имени Циолковского, МФТИ и НИИ механики МГУ. Однако когда речь заходит о моделях серийных или хотя бы проходящих летные испытания, выбор заметно сокращается.

Боевые беспилотники на авиасалоне отсутствуют как класс, но это ожидаемо.

«Тема эта очень закрытая, на вооружении нет, но разработки идут, и скоро на вооружении будут», — поясняет заместитель директора по перспективным разработкам казанского ЗАО «Эникс» Сергей Побежимов.

Его компания в честь своего 25-летия привезла на МАКС историческую экспозицию. На газоне перед стендом — не меньше десятка беспилотников. Большинство — простые воздушные мишени, которые «Эникс» производит с конца 1980-х.

В новой серии «Элерон» компания выпускает разведывательные беспилотники в компоновке «летающее крыло». Самый маленький из них, «Элерон-3СВ», имеет массу пять килограммов при полезной нагрузке до одного килограмма и дальность полета 25 километров. «Реально она больше», — с гордостью уточняет Побежимов. По его словам, эту серию используют МВД, ФСБ и МЧС.

Вид с камеры «Элерон-10СВ» на арктическую исследовательскую станцию. Кадр: промо-видео ЗАО «Эникс»

Вид с камеры «Элерон-10СВ» на арктическую исследовательскую станцию. Кадр: промовидео ЗАО «Эникс»

«Элерон-3СВ» взлетает с катапульты или даже натянутого резинового жгута (по сути, рогатки), поддерживает скорость при помощи хвостового винта, вращаемого электродвигателем, и приземляется на парашюте. Точность посадки по техническому заданию — 50 метров.

«Обычно укладываемся в 30 метров, а на полной автоматике даже на крышу автомобиля сажали», — рассказывает Побежимов.

Старшая модель «Элерон-10СВ» оснащена двигателем внутреннего сгорания и несет до двух килограммов полезной нагрузки на расстояние до 60 километров. Однако запустить ее можно уже только со специальной катапульты.

В принципе, таков облик большинства представленных на авиасалоне БПЛА. Если судить по экспозиции, среднестатистический российский беспилотник — легкая конструкция типа «летающее крыло» с винтом, расположенным в хвосте. Способ взлета — катапульта или рогатка, приземления — парашют или сетка. Назначение такого БПЛА — наблюдение, будь то разведка, охрана границ или, например, поиск неисправностей на трубопроводах в труднодоступных районах. Большинство может похвастаться тем или иным вариантом гиростабилизированной видеокамеры и тепловизором.

Аналогичного класса беспилотники показала компания Zala Aero Group. Три модели серии Zala 421 — 16E, 16EM и 22 — различаются размахом крыла (2,85, 1,85 и 0,82 метра, соответственно) и максимальным взлетным весом (10, 6 и 2,5 килограмма). В зависимости от потребностей заказчика каждый из них может комплектоваться разным набором сенсоров и модулей. Одним из них является система экстренного оповещения населения. В серии также представлены БПЛА вертолетного типа с шестью и восемью винтами. На вопрос «Русской планеты» о заказчиках подобных аппаратов представитель компании на авиасалоне ответил лишь, что у всех них «названия из двух и трех букв».

В компоновке «летающее крыло» выполнены и Delta от «АВАКС-ГеоСервис», и Aerob 4D от ООО «Аэроб». Автопилот последнего, по заверениям исполнительного директора компании Андрея Мамонтова, способен реагировать на окружающую обстановку и изменять курс, ставя приоритетом сохранение беспилотника, а уже затем — выполнение летной задачи. Обе компании не только продают БПЛА, но и предоставляют услуги аэрофотографии.

Альтернативный подход к конструкции беспилотных летательных аппаратов демонстрирует компания Radar MMS. На ее стенде в одном из павильонов МАКС-2013 представлены беспилотники, выглядящие как миниатюрные традиционные вертолеты. Они были созданы по заказу Санкт-Петербургского государственного горного института имени Плеханова, поднимают до 10 килограммов полезной нагрузки, среди которой всевозможные оптические датчики, газоанализатор и радиометр.

Более крупные беспилотные вертолеты Radar MMS являются составными частями ракетных комплексов. Они используются в качестве систем целеуказания для ракет морского базирования. Сами эти ракетные комплексы под названием CLUB-K выделяются тем, что закамуфлированы под грузовые контейнеры. В теории это сделано в целях унификации. «Чтобы не создавать под каждый новый комплекс новый корабль», — поясняют представители компании. Но, как они признают, на практике ничто не мешает разместить такую систему на гражданском грузовом судне.

Зарубежный рынок БПЛА в первый день МАКС-2013 был представлен скупо. Украинская компания SMIC Aerospace демонстрировала аппарат Supervisor SM2 — также наблюдательную систему типа «летающее крыло». На стенде присутствовал только макет — летный прототип, как заверил член совета директоров Вадим Болта, в данный момент находится на испытаниях, правда пока в полностью ручном режиме. Дальность аппарата — 50 километров; тяги электродвигателя в сочетании с малой массой хватает для запуска «с руки».

Вадим Болта рассказывает о перспективной модели Observer SM1 — пока она прошла только виртуальные испытания. Представитель компании признает, что сфера применения будущего беспилотника еще не определена — перед SMIC Aerospace пока что стоит задача создать аппарат, способный нести 30 килограммов полезной нагрузки. Предполагается, что дальность этого БПЛА составит 500 километров — Болта предполагает, что для управления придется использовать ретрансляторы или спутниковую связь.

БПЛА «Гриф-1». Фото: 558arp.by

БПЛА «Гриф-1». Фото: 558arp.by

Еще один проект украинской компании представляет собой шестивинтовой беспилотный вертолет у которого пропеллеры сгруппированы по два на трех вилках. По словам конструктора Андрея Липового, благодаря соосной группировке винтов БПЛА достаточно устойчив, чтобы отпала необходимость в четвертом луче, как у ставших уже привычными квадкоптеров. Сделано это ради снижения массы и габаритов. «Мы его чуть ли не из автомобильного люка запускаем», — хвастает Липовый. На стенде, однако, прототип отсутствует: его не пропустила таможня.

Белорусский 558-й авиационный ремонтный завод привез на МАКС-2013 беспилотный комплекс «Гриф-К». Он превосходит габаритами большинство упомянутых выше аппаратов, взлетает и садится, разгоняясь на собственных шасси и приводится в движение двигателем внутреннего сгорания. «Гриф-К» способен нести до 20 килограммов полезной нагрузки, включая системы радиоэлектронного подавления — он создан по заказу минобороны Белоруссии, но пока не принят на вооружение.

AMIQO AT-2. Изображение: информационная брошюра производителя

AMIQO AT-2. Изображение: информационная брошюра производителя

Иранская компания AMIQO продемонстрировала собственный беспилотник. Слегка напоминающая большие боевые дроны конструкция окрашена в белый и оранжевый цвета и предназначена, как и все остальные представленные на авиасалоне модели, для слежения, например за морской границей. Представитель компании раскрыл мало подробностей об аппарате, но с гордостью заявил, что тот полностью, вплоть до корпуса из стекловолокна, разработан и произведен в Иране. За исключением двигателя — реактивного, что для представленных на МАКСе беспилотников — большая редкость. Судя по официальной брошюре, БПЛА взлетает с места как ракета, а приземляется на парашюте, и при этом способен нести до 26 килограммов полезной нагрузки на расстояние до 100 километров.

Комментарии

28 августа 2013, 09:13
Недалеко наши технари ушли от разработок игрушек на радиоуправлении. Сейчас у каждого мальца дома есть такой маленький вертолет, который он во дворе с друганами запускает.
28 августа 2013, 13:13
Причем, надо заметить, зарубежного производства производства! ((
28 августа 2013, 10:31
Вопрос номер одни - когда используемые в дронах технологии не лягут в основу летающих автомобилей??
Zed
28 августа 2013, 10:50
Таможня не пропустила прототип беспилотника, который должен был быть представлен на международном авиасалоне?!? Весело, нечего сказать! )
28 августа 2013, 10:56
Белорусский проект конечно впечатлил, но он явно уступает иранскому, я уже не говорю об аналогичных серийных западных моделях...((
28 августа 2013, 12:17
хватит болтать, надо проектировать и строить, не можеть сами спроектировать, срисовывайте у техе, кто може и стройте, пора, отстаем мы
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»